6 декабря 2022, 05:00
Интервью

Глава Фонда развития территорий: синхронизируем капремонт жилья и обновление городов

Глава Фонда развития территорий: синхронизируем капремонт жилья и обновление городов
Ильшат Шагиахметов

Ильшат Шагиахметов — о приоритетных задачах на новом для него посту гендиректора фонда

Фонд развития территорий, объединивший функции фондов ЖКХ и защиты прав обманутых дольщиков, со 2 декабря возглавил новый руководитель — Ильшат Шагиахметов, до этого работавший в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина. О приоритетных задачах на посту гендиректора фонда, о помощи обманутым дольщикам, новом подходе к капитальному ремонту жилья, модернизации коммунальной инфраструктуры и подготовке к отопительному сезону новых регионов России он рассказал в интервью ТАСС.

— Ильшат Ильгизович, прежде всего поздравляем вас с назначением на должность генерального директора Фонда развития территорий. Какие задачи вы ставите на этом посту и как ваш профессиональный опыт должен в этом помочь?

— Спасибо за поздравление. Мои полномочия будут действовать три года, и за это время предстоит решить большой ряд очень амбициозных задач. Во-первых, это окончательное восстановление прав обманутых дольщиков и переселение граждан из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года. Кроме того, в круг моих задач войдет вовлечение земельных участков с незавершенными объектами строительства для реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ), модернизация коммунальной инфраструктуры, а также восстановление коммунальной инфраструктуры новых регионов — тоже очень ответственная и важная задача.

Структурой стройкомплекса России руководят люди, которые всегда курировали масштабные стройки, в том числе, что называется, "на земле": заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин и министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. И конечно, они требуют того же и от своей команды. Про себя могу сказать, что я прошел много различных производственных цепочек — это сельскохозяйственные поля, животноводческие фермы, элеваторы, молокоперерабатывающие заводы, сахарные заводы, мукомольные производства, судостроительный завод. Для управленца важно самостоятельно досконально погружаться в процесс: видеть потери, находить пути их минимизации. 

Во время работы в команде вице-премьера Марата Хуснуллина я в том числе занимался построением корпоративного управления госкорпорациями, в которых он возглавляет наблюдательные советы. Это такие компании, как "Автодор", ДОМ.РФ, крымский банк РНКБ, "Единый заказчик в сфере строительства" и, конечно, Фонд защиты прав дольщиков и Фонд содействия реформированию ЖКХ, которые объединились в Фонд развития территорий.

— Поэтому это не новое для вас направление.

— Совершенно верно, я уже был погружен в процессы этих корпораций, в их цели и проблематику, поэтому с работой Фонда развития территорий знаком не понаслышке. В своей деятельности мы будем опираться на системный большой документ — стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства России до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В этом документе в том числе прописаны задачи Фонда развития территорий. 

Проблемы обманутых дольщиков

— Давайте перейдем к этим задачам. Сколько обманутых дольщиков осталось в России? В связи с секвестром федерального бюджета будут ли сдвинуты сроки восстановления их прав? Ранее планировалось, что до конца 2023 года будет решен основной объем задач.

— Президент страны Владимир Путин поставил очень важную социальную задачу — до конца 2023 года завершить решение проблем обманутых дольщиков. Это огромный вызов — и для Фонда развития территорий, и для субъектов страны, которые решают эту проблему самостоятельно, без механизмов федерального фонда. За 10 месяцев 2022 года фонд и субъекты восстановили права 36 тыс. пострадавших граждан, а за весь текущий год нам, по прогнозам, совместно удастся помочь примерно 47 тыс. пострадавших граждан, и тогда на начало следующего года в России будет насчитываться около 80 тыс. обманутых дольщиков.

До конца 2023 года часть данной проблемы, возможно, мы не решим, потому что есть процедурные моменты принятия решений и их реализации. Могу сказать, что больше 90% проблемы нам удастся решить в 2023 году и остальное закроем в 2024 году. 

Вообще масштаб работы, который был проделан, колоссальный — за все время работы, с 2019 года по 1 ноября 2022 года, фонд и регионы совместно восстановили права 144,5 тыс. пострадавших граждан. Из них только за счет механизмов федерального фонда удалось помочь 109,6 тыс. человек: 42,6 тыс. дольщиков получили выплаты на общую сумму 112 млрд рублей, 18,7 тыс. человек получили жилье в достроенных домах, по остальным гражданам также приняты решения, которые сейчас проходят процедурные моменты.  

— Фонд развития территорий реализует на торгах земельные участки под долгостроями. Как идет эта работа, сколько уже участков продано?

— Процедура для нас достаточно новая. На сегодня мы зарегистрировали права на 183 участка с проблемными объектами, по которым обманутым дольщикам были выплачены компенсации. 13 участков уже были разыграны на торгах, то есть уже определены застройщики, которые будут реализовывать эти объекты. В совокупности данные участки обладают градпотенциалом примерно на 1,9 млн кв. м. Еще по 22 земельным участкам мы в настоящее время собираем заявки. В целом эта работа принесет достаточно солидный вклад в компенсацию затрат федерального бюджета, все средства пойдут на завершение решения проблем обманутых дольщиков.

— На какую сумму рассчитываете?

— Это десятки миллиардов. Речь идет обо всем имуществе, которое мы будем реализовывать: и квартиры, и коммерческие площади, и парковочные места, которые остаются после завершения стройки, и земельные участки с объектами незавершенного строительства. Все это вместе даст несколько десятков миллиардов рублей. На самом деле эти средства уже погружены в обеспечение принятых решений, то есть это часть нашего финансового плана.

Несмотря на сложность с финансированием, председатель правительства Михаил Мишустин совместно с Министерством финансов принимает непростые решения по опережающему финансированию. Потенциальная дополнительная потребность может возникнуть всегда, но мы будем находить для этого немного другие алгоритмы и источники. Повторюсь, в любом случае нам предстоит проблему обманутых дольщиков решить. 

Обветшание домов

— Как вы оцениваете начало реализации новой программы по расселению аварийного жилья, признанного таковым в 2017–2021 годах? Есть ли уверенность, что программа будет полностью обеспечена финансированием, так как пока предусмотренных на нее 45 млрд рублей недостаточно?

— В России пока еще продолжает действовать программа по переселению граждан из жилья, признанного аварийным до 1 января 2017 года. При этом 9 регионов программу уже завершили, до конца года ожидаем, что к этому списку присоединятся еще 5 регионов, и примерно 40 — в следующем году.

В качестве дополнительной меры правительство приняло решение о выделении 45 млрд рублей тем субъектам, кто завершил действующую программу. Например, положительный пример показывает Сахалинская область, где уже переселили первых граждан по новой программе. Поэтому 45 млрд рублей пойдут в регионы, которые идут опережающими темпами. Параллельно продолжаем верстать новую программу, новые потребности, и мы, конечно, будем заявлять те бюджетные средства, которые здесь будут необходимы. 

Но это самый простой способ — взять, посчитать бюджетные средства, заявить потребность и получить деньги. В текущих же условиях нам предстоит поработать головой и внедрить новые инструменты. Во-первых, нам с субъектами предстоит провести инвентаризацию программ капитальных ремонтов, потому что самое лучшее средство от появления аварийного жилья — это профилактика. Будем инвентаризировать те объекты, которые в ближайшее время подлежат капитальному ремонту: где-то, может быть, нужно будет сдвинуть сроки, посмотреть виды работ, которые, возможно, сейчас не будут эффективны для данного дома. Это необходимо для того, чтобы, оставаясь в текущем бюджете, затормозить скорость обветшания домов. 

Второй инструмент — вовлечение земельных участков в комплексное развитие территорий. В крупных городах есть целые кварталы, где до 85% жилья является ветхим и еще 10–15% — аварийным. Это старые райончики с кучно расположенными двух-трехэтажками. А ветхое жилье — это такие дома, которые потенциально завтра станут аварийными. Муниципалитет может принять решение о комплексном развитии данной территории, провести общественные слушания, опросить жителей: хотите ли вы переехать в другое, более комфортное жилье. Да, это уже будут многоэтажки, а не двух-трехэтажные дома. И если общественные слушания пройдут положительно, то муниципалитет сможет привлечь Фонд развития территорий как оператора. Тогда мы вкладываем заемные средства, сносим эти объекты, вовлекаем их в жилищное строительство, переселяем людей из ветхого и аварийного жилья в новые квартиры. Мы будем стараться реализовывать проекты так, чтобы их результат позволял выйти на самоокупаемость. Таким образом, мы решаем будущую потенциальную проблему аварийного жилья и строим новые дома, то есть делаем вклад в главную цель стройкомплекса страны — до 2030 года построить 1 млрд кв. м жилья, тем самым улучшить условия жизни миллионов российских семей.

Важно отметить, что у фонда есть достаточно эффективные наработанные компетенции как в реализации задачи по расселению аварийного жилья, так и по остальным направлениям работы. Многие процессы уже были настроены на достаточно высоком уровне. Отдельно за это хочу поблагодарить предыдущего генерального директора Константина Цицина.

— Будет ли законодательно закреплено понятие ветхого жилья?

— Это пока и не нужно. Мы говорим о том, что со всеми собственниками мы проговариваем, проводим слушания: если готовы, то давайте. Тогда и облик населенного пункта улучшается, и люди получают комфортные условия жизни. 

Новый подход к капитальному ремонту и механизм КРТ — это два важных инструмента, которые нам предстоит еще отстроить, но они действительно могут внести хороший вклад. Чтобы вы понимали, более 2,6 млн кв. м жилья ежегодно признаются аварийными. Это требует вложения около 200 млрд рублей в год. Ежегодно эти средства мы не сможем находить. А с каждым годом эта цифра будет увеличиваться, потому что сейчас мы расселяли двух-трехэтажные дома, а скоро мы подойдем уже к пяти-, а дальше и девятиэтажным.

— Можно ли оценить, насколько может уменьшиться объем жилья, признаваемого аварийным, если с умом подойти к капитальному ремонту? 

— Таким образом мы можем снизить скорость признания жилья аварийным на 10–20%. В масштабе 200 млрд рублей это большие суммы, то есть сможем сэкономить 20–40 млрд бюджетных средств в год.

— Могли бы поделиться итогами программы модернизации ЖКХ за счет средств ФНБ? Будет ли продолжена облигационная программа фонда?

— Действующая программа облигаций Фонда развития территорий направлена на привлечение средств Фонда национального благосостояния в объеме 150 млрд рублей для модернизации коммунальной инфраструктуры. Президиум правительственной комиссии по региональному развитию уже принял решение по 225 объектам на общую сумму финансирования 176 млрд рублей с учетом внебюджетного финансирования. Только из ФНБ задействовано 136 млрд рублей, мы сейчас принимаем решения по оставшемуся небольшому количеству проектов.

Средства будут направлены на реализацию проектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Это очень важная помощь ресурсоснабжающим организациям в маленьких населенных пунктах, где бюджетных возможностей на такие вложения никогда не было. Благодаря такому механизму где-то заменят котельную, где-то появятся очистные сооружения, где-то заменят трубы. Мы подошли к обработке заявок таким образом, чтобы были реализованы по-настоящему важные для муниципалитетов проекты.

Средства по данному механизму выделяются на возвратной основе. Мы даем заем по льготной ставке, и в срок до 20 лет эти средства возвращаются под гарантии субъектов, в которых эти проекты реализуются. В дальнейшем это нам позволит данную денежную массу вращать дальше, то есть мы сможем вновь и вновь за счет положительных потоков, выпуская дополнительные облигации, привлекать деньги и финансировать еще больше проектов. 

Таким образом, наша облигационная программа будет продолжена. Мы будем размещать на рынке облигации по биржевой открытой подписке, будем стараться привлекать средства институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды или страховые компании, кого не интересует рискованная, высокая доходность. Основная задача нашей компании, как любого института развития, на один рубль бюджетных средств привлечь как можно больше внебюджетных. 

— Как ваша облигационная программа будет сопряжена с комплексной пятилетней программой модернизации коммунальной инфраструктуры, которую в ближайшее время должны утвердить по поручению президента?

— Как я уже сказал, облигации обеспечивают финансирование ЖКХ на возвратной основе. Минстрой России сейчас завершает формирование программы модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023–2027 годы, предварительно из федерального бюджета уже выделено 130 млрд рублей на 2023–2024 годы. Однако в данном случае речь идет о целевых субсидиях, которые предоставляются субъектам не на возвратной основе.

В итоге мы будем иметь два механизма. Во-первых, мы занимаем и выдаем под гарантии субъекта средства для таких проектов, которые смогут вернуть заем. И второе — прямые целевые субсидии тем субъектам, которые не могут себе позволить обеспечить возвратность, или тем проектам, которые сложно окупаемы: водоснабжение и водоотведение.

Отопительный сезон в новых регионах 

— Хотела бы также затронуть тему восстановления новых регионов. Какие задачи там выполняет Фонд развития территорий? 

— Фонд принимает активное участие в подготовке ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей к отопительному сезону, восстанавливает котельные, доставляет передвижные котельные установки, которые запитывают от 10 до 15 домов. По общепринятой методике, которая используется в Российской Федерации, новые регионы не сильно отстают от других по готовности к отопительному сезону, но это подходит для мирных территорий. Так, средний показатель по Донецку — порядка 96% готовности, по Луганской Народной Республике — 99%. Там уже подано тепло.

Но есть несколько городов, где картина другая. Это такие города, как Мариуполь, Северодонецк, Волноваха, Лисичанск. Именно там сконцентрировано наибольшее число строителей. Например, только в Мариуполе сегодня работает свыше 30 тыс. рабочих, это самая большая стройка страны. Так вот в этих городах для нас главный результат — это количество квартир, которые получили тепло. Сегодня мы подошли к цифре 45% потребителей, которые обеспечены отоплением, это чуть менее 1 тыс. объектов. До конца года мы достигнем 70%, это уже будет больше 1 тыс. домов, или десятки тысяч квартир.

Будем продолжать работу в течение всего отопительного сезона до подключения последнего объекта. В день 30, 40, 50 объектов удается подключить. Я сам постоянно бываю на новых территориях, стараюсь ездить минимум раз в две недели. Инспектирую данные специалистов, чтобы не было искажений, хожу по обычным квартирам, где уже есть тепло и где его еще нет, спрашиваю жильцов, как они справляются. Люди используют обогреватели, одеваются теплее, но они знают, что где-то уже знакомые получили тепло, где-то родственники. Если фиксируются критичные ситуации, людей переселяем в пункты временного размещения или маневренный фонд жилья.

Кроме того, в данный момент мы формируем комплексную программу модернизации сетей, потому что, к сожалению, на территории новых субъектов была очень ветхая коммунальная инфраструктура. Поэтому требуется более опережающее восстановление. Эту программу формируем по принципу: где критично, туда будем заходить в первую очередь.

— В России приняты меры поддержки жителям Херсона и части Херсонской области, которые вынужденно покинули свои дома. Фонд является оператором этой программы. Как идет эта работа?

— Сегодня действуют две меры поддержки: выдача жилищного сертификата и единовременная выплата по 100 тыс. рублей. Оформить их достаточно просто. Так как фонд не может очень быстро раскрыть широкую филиальную сеть, мы прибегаем к помощи регионов и используем сеть МФЦ для обслуживания граждан. Итак, 54 региона с нами уже подписали соглашения об организации этой работы, 22 региона уже начали принимать заявления от жителей Херсонской области. Отдельная благодарность Крыму и Краснодарскому краю, на которые легла основная нагрузка по размещению людей, вынужденных покинуть территорию Херсонской области и город Херсон, и по доведению жилищных сертификатов.

— Сколько жителей Херсонской области уже получили сертификаты?

— Более 20 тыс. обращений уже поступило на единую горячую линию 8-800-100-74-59. Люди получают там необходимую информацию и после этого подают заявление на получение меры поддержки. Дело в том, что основная проблема — это информированность населения, именно поэтому мы организовали системную работу единой горячей линии, на ней специалисты отвечают на все вопросы касательно оформления мер поддержки 24/7. Я сам через день звоню туда, представляюсь обычным жителем, который переехал, задаю бытовые вопросы. Задача оператора — дать исчерпывающую информацию, рассчитать размер полагающейся выплаты, довести обратившегося до МФЦ и до выдачи самого сертификата. 

— Довольны работой горячей линии?

— Нет предела совершенству. Звоним, проверяем, смотрим, чего не хватает, получаем обратную связь, корректируем скрипты для операторов. Таким образом ведем работу во всем.