23 ноября 2022, 11:35
Интервью
КХЛ

Владислав Третьяк: сокращение лимита на легионеров необходимо для развития хоккея в России

Президент Федерации хоккея России — о том, что у молодых отечественных игроков нет условий для конкуренции с привилегированными иностранцами, поэтому хоккейная отрасль берет курс на импортозамещение

Лимит на легионеров в российском хоккее будет ужесточен начиная с сезона-2023/2024. Российские клубы Фонбет — Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) смогут заявлять не больше трех иностранных игроков, в то время как в рамках действующих ограничений в клубах лиги разрешено иметь в заявке на матч до пяти легионеров. Инициаторами изменений стали Федерация хоккея России (ФХР) и Минспорт. О том, почему ужесточение лимита — актуальный и необходимый шаг и какую пользу извлечет из этого российский хоккей, в интервью ТАСС рассказал президент ФХР Владислав Третьяк.

— Несколько дней назад министр спорта РФ Олег Матыцин заявил, что Минспорт поддержал позицию ФХР по сокращению числа иностранцев в российском хоккее. Каковы аргументы федерации, настоявшей на ужесточении лимита?

— Прежде всего отмечу, что решение о сокращении иностранцев было очень глубоко проработано. Мы опросили очень многих тренеров, провели консультации со специалистами и руководителями, которые занимаются развитием детского, юношеского и профессионального хоккея в регионах. И на всех уровнях услышали мнение о том, что молодым российским игрокам нужны новые карьерные лифты, новые рабочие места — в том числе за счет ужесточения лимита.

В сегодняшних реалиях этот шаг необходим для развития отечественного хоккея. Ограничение количества иностранцев позитивно повлияет на самые разные аспекты хоккейной отрасли — как спортивные, так и экономические. Конечно, главная цель Федерации хоккея России — создание более благоприятных условий для развития российских игроков. Мы хотим предоставить нашим хоккеистам больше рабочих мест, больше игрового времени и больше возможностей для роста, для превращения в мастеров высшего класса. Ужесточение лимита — один из самых эффективных инструментов для выполнения этой задачи. Никто не сможет спорить с тем, что нашему хоккею требуется еще больше качественных, обученных спортсменов.

Система детско-юношеского хоккея каждый год выпускает сотни талантливых игроков. Далеко не все получают шанс перейти в профессионалы, поскольку в чемпионате России не так много свободных мест. Но мы даем лучшим молодым хоккеистам новое окно возможностей. После ужесточения лимита появится 40 новых позиций в составах команд КХЛ. Пока их занимают иностранцы. Но со следующего сезона эти вакансии освободятся для отечественных спортсменов. В реальности появится почти 100 новых рабочих мест. Ведь на профессиональном уровне есть конкуренция, на каждую позицию смогут претендовать по два-три перспективных хоккеиста. Кто лучше проявит себя, кто лучше работает на тренировках и использует свои шансы в матчах чемпионата — тот и будет играть на самом высоком уровне.

— Получается, сокращение числа иностранцев не ослабит конкуренцию в российском хоккее, а только подстегнет ее?

— Конечно. ФХР выступает за здоровую конкуренцию, за то, чтобы наверх пробивались лучшие. Надо лишь дать молодым игрокам такую возможность. К сожалению, в командах КХЛ российской молодежи просто не позволяют конкурировать с иностранцами. У легионеров привилегированный, неприкосновенный статус.

— Почему это произошло?

— Почти во всех командах чемпионата России именно иностранные хоккеисты получают самые большие зарплаты. А с этими финансовыми преференциями неразрывно связаны преференции спортивные. Клубному менеджменту нужно обосновывать перед кураторами и спонсорами высокие затраты на легионеров, поэтому они диктуют кадровую политику тренерам. Зарубежные хоккеисты автоматически получают места в ведущих тройках, много игрового времени, в том числе в большинстве. У перспективных российских спортсменов просто нет шансов соревноваться с привилегированными одноклубниками.

У российского хоккея свои приоритеты, в том числе развитие своих игроков. И профессиональные клубы обязаны учитывать эти приоритеты. Тем более что более 90% таких команд существуют благодаря финансовой поддержке со стороны государства. Ужесточая лимит, мы создаем такие условия, в которых клубы будут вынуждены доверять российским хоккеистам, больше работать с отечественными кадрами. Вместо иностранцев, занимающих рабочие места на безальтернативной основе, будут перспективные доморощенные игроки и здоровая конкуренция. Хоккейная отрасль берет курс на импортозамещение, это очень важный и своевременный шаг.

— Наверное, многие лоббисты иностранных хоккеистов будут приводить в пример Национальную хоккейную лигу (НХЛ), где никакого лимита вообще нет.

— А давайте посмотрим на цифры. НХЛ однозначно опирается на своих, доморощенных игроков. Например, в 2021 году 75% хоккеистов лиги составляли свои — канадцы и американцы. И только четверть, или 227 спортсменов, — из остального мира. В среднем по семь человек на команду. Совсем немного, особенно если помнить, что туда едут спортсмены высочайшего уровня, сильнейшие хоккеисты из своих стран. То есть в НХЛ ограничивают легионеров на корпоративном уровне. К иностранцам предъявляют повышенные требования, тренерами работают только канадцы и американцы, они же отдают приоритет работе с игроками-соотечественниками. А у нас в чемпионате есть такие иностранцы, без которых можно легко обойтись. Я не буду называть конкретные фамилии, чтобы не обижать никого, но ряд клубов ошибся с легионерами. Часть иностранцев не играют на высоком уровне, но при этом занимают места русских игроков. Такие "варяги" обходятся России дорого — и в спортивном, и в финансовом плане.

— А сколько денег тратят российские клубы на зарплаты иностранных хоккеистов?

— В последние годы эта сумма, по самым скромным оценкам, составляла как минимум 3 млрд рублей в год. В сезоне-2022/2023, наверное, чуть меньше, потому что многие европейские легионеры покинули нашу страну. Но тем не менее существует финансовый перекос в пользу иностранцев. В КХЛ есть потолок зарплат — 900 млн рублей на одну команду. Если мы захотим вернуть в Россию [Александра] Овечкина, то многие клубы из-за потолка просто не смогут платить ему большие деньги, но при этом траты на легионеров не ограничены. Это приводит к диспропорциям. Знаю случаи, когда отдельные команды выделяли на зарплаты иностранцев более 300 млн рублей. То есть пять человек "съедали" треть всей платежной ведомости.

При этом нельзя сказать, что такие траты приводят к спортивным успехам. Те же самые команды со столь дорогими иностранцами не проходили даже в четверку лучших по итогам сезона, вылетали из плей-офф на ранних стадиях. Если в чемпионате России будет меньше иностранцев, то слабее наш хоккей точно не станет. Это показывает сама жизнь. Легионеры — не гарантия побед. В КХЛ был целый ряд зарубежных клубов, которые имели право держать любое количество нероссийских игроков. Никто из них ни разу не стал чемпионом, а чаще всего заканчивал сезон во второй десятке. Высокий уровень хоккея в нашем чемпионате обеспечивают именно отечественные игроки, и мы хотим, чтобы их стало больше.

— Цифры затрат на зарплаты легионеров впечатляют. Получается, сокращение числа иностранцев в хоккее — это еще и борьба с вывозом капитала?

— Совершенно верно. Ведь деньги, которые хоккейный клуб получает из бюджетов или от госкорпораций, можно потратить по-разному. Их можно вложить в зарплаты российских игроков, в детскую школу, в молодежную команду. Во всех этих случаях средства останутся внутри России, будут работать в нашей экономике. Даже затраты команд на перелеты и проживание — это доходы других отраслей народного хозяйства. А иностранные хоккеисты выводят свою зарплату за рубеж и тратят ее там. Наша страна борется с вывозом капитала во всех сферах, и сокращение затрат на зарплаты легионеров также будет вкладом в эту борьбу.

В России много хоккейных городов, много команд с традициями и опытом воспитания талантливой молодежи. Вместо того чтобы тратить 25–30 млн рублей, а иногда и больше на зарплату иностранца, любой клуб КХЛ может выбрать себе перспективного игрока, раскрывшегося в том или ином регионе. И потратить те же деньги на компенсацию школе, вырастившей спортсмена, и еще останется на контракт для самого хоккеиста. Это и будут здоровые рыночные отношения внутри отрасли, будет стимул еще лучше работать с детьми и юниорами. При этом все профессиональные команды окажутся в равных условиях. Лимит одинаков для всех. А талантливых, перспективных хоккеистов тоже хватит на всех, нам есть кем заменить иностранцев.

Сама жизнь дает нам шанс поработать на перспективу, сконцентрироваться на защите интересов отечественного хоккея и работе с будущим поколением спортсменов внутри страны. Будем воспитывать ярких спортсменов для России, для клубных команд и для сборных. Нам нужен стратегический подход.

В КХЛ уже есть ряд клубов, которые качественно и вдумчиво работают с российскими игроками, доверяют им, развивают своих и при этом добиваются больших успехов, занимают высокие места в чемпионате. Нужно, чтобы еще больше команд переходило на такую же здоровую стратегию. Для этого и ужесточается лимит. Ведь те же иностранцы в большинстве случаев ничего не дают российскому хоккею, особенно в долгосрочном плане. Вспомните, как 10–12 лет назад чемпионами России становились команды, у которых в воротах играли то финские, то шведские голкиперы, а при этом наши ребята сидели в глухом запасе, у сборной был ограничен кадровый выбор. И какую пользу наш хоккей извлек из того, что сильные команды делали ставку на иностранных вратарей, защитников, нападающих? Мы хотим, чтобы лучшими бомбардирами и самыми яркими звездами чемпионата России становились наши игроки. И мы прикладываем усилия, чтобы это так и было. 

Теги:
КХЛ