13 октября 2022, 07:00
Интервью
Интервью Москва

Глава депстроя Москвы: строительство медицинских объектов обеспечено полным рублем

Рафик Загрутдинов. Пресс-служба Департамента строительства города Москвы
Рафик Загрутдинов

О том, как новые стандарты повлияли на сроки строительства медицинских объектов, о финансовом обеспечении этого направления отрасли и планах на 2023 год в интервью ТАСС рассказал руководитель столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов

Москва за последние несколько лет сформировала собственный стандарт качества для медицинских учреждений. Теперь выздоровлению пациентов помогают не только врачи и технологии, но и сама среда — здесь стало больше света, появились благоустроенные пространства, потоки пациентов не пересекаются, есть места для отдыха и многое другое. О том, как новые стандарты повлияли на сроки строительства медицинских объектов, о финансовом обеспечении этого направления отрасли и планах на 2023 год в интервью ТАСС рассказал руководитель столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов.

 Рафик Равилович, сталкивается ли департамент строительства с трудностями в условиях нынешнего санкционного давления при возведении в Москве именно медицинских объектов?

— С точки зрения инженерной реализации и технологий проектирования зданий у нас сложностей нет, на сегодняшний день мы двигаемся четко в графике. По оборудованию так же — под санкции оно не попадает, все поставляется нашими поставщиками, как и прежде. Благодаря правильно принятым еще в 2019–2020 годах решениям о строительстве десятков медицинских объектов сейчас основные и знаковые из них практически на финише. Полностью сформирована идеология, и у города есть четкое понимание, что нужно строить.

 Как менялось это понимание в последние годы и какими теперь возводят медицинские объекты в Москве?

— Все, что новое и интересное мы видели в мире — современное и передовое, мы это использовали на наших объектах здравоохранения в рамках адресной инвестиционной программы Москвы. Они стали другими с точки зрения комфорта и ориентированности на людей — как пациентов, так и самих медиков. Когда приступили к разработке этой концепции, то собирали мировой опыт и наработки по всему миру. В международных медицинских компаниях есть отдельное направление — архитектура объектов здравоохранения. Есть научные труды и факультеты, чему у нас, допустим, студентов не учили. И из этих командировок привозили различную литературу по исцеляющей среде, формированию индивидуального комфорта для пациентов и так далее. Для меня как инженера, отвечающего в Москве за стройку, это было очень интересно.

Сегодня московские поликлиники возводятся по совершенно новому стандарту. Новые здания стали больше и просторнее, есть "второй свет". Теперь посетители не "упираются" в регистратуру или гардероб, а проходят к информационным стойкам и приветливому клиентоориентированному персоналу, также на первых этажах есть кафе, в детских поликлиниках — игровые зоны, в целом в зданиях продуманы и цветовая гамма, и дизайн, которые создают комфорт. Мы системно и комплексно подошли к формированию технологий и созданию среды объектов здравоохранения, и я считаю, что в России за последние три-четыре года очень сильно продвинулись. И те продукты, что мы сейчас создаем, они совершенно другие и конкретно отличаются архитектурой и окружением, не говоря уже про медицинские технологии и логистику. Все регламентировано, и процессы описаны очень подробно — техзадание включает все нюансы вплоть до отделочных материалов, реек и потолков. На первых этажах располагаются кабинеты востребованных специалистов, наверху — администрация и узкопрофильные специалисты. Эти стандарты удобны и врачам, и строителям. Четкий план и типовые решения для медицинских объектов ускоряют их строительство.

 Московские стандарты проектирования и строительства медицинских объектов востребованы коллегами из регионов?

— Многие интересуются типовыми проектами и решениями столицы, проводим встречи практически со всеми субъектами РФ, в которых востребованы наши знания. К нам каждый месяц приезжают коллеги из регионов страны. Их интересует не только стройка, но и внутренние процессы, то, как выстроена в целом система оказания медицинской помощи. Также мы участвуем во многих конференциях, международных встречах, рассказываем про опыт Москвы в строительстве и проектировании, в том числе и объектов здравоохранения, как мы для этого по крупинкам собрали лучшие компетенции мира и нашей страны, медицинских технологов, инженеров, проектировщиков. Их опыт, конечно же, поспособствовал продвижению столицы в этом вопросе за последние годы.

 Какой объем средств необходим для возведения медицинских объектов в следующем году? Есть ли потребность его увеличить ввиду изменения цен на стройматериалы и рабочую силу?

— И на этот, и на следующий год при планировании бюджета мы традиционно оставляем некий запас средств на индексацию. На строительные материалы инфляция сейчас достигает 10–12%, и имея опыт в строительстве объектов, мы закладываем соответствующий люфт из нераспределенных средств, который в рамках отрасли используем, — чтобы не разбалансировать адресную инвестиционную программу. На текущий год мы полностью обеспечены финансированием. Сейчас идет обсуждение параметров бюджета, заложенных на стройку в 2023 году, и на этой неделе правительством Москвы будет принята адресная инвестиционная программа. Но если говорить о достаточности — средства заложены, и строительство медицинских объектов обеспечено полным рублем.

 Какие медицинские объекты планируется начать проектировать и строить в 2023 году?

— Планируем начать проектирование и дать старт строительству пяти новых объектов, которые планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году. Три из них — это первые поликлиники по программе реновации: детско-взрослая на 750 посещений в смену в Некрасовке, на 200 посещений в смену — в Измайлове, на 320 посещений — в Зеленограде. Также приступим к работам по стоматологической поликлинике в районе Перово и подстанции скорой помощи в районе Царицыно. Эти объекты предусматриваются в рамках комплексного освоения территории, где идет активное жилищное строительство.

 А строительство каких уже начатых объектов будете продолжать? Над какими медучреждениями заканчиваете работу, какие находятся на финальной стадии и будут открыты в ближайшее время?

— В целом в городе строится порядка 30 медицинских объектов. Среди них — 14 поликлиник, и все они в активной фазе строительства по новым стандартам. В этом году большую долю введем, на следующий год — закончим все. Из знаковых объектов в высокой готовности — лечебно-диагностический комплекс им. Логинова, он готов на 95%. Мы его начали буквально в 2020 году, и он уже на финишной прямой, хотя обычно такие объекты строятся четыре-пять лет. Сейчас идет пусконаладка, отделка, оснащение медицинским оборудованием. В нем будет более 570 коек и 18 высококлассных операционных.

Это наша гордость и с архитектурной точки зрения, и с точки зрения медицины. Когда мы его проектировали, то привлекали немецких архитекторов. Его архитектура выстроена таким образом, что все сделано практично для медтехнологий и логистики. Также в нем будет комфортно — здесь и широкие коридоры, и просторные палаты, и большие окна. Это многопрофильная крутая клиника по всем современным международным стандартам. В центре только медицинского оборудования порядка 40 тыс. единиц — это огромное количество. Территория площадью более 10 га будет благоустроена.

Также завершается строительство новых корпусов для инфекционной клинической больницы №1 на Волоколамском шоссе. Тоже высококлассная больница, аналогов которой в РФ точно нет. Также это одна из современнейших инфекционных больниц и по оснащению, и по медицинским технологиям. Готовность объекта составляет более 80%. Новые корпуса возвели на месте старых одноэтажных бараков. Общая площадь со вспомогательными площадями, надземными и подземными переходами составляет 150 тыс. кв. м. Там разместим 546 мельцеровских боксов. На этом объекте разработана грамотная логистика передвижения лекарств, пациентов, медперсонала. Сейчас ведутся завершающие работы по установке вентиляционных систем, которые очень важны в инфекционной больнице. Речь идет о кратности воздухообмена: каждая палата имеет индивидуальную систему вентиляции, у каждого стояка своя машина для очистки воздуха, чтобы инфекция "не ходила". Для этого потребовалась скрупулезная работа инженеров. Это инфекционная больница полного цикла — есть и операционная, и родильное отделение, и для детей все условия созданы. То есть в одном месте можно будет проводить и диагностику, и лечение. Кроме того, здесь можно будет лечить не только моноинфекции: в разных палатах могут находиться пациенты с различными инфекционными заболеваниями. Также при необходимости количество коек может быть удвоено.

Будет завершено формирование большого медицинского кластера на территории Коммунарки. Сейчас там идет строительство детского корпуса на 180 коек — это более 22 тыс. кв. м. Хорошая детская больница по всем новым стандартам, с просторными коридорами и палатами, там же будет и одно из онкологических направлений. Основные строительно-монтажные работы уже закончены. Там же строим лучевой корпус площадью порядка 12 тыс. кв. м, завершается возведение монолита здания. Основные работы для него завершим в следующем году.

 В Москве ведется строительство скоропомощных корпусов с вертолетными площадками. Какова их готовность?

— Все стационары возводятся при действующих больницах. Больницы для их размещения выбрали таким образом, чтобы максимально сократить время подвоза экстренных пациентов из любого района Москвы В этом году на финише "Склиф", на следующий год — комплекс больниц им. Боткина, Буянова и Филатова. В этих скоропомощных комплексах мы реализуем принцип триажа. Три потока пациентов — красный, желтый, зеленый, — которые не будут пересекаться. И сейчас коллеги из здравоохранения для обеспечения такой логистики обучают тысячи людей, которые будут оказывать экстренную помощь "на автомате", причем для разных категорий больных — разные методы. Новые корпуса интегрированы с действующей больничной сетью, становятся входными воротами в эти больницы. Таким образом, в доступе для помощи пациентам высококлассные операционные, диагностика, есть дневной стационар. Аналогичные возможности есть не везде, и не все страны могут похвастаться теми подходами, которые у нас сейчас будут реализованы в Москве.

 Сколько сейчас требуется времени на строительство медицинского объекта, в среднем порядка трех-пяти лет?

— Срок строительства напрямую зависит от поставленных задач, а они разные. Инфекционную больницу Вороново мы построили за рекордные 37 дней, центр Логинова — чуть более двух лет, хотя объект такого уровня и класса строится минимум три-четыре года. Но была поставлена задача оперативно проектировать и возводить его одномоментно. Если бы двигались последовательно, то сейчас бы находились где-то на этапе завершения монолитных работ.

Беседовала Олеся Кулинчик 

Теги:
Россия