VII Восточный экономический форум (ВЭФ) призван содействовать не только развитию экономики Дальнего Востока, значение которого в условиях санкционных вызовов только растет, но и расширению международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Отмечалось, что уже сейчас наблюдается тенденция превращения АТР в центр мировой экономической активности. О планах по развитию городов Дальнего Востока, будущем программы обучения управленцев, об инвесторах из Японии и об авиации рассказал ТАСС министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
— Недавно завершил свою работу ВЭФ, где, несмотря на санкции и внешнее давление, было подписано более 290 соглашений на общую сумму 3,27 трлн рублей, что стало рекордом. Одной из ключевых тем форума стали мастер-планы. Один из лучших — развитие Петропавловска-Камчатского — был представлен президенту РФ Владимиру Путину. Вице-премьер — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев сообщил, что вы еще будете просить главу государства заслушивать другие мастер-планы, они должны быть закончены к 1 марта. Речь об оставшихся с ВЭФ Магадане, Улан-Удэ и Владивостоке или про все города, участвующие в реновации?
— Мастер-планы Улан-Удэ, Магадана, Владивостокской и Петропавловск-Камчатской агломераций стали лидерами по глубине и качеству проработки на этапе подготовки к ВЭФ. Рассчитываем, что к 1 марта при активной поддержке всех вовлеченных в процесс мастер-планирования организаций и институтов развития значительно продвинутся команды других городов. Одним из ключевых критериев является наличие детальной дорожной карты реализации первоочередных мероприятий мастер-планов и их ресурсного обеспечения на период до 2025 года.
— Какие суммы планируется закладывать в бюджет для их реализации и с какого года? Понятно, что, так или иначе, сейчас об этом мы говорим очень примерно, но все же?
— Общий объем инвестиций в первоочередные проекты, предусмотренные мастер-планами Улан-Удэ, Петропавловск-Камчатской агломерации и Магадана, оценивается в 109 млрд рублей на период до 2025 года. На этом этапе каждому из перечисленных городов необходимы около 30 млрд рублей на реализацию приоритетных инфраструктурных проектов в сфере энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, строительства объектов социальной инфраструктуры.
— Президент в рамках пленарного заседания сделал особый акцент на дальневосточную молодежь. В связи с этим рассматриваются ли возможность расширения и увеличение числа участников программы обучения управленцев "Муравьев-Амурский"? Планируется ли уже второй набор?
— В конце этого года начнется прием заявок на участие во втором этапе программы подготовки управленческих кадров "Муравьев-Амурский — 2030". По итогам рассмотрения заявок в начале следующего года будут отобраны 55 финалистов. Новый поток образовательной программы стартует в апреле — июне 2023 года и завершится во втором квартале 2024 года. Выпускники получат дипломы о профессиональной переподготовке, будут зачислены в региональные резервы управленческих кадров и будут трудоустроены.
— Вице-премьер — полпред президента в ДФО Юрий Трутнев ранее пригласил корейских предпринимателей развивать бизнес в Сахалинской области. Был ли от них отклик? Какие отрасли экономики Сахалина и Курил могут заинтересовать корейских предпринимателей?
— Всего с участием корейских инвесторов в рамках созданных на Дальнем Востоке механизмов территорий опережающего развития и Свободного порта планируется реализовать десять проектов объемом более 8,5 млрд рублей. Это проекты в сфере строительства, транспорта и логистики, сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и в других отраслях.
В частности, на Сахалине с привлечением корейских инвестиций планируется построить круглогодичный гольф-клуб с развитой спортивной и жилой инфраструктурой. Инвесторы из Азии, в том числе из Республики Корея, проявляют интерес к развитию туристических проектов на Дальнем Востоке — в том числе в рамках созданного на Курилах специального преференциального режима.
— Сохраняются ли контакты с коллегами из Японии? В каких сферах?
— Что касается инвесторов из Японии, то на Дальнем Востоке продолжается реализация проектов, в которые привлечены японские инвестиции. В частности, в Хабаровском крае построен тепличный комбинат, ведется строительство медицинского центра. Японские инвесторы участвуют в проектах по деревообработке.
— Мы очень ждем открытия движения по железнодорожному мосту в ЕАО и автомобильному мосту в Амурской области между РФ и КНР. Насколько движение по этим мостам может увеличить товарооборот между странами?
— Трансграничный автомобильный мост Благовещенск — Хэйхэ, а также железнодорожный мостовой переход через реку Амур Нижнеленинское — Тунцзян построены и введены в эксплуатацию. Пропускная способность этих мостов определяется примыкающими к ним пунктами пропуска.
Проектная пропускная способность пункта пропуска Кани-Курган по временной схеме в части грузового движения составляет 1 млн т в год. После завершения строительства постоянного пункта пропуска Кани-Курган она составит 4 млн т грузов в год.
Проектная пропускная способность ЖДПП Нижнеленинское на первом этапе составляет восемь пар поездов в сутки (5,2 млн т в год). После реализации второго этапа реконструкции, а также реконструкции участка железной дороги Биробиджан — Ленинск, пропускная способность увеличится до 20 млн т грузов, расширится номенклатура перемещаемых грузов.
Динамика грузооборота через трансграничные мосты напрямую зависит от введенных китайской стороной антиковидных ограничений и скорости их снятия.
— Санкции, рост внутреннего туризма и появление новой площадки в Комсомольске-на-Амуре подстегнут ли более быстрый серийный запуск самолета "Байкал"? Когда мы сможем на нем летать?
— Я напомню, что при поддержке Минвостокразвития России и Минпромторга России в Комсомольск-на-Амуре реализуется проект по созданию сборочного производства легкомоторного самолета (ЛМС) "Байкал", который заменит самолеты Ан-2 для перевозки пассажиров на местных воздушных линиях. Самолет можно использовать как для коммерческой перевозки грузов, так и для санавиации, авиалесохраны.
Проект реализуется с использованием механизмов территории опережающего развития (ТОР). При поддержке Минвостокразвития России и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики планируется создать необходимую инфраструктуру: производственный и административно-производственный корпуса, перрон, инженерную и коммунальную инфраструктуру.
Запуск производства запланирован на 2024 год.
— Авиации на Дальнем Востоке также было уделено немалое внимание президента на Восточном экономическом форуме. Ранее Минвостокразвития, Минпромторг и ГТЛК заключили соглашение о поставке 45 отечественных самолетов для Единой дальневосточной авиакомпании "Аврора". Заявлялось, что первые из них будут поставлены в этом году. Когда?
— Соглашение, о котором вы говорите, было подписано в феврале прошлого года между Минпромторгом России, ГТЛК и авиакомпанией "Аврора". В связи с введенными со стороны недружественных государств санкциями график поставки воздушных судов скорректирован.
Поставка первых восьми самолетов для Единой дальневосточной авиакомпании запланирована на 2024–2025 годы. А соглашение об основных условиях поставки самолетов SSJ-NEW между авиакомпанией "Аврора" и корпорацией "Иркут" было подписано на Восточном экономическом форуме.