20 февраля 2023, 13:00
Интервью

Владислав Ховалыг: нельзя остаться в стороне

Владислав Ховалыг. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Владислав Ховалыг
Глава Республики Тыва — об участии жителей региона в СВО и о том, как западные санкции сказались на его экономике

​Тува планирует заключить соглашение о взаимодействии с Донецкой Народной Республикой (ДНР), жители сибирского региона оказывают Донбассу гуманитарную помощь, активно участвуют в специальной военной операции (СВО). О помощи, которую получают военнослужащие, сколько их, как они встретят тувинский Новый год, а также о том, как сказались западные санкции на экономике региона, ходе реализации важнейших проектов и планах на будущее рассказал ТАСС глава Республики Тыва Владислав Ховалыг.

Шагаа для бойцов СВО

— Владислав Товарищтайович, 2023 год в Тыве объявлен Годом народной сплоченности. Как бы вы сами объяснили, что такое для вас сплоченность народа?

— Сегодня мы столкнулись с непростыми вызовами, которые стоят перед нашей страной, перед каждым из нас. Идет специальная военная операция. Она требует от государства решительных действий и мобилизации ресурсов, от общества — сплоченности и поддержки. Способность объединяться, вместе преодолевать трудности, искренне помогать друг другу — отличительная черта россиян.

Взаимовыручка и взаимопомощь всегда были в основе базовых ценностей тувинского народа, вся наша история, культура и традиции пронизаны духом сплоченности. Так жили наши предки, так живем мы. Поэтому, объявив Год сплоченности, мы призываем не только жителей Тувы, но и всех жителей нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны объединиться. Как никогда мы должны сплотиться вокруг нашей страны, вокруг президента, каждый внести посильный вклад в общее дело.

Бойцы из разных регионов бок о бок сражаются, защищая Родину. Никто не должен оставаться в стороне, происходящее касается каждого жителя России. Сила духа, гражданская ответственность и, главное, любовь к своей Родине помогут нам выстоять и все преодолеть.

— Вы были в новых регионах России? Знаем, что многие жители Тувы участвуют в СВО.

— Я побывал в Донецкой и Луганской народных республиках в декабре прошлого года, встретился с нашими военнослужащими. С самого начала СВО мы в тесном контакте с ними. Сейчас, по общим подсчетам, там находится около 3 тыс. наших земляков — почти 1% от числа жителей Тувы. В ближайшее время, в канун Шагаа (тувинский Новый год, в 2023 году празднуется 21 февраля — прим. ТАСС), мы планируем провести телемост, где наши ламы проведут для военнослужащих праздничный молебен, с участниками СВО смогут пообщаться их родные и близкие.

Также готовим соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве с ДНР. ДНР является мощным регионом как в экономическом плане, так и в культурном. У нас много общего и есть поле для совместной работы. Взять хотя бы промышленную отрасль по добыче и переработке угля.

В этом году Агентство по делам национальностей планирует усилить работу с диаспорами и вновь поехать с гуманитарной миссией для жителей новых регионов.

— На какую помощь могут рассчитывать военнослужащие из Тувы и члены их семей?

— Первое и самое главное для нас — чтобы военнослужащие и их семьи чувствовали всемерную заботу и поддержку как со стороны государства, так и общества. Поэтому мы создали республиканский объединенный штаб поддержки военнослужащих и их семей. Люди искренне, от души и сердца помогают, участвуют в общем гуманитарном движении простыми, добрыми, полезными делами. Мы, в свою очередь, обеспечиваем поддержку и координацию на уровне социальных ведомств и структур.

Мер поддержки у нас много. Это и доставка продуктовых наборов, угля, дров. Для мобилизованных из города — компенсация по оплате коммунальных услуг. На каждого ребенка из семей мобилизованных до 17 лет включительно предусмотрены выплаты по 5 тыс. рублей, самим мобилизованным по 100 тыс. рублей каждому.

Разработан и находится на стадии согласования проект указа, предусматривающий бесплатный проезд детям и женам военнослужащих на территории республики, бесплатное посещение кружков, занятий, секций.

Вопреки санкциям

— Вспомним ушедший год, насколько серьезно сказались западные санкции на экономике  региона?

— Да, год был непростым, но республика завершила его достойно. Мы выполнили все социальные обязательства, все текущие задачи по нацпроектам, которые сегодня реализуются в Туве. Годовая инфляция была одной из самых низких в Сибири и составила 10,25% (показатель по СФО — 12,2% — прим. ТАСС).

Были большие планы, в частности по развитию промышленности, и западные санкции оказали на них влияние. Так, подвергся изменениям проект возведения горно-обогатительного комбината на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении. Ранее он предполагал использование западного оборудования и технологий, которые сейчас уже недоступны. Прежний инвестор сообщил, что нужно дополнительно два года, чтобы перепроектировать производство, тогда как мы рассчитывали, что ГОК запустится раньше.

В настоящее время комбинатом заинтересовалась корпорация "Росатом", специалисты компании побывали на месторождении, оценили текущее положение дел и остались довольны. Надеюсь, что в феврале-марте будет принято совместное решение с "Росатомом" о старте работ. Проблема с оборудованием снята благодаря наличию и внедрению отечественных технологий. ГОК станет самым крупным промышленным предприятием в республике, на нем будут трудиться более 2 тыс. человек.  

— Были отрасли  экономики, которые, наоборот, в этот период получили толчок к развитию?

— Вопреки опасениям и благодаря принятым мерам поддержки на одном из ведущих предприятий легкой промышленности региона произошел заметный рост производства текстильных изделий, налажен выпуск дополнительных видов продукции. Не были санкции помехой и для сельского хозяйства, перед которым стоит задача обеспечения продовольственной безопасности региона. Сегодня мы делаем упор на развитие мясного и молочного скотоводства и переработку сельскохозяйственной продукции.

Растут инвестиции в АПК республики, на стадии реализации в Туве находится сразу несколько крупных агропромышленных проектов. В селе Сукпак уже в марте откроется крупное овощехранилище с цехом по консервированию овощей. Первыми в Сибири запустим консервный завод по глубокой переработке рыбы, в частности речной рыбы (лещ, окунь, плотва). Объем допустимого улова позволяет поставить консервную линию на 360 т рыбы в год.

Продолжаем планомерно наращивать темпы жилищного строительства в Туве. Ожидаем серьезный рост объемов строительства за счет проектов комплексной застройки микрорайонов в Кызыле и пригородном Каа-Хеме. До 2030 года намерены построить 1,4 млн кв. м жилья. Сейчас в Туве в среднем на одного человека приходится 14 кв. м жилья при среднероссийской норме в 18.

Развитие жилищного строительства — один из главнейших наших приоритетов. Именно поэтому предложил распространить на наш регион программу льготной ипотеки под 2%. Сейчас эта программа действует только на Дальнем Востоке. Оператором проекта может стать государственная компания ДОМ.РФ.

Это крайне непростая тема, которой мы занимаемся многие месяцы. Предварительно в рамках региональной программы по льготной ипотеке планируем построить около 5 тыс. новых квартир. Вопрос сейчас решается совместно с Минстроем России, Минфином России и корпорацией ДОМ.РФ. Думаю, в марте может состояться решение правительства России по этому вопросу.

— Неоднократно заявлялось, что все развитие зависит от энергоснабжения. Как решается вопрос энергодефицита в регионе?

— Здесь мы опираемся на утвержденный правительством России комплексный план энергоснабжения. Уже началась работа по обеспечению электричеством Ак-Сугского месторождения. Кроме обеспечения энергией промышленных объектов, дополнительные мощности получит Кызылская агломерация. А это уже совершенно иная картина развития городской инфраструктуры и роста объемов жилищного строительства. В прошлом году мы смогли электрифицировать популярное место отдыха — зону у озера Дус-Холь, после этого туристов туда стало приезжать больше.

Окно в Азию

— В Туве проходит реконструкция пограничного пункта пропуска Хандагайты, идут работы в аэропорту Кызыла. Вы неоднократно поднимали вопрос создания международного транспортного коридора. В какой стадии эти проекты?

— Если говорить о пункте пропуска Хандагайты на границе с Монголией, то сейчас на объекте ведутся строительно-монтажные работы. Мы ставим задачу завершить реконструкцию до декабря 2023 года.

В декабре прошлого года начались работы в аэропорту Кызыла по оборудованию и техническому перевооружению международного сектора и пограничного пункта пропуска. Заказчиком выступает ФГКУ "Росгранстрой", сумма контракта 278 млн рублей. Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию — декабрь 2023 года.

Таким образом, работы находятся на среднесрочной финишной прямой. Запуск данных проектов позитивно скажется на развитии Тувы и соседних регионов. Даст серьезный толчок в развитии торговли, туризма, производства и сферы услуг.

Если в целом говорить на тему трансграничных коридоров, здесь важно еще раз подчеркнуть выгодное географическое положение Тувы: республика находится на южной оконечности Центральной Сибири, являясь географическим центром Азии и одновременно естественными воротами в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Недавно, кстати, мы актуализировали план мероприятий по соглашению между правительством Республики Тыва и правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики.

Создание трансграничного транспортного коридора через Туву — очень перспективный проект, особенно в современных геополитических и торгово-экономических реалиях. По-сибирски богатая природными ресурсами, с большим транспортно-логистическим потенциалом, Тува способна внести заметную лепту в формирование новой геостратегической реальности — экономической и даже политической, особенно в условиях санкционной войны, развязанной западными странами. У России есть перспективная возможность — прорубить окно в Азию и ее бескрайним рынкам по одному из самых кратчайших маршрутов — через Туву в Монголию и Китай.

Поэтому в прошлом году на заседании членов межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" мной было озвучено предложение о создании международного транспортного коридора Россия — Монголия — Китай. Идея была поддержана главами сибирских регионов и полпредом президента в СФО.

В настоящее время в приоритетном порядке — создание автомобильного транспортного коридора. Автомобильный коридор Красноярск — Абакан — Кызыл через пункт пропуска Хандагайты — Боршоо ведет в монгольские города Улаангом и Ховд, и далее — в китайский Урумчи. Получается крайне выгодный и перспективный торговый и туристический маршрут в Монголию, Китай и другие страны АТР.