Заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Галузин в интервью ТАСС ответил на вопросы о возможности переговоров по Украине, рассказал об обстановке на пространстве СНГ, а также объяснил, почему США не смогут остаться в победителях.
— Как вы оцениваете обстановку на пространстве СНГ? С какими вызовами и угрозами Содружеству приходится сейчас сталкиваться? Кому выгодны очаги нестабильности на пространстве СНГ?
— Геополитические реалии, в которых мы с вами сегодня находимся, оказывают серьезное влияние на всю систему глобальных и региональных процессов, включая интеграционные. Эпоха однополярного мира, когда США и их европейские сателлиты, используя отточенную годами практику запугивания, диктовали другим странам условия, определяли их курс развития в угоду своим конъюнктурным интересам и даже "ломали" государственный строй, подходит к концу. В мире происходят тектонические сдвиги в сторону многополярности, взаимовыгодного сотрудничества, основанного на принципах равноправия, уважения интересов и невмешательства во внутренние дела государств.
К сожалению, это болезненный процесс. Прежде всего, потому что Вашингтон активно противодействует этим необратимым изменениям. Беспрецедентные по своим масштабам односторонние нелегитимные ограничительные меры, которые вводятся без разбора (порой в ущерб своим партнерам), стали неотъемлемой частью его внешней политики. В этих условиях мы выстраиваем взаимодействие на пространстве СНГ с учетом давления как на нас, так и на наших союзников. Ведем работу по укреплению многостороннего сотрудничества в рамках региональных интеграционных структур. Россия остается честным и надежным союзником как в политическом, так и в торгово-экономическом плане, а доверительные отношения, сохраняющиеся между странами СНГ, ОДКБ и ЕАЭС, способствуют выполнению обязательств и достижению новых целей.
Сегодня в фокусе внимания обеспечение стабильного функционирования наших экономик и формирование финансовых механизмов устойчивых к внешним факторам. Несмотря на попытки западных стран ограничить торгово-экономические связи России, в январе-июле текущего года, как показывает статистика, товарооборот России с государствами СНГ увеличился почти на 6%.
В рамках ЕАЭС принят ряд действенных мер, направленных на нивелирование негативного влияния западных рестрикций. В марте утвержден Перечень мер по повышению устойчивости экономик государств-членов Союза. Конкретные инициативы, направленные на его реализацию, обсуждаются в рамках соответствующей Рабочей группы высокого уровня.
— Президент Украины Владимир Зеленский допустил, что вооруженный конфликт вокруг Украины завершится в 2023 году. Означает ли это, что Киев в скором времени начнет переговоры с Москвой? Как вы оцениваете перспективы урегулирования украинского кризиса?
— Сегодня ситуация такова, что любые прогнозы относительно времени завершения украинского кризиса могут оказаться несостоятельны. Военное противостояние приняло затяжной характер. Запад настроен на так называемую полную и безоговорочную победу Киева с "возвращением" в состав Украины всех новых российских регионов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а также Крыма. Более того, западники еще и рассчитывают на то, что мы будем выплачивать репарации и заниматься восстановлением Украины. Разглагольствуют о намерениях провести "трибуналы", осудить и привлечь к ответственности руководство нашей страны.
Иными словами, по логике Киева и Запада мы должны уйти с освобожденных территорий, восстановить все разрушенное, выплатить репарации, сесть в тюрьму, и только после этого украинцы соизволят вернуться к переговорам. Этот абсурд высмеял бы сам Зеленский, если бы не стал президентом, а продолжал играть в КВН. Подобные предварительные условия не могут служить основой для конструктивного разговора.
Так называемые мирные инициативы Владимира Зеленского, при выполнении которых он якобы готов на перемирие с Россией, являются абсолютно неприемлемыми. Абсурдным является и предложение украинского лидера сделать "жест доброй воли" и вывести российские войска с территории Украины к Рождеству. Неясно также, как со всеми этими тезисами и призывами сочетается подписанный Зеленским 30 сентября указ о "невозможности" переговоров с президентом России Владимиром Путиным.
Очевидна полная неадекватность решений и поступков нынешнего киевского режима, чьи политики хорошо известны своей необязательностью, недоговороспособностью и откровенной русофобией. И хотя Россия не отвергает варианта переговоров и политического урегулирования конфликта, но на выдвигаемых украинским руководством условиях мы разговаривать не собираемся. Все теперь зависит исключительно от готовности Киева и его западных кураторов к подлинному политико-дипломатическому разрешению кризиса.
— Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) заявил, что соглашение о создании зоны безопасности вокруг Запорожской АЭС может быть достигнуто в скором времени. Может ли это произойти до наступления 2023 года?
— Нам бы очень хотелось, чтобы зона безопасности вокруг Запорожской АЭС была создана как можно быстрее. Теперь станция входит в российскую юрисдикцию, ее функционирование осуществляется нашей управляющей компанией. В этой связи мы крайне заинтересованы, чтобы работа АЭС осуществлялась спокойно и безопасно. Однако мы до сих пор не видим реальных конструктивных шагов со стороны украинских властей в плане достижения договоренности по созданию зоны безопасности вокруг Запорожской станции. Киевский режим продолжает осуществлять обстрелы как самой АЭС, так и ее инфраструктуры, стремясь нанести ей максимальный ущерб.
Ценим посреднические усилия Генерального директора МАГАТЭ Гросси, который, как и мы, нацелен на скорейшее достижение прогресса в данном вопросе. В этой связи 22 декабря Гросси прибыл в Москву для проведения еще одного раунда двусторонних консультаций о параметрах договоренности.
В целом делаем все от нас зависящее, чтобы задача создания зоны безопасности вокруг ЗАЭС была наконец реализована, а риски аварии на атомном объекте сведены к нулю. Надеемся, что у украинской стороны возобладает разум, и в Киеве поймут, что подвергать опасности атомную электростанцию, как и ее инфраструктуру, безответственно. Ведь последствия таких действий могут быть самыми катастрофическими.
— Глава МИД Армении недавно сообщил, что республика получила предложение Азербайджана по проекту мирного соглашения и скоро ответит на него. При этом подходы сторон еще далеки друг от друга. С учетом этого и обострения ситуации в Лачинском коридоре каковы, по вашему мнению, перспективы заключения мирного договора между Баку и Ереваном? Может ли это произойти в ближайшее время?
— Полагаем, что в данном случае сроки согласования документа не так важны. Главное, чтобы Баку и Ереван смогли выйти на взаимоприемлемое решение, которое гарантировало бы устойчивый и справедливый мир в регионе. Российская сторона готова оказывать всяческое содействие переговорному процессу в соответствии с тем, как это зафиксировано в трехстороннем заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении по итогам сочинского саммита 31 октября 2022 года.
Безусловно, инциденты, подобные нынешнему обострению вокруг Лачинского коридора, не могут не осложнять фон для переговоров, в том числе по мирному договору. Российская сторона прилагает энергичные усилия в целях урегулирования ситуации "на земле". Рассчитываем на скорейшее возобновление совместной работы по всем трекам армяно-азербайджанской нормализации.
— Пресс-секретарь президента Казахстана ранее сообщил, что Путин и Токаев в ходе встречи в Кремле 28 ноября обсудили создание "тройственного газового союза" с Узбекистаном. 7-го декабря министр энергетики Узбекистана заявил, что его страна ведет переговоры о поставках газа и электроэнергии из соседних стран, а "не через какой-то альянс или союз". Не могли бы вы внести ясность — Узбекистан поддерживает идею газового союза или нет? Ведет ли Россия контакты с Узбекистаном и Казахстаном по поводу создания этого союза?
— Идея создания, как вы сформулировали, "тройственного газового союза" представляет интерес как для России, так и для наших партнеров: Казахстана и Узбекистана. Взаимодействие в этой сфере явно востребовано в связи с имеющимися энергетическими потребностями, задачами обеспечения социально-экономической стабильности и благополучия населения.
Что касается участия Республики Узбекистан в проекте, то президент Путин в ходе пресс-конференции 9-го декабря по завершении саммита ЕАЭС в Бишкеке отметил, что работа по созданию возможного энергетического альянса уже началась. Партнеры России готовы к совместным действиям в данном направлении. Для реализации идеи нет никаких значимых препятствий, однако потребуется большая системная работа, прежде всего, на экспертном уровне, которая уже ведется в компетентных министерствах трех стран.
— Урегулирование приднестровского вопроса находится в замороженном состоянии. Насколько возможно продолжение функционирования формата "5+2"? Или региональным игрокам пора искать какой-то новый?
— Говорить о контактах в рамках переговорного формата "5+2" по приднестровскому урегулированию преждевременно. Очевидно, что его будущее прояснится после разрешения ситуации на Украине.
Сегодня главное — возвращение конструктивного начала в диалог между Кишиневом и Тирасполем. Необходимо повышение динамики и продуктивности встреч политических представителей двух берегов Днестра, а также заседаний их совместных отраслевых рабочих групп, наработки которых составляют основу переговорного процесса в многостороннем формате. Принципиально важно также соблюдать ранее достигнутые договоренности. В этом плане, однако, пока продвижения нет. Остаются старые и накапливаются новые проблемы.
— Каким вы видите будущее связей России с Грузией? Возможно ли восстановление дипломатических отношений между двумя странами? Намерена ли Москва отменить визы для граждан Грузии?
— Убеждены, что наличие устойчивых связей всецело отвечает интересам народов России и Грузии. Их объединяют вековые традиции дружбы, добрососедства, общая история, культура, духовные ценности, миллионы человеческих судеб. В нашей стране проживают и успешно реализуют себя сотни тысяч этнических грузин, в последнее время растет и число находящихся в Грузии граждан России.
В 2012 году мы без колебаний поддержали предложенный Тбилиси курс на нормализацию двусторонних связей. Вот и сейчас, несмотря на непростую внешнюю конъюнктуру и отсутствие дипломатических отношений, российско-грузинское взаимодействие развивается. За 11 месяцев текущего года товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2021 года вырос в полтора раза и превысил 2,2 млрд долларов. Наряду с торговлей растут показатели в сферах туризма и денежных переводов.
Что касается дипломатических отношений, то хотел бы напомнить, что они были разорваны в 2008 году по инициативе Тбилиси, который, к сожалению, продолжает обставлять возможность их восстановления политическими требованиями, вступающими в противоречие с новыми реалиями в регионе. Таким образом, мяч по-прежнему находится на грузинской стороне.
В отношении перспектив отмены визового режима для поездок граждан Грузии в Россию не исключаем принятия положительных решений, как только для этого сложатся необходимые предпосылки.
Беседовала Арзу Пашаева