Аркадий Дворкович: силы Яна Непомнящего и Дин Лижэня в матче за шахматную корону равны

Аркадий Дворкович. Михаил Метцель/ ТАСС
Аркадий Дворкович

О готовности Астаны к матчу и допуске зрителей на партии — в интервью ТАСС

Президент Международной шахматной федерации (FIDE) Аркадий Дворкович в интервью ТАСС рассказал о ходе подготовки к матчу за звание чемпиона мира по шахматам между россиянином Яном Непомнящим и китайцем Дин Лижэнем, который пройдет с 7 апреля по 1 мая в Астане. Также он поделился мнением, кто из спортсменов будет фаворитом в матче, и оценил перспективы норвежца Магнуса Карлсена.

— До начала матча за мировую шахматную корону остается менее двух недель. Все ли готово?

— Благодаря партнерству с нашими казахстанскими товарищами, в том числе нашим главным партнером и, по сути, даже с соорганизатором, группой компаний Freedom Finance, мы обеспечили уже достаточно высокую степень готовности. Есть площадка — она уже застраивается. Очень заблаговременно, чтобы минимизировать риски, связанные именно с застройкой. Сейчас прорабатываем все детали, касающиеся трансляции. Она будет вестись на разные аудитории: и на Китай, и на Россию, и на весь мир. Все зрители смогут посмотреть матч в разных форматах — на YouTube, по телевидению, в социальных сетях. Кроме того, идет работа, связанная с событиями на полях основного матча: детские соревнования, ветеранские, мастер-классы. Для зрителей подготовлена большая программа. Так что все в работе, но времени достаточно, чтобы завершить в срок.

На самом матче будут ли присутствовать зрители, болельщики?

— Да, зрители будут, но это не стадион, как было в Алма-Ате в декабре на чемпионате мира по рапиду и блицу. Это достаточно камерное помещение, но несколько десятков зрителей смогут находиться. Мы сделаем режим сменяемости зрителей, то есть будут слоты. Одна часть болельщиков будет на одной партии, потом ее будет менять другая на следующей партии, как это делается на некоторых мероприятиях.

— В Казахстане шахматы популярны. Билеты на эти слоты будут продаваться?

— Будет смешанная система. Будет два основных формата: будут слоты, чтобы просто сидеть в игровом зале и смотреть. При этом будет обеспечена звуконепроницаемость и будут действовать видеоограничения. Также можно будет находиться в комнате, где будут вестись комментарии, без всяких ограничений. Будет возможно слушать комментаторов, видеть на экране игроков. То есть для зрителей площадка будет работать в этих двух режимах.

— Насколько я помню, шахматисты довольно трепетно относятся к окружающей их обстановке во время матчей за шахматную корону. Не дай бог будет какой-то шум. Были ли какие-то особые требования от участников на этот раз?

— Мы, естественно, обсуждали два варианта. Один — игра вообще без зрителей в зале, другой — все-таки со зрителями, но с ограничениями по звуку и по видимости зрителей для игроков. Мы выбрали второй вариант. Но при этом пространства для гроссмейстеров будет намного больше, чем это было два года назад в Дубае. То есть у них не будет такой зажатости внутри аквариума. Скорее в аквариуме будут болельщики. Но их игроки видеть не будут. У шахматистов будет достаточно пространства, воздуха. В том числе и возможность выхода на свежий воздух.

— По ходу матча они смогут выходить на улицу?

— Да. Будет небольшое пространство, куда можно выходить подышать.

— Планируются ли по ходу матча какие-нибудь суперпочетные гости?

— С казахстанской стороны — безусловно. Что касается других, то мы всех ждем, но кто приедет, пока не можем сказать. Список не буду раскрывать, но приглашения разосланы.

— Это политики?

— Это и бизнес, и коллеги по другим спортивным федерациям. Но политиков мы приглашали только из Казахстана.

— Шахматисты еще не приехали в Астану?

— Насколько я знаю, пока еще нет, но скоро должны приехать.

— Вы в целом следите за тем, как Непомнящий и Дин Лижэнь готовятся к матчу?

— Непосредственно за ходом подготовки мы не следим. Но, естественно, мы с ними на связи, у них есть какие-то пожелания, которые мы стараемся выполнить. Естественно, мы их также информируем о том, какие у нас будут к ним пожелания. В первую очередь в части продвижения матча.

— То есть они в выходные дни могут участвовать, например, в автограф-сессии?

— Это будет до начала матча. Обязательно.

— Помню, что накануне матча в Дубае была презентация кубка, который вручался победителю. Я так понимаю, что каждый раз на матч за звание чемпиона мира FIDE делает уникальный трофей?

— Да. Трофей сейчас находится в производстве, его дизайн согласован. Скоро его уже можно будет презентовать.

— Прошлый кубок изготавливала российская фирма. Кто в этот раз?

— Я не участвовал в выборе производителя, только в согласовании дизайна. Вместе с коллегами. Насколько я знаю, он производится в Казахстане. Но точно сказать не могу.

— А какой дизайн — это классический кубок или что-то оригинальное?

— У трофея есть особенности. Присутствует национальный колорит.

— Учитывая, что Магнус отказался соревноваться за титул в этот раз, получается, что победитель официально станет следующим чемпионом мира. Так?

— Да, так и есть. Как только матч закончится, это произойдет. Магнус на данный момент является чемпионом мира во всех основных категориях: классике, рапиде и блице. Кроме шахмат Фишера, где выиграл американец Хикару Накамура. Но после матча за корону в Астане в классике уже будет другой чемпион.

— Вы не раз говорили, что контакты с Карлсеном не прерваны со стороны FIDE. Теоретически после смены чемпиона мира может состояться какой-то матч, условно за Суперкубок, между новым чемпионом мира и Магнусом?

— Я не думаю, что это необходимо. Магнус просто решил не играть матч за первенство мира, при этом он продолжает играть во множестве других турниров. Мы не исключаем, что он вернется в розыгрыш за первенство мира — он это может сделать даже в следующем году, если захочет. В следующем году турнир претендентов, и в соответствии со своим рейтингом Карлсен туда точно квалифицируется. Захочет ли он играть? Сейчас я сказать не могу, но дверь для него открыта.

— Насколько я помню, он и сам говорил, что не завязывает с шахматами, а это просто пауза.

— Да. Но будет много других турниров, где Магнус, я уверен, встретится с победителем предстоящего матча в Астане. Но проводить отдельный матч смысла нет.

— Как вам кажется, у кого какие шансы на победу в предстоящем матче?

— Играют второй и третий шахматист мира по рейтингу. Силы соперников очень близки. За Яном, безусловно, опыт участия в матчах на первенство мира — это серьезно. У Дин Лижэня такого опыта нет. Если смотреть на личные встречи, у Непомнящего тоже есть преимущество. Но у Дин Лижэня все отмечают устойчивость к стрессовым ситуациям. И он, конечно, очень сильный шахматист, который проигрывает крайне редко. Посмотрим.

— Вы сказали про трансляции — хочу вас чуть подробнее расспросить. Насколько высок интерес к матчу за шахматную корону? Есть прогнозы по цифрам, может быть?

— Думаю, что как минимум за счет Китая аудитория этого матча будет значительно больше, чем у предыдущих, — в этом сомнений никаких нет. Это будут миллионы людей. Думаю, что яркие партии, моменты будут просматривать десятки миллионов человек.

— В России матч будет транслироваться?

— Да, мы объявили, что партнерами Федерации шахмат России (ФШР), которой мы будем передавать сигнал трансляции, выступят "Матч ТВ" и "Норильский Никель", генеральный спонсор трансляции в России. Подчеркну, что это не официальная трансляция FIDE, а официальная трансляция ФШР, получившей права от FIDE на основании договора. В любом случае отлично, что матч будет показан по одному из общедоступных каналов..

— Учитывая, что последние полгода тема читинга в шахматах одна из главных, не могу не спросить про меры противоборства. Будут ли металлоискатели, будут ли тщательно досматриваться шахматисты?

— Да, это все будет сделано. Детекторы, которые не только металл находят, но и любые устройства, которые работают на определенных частотах, передают соответствующие волны, уже готовы. Это не металлоискатели, а именно детекторы, которые используются специальными службами для своих целей. Я уже говорил о звуконепроницаемости и непроницаемости перегородок, которые отделяют шахматистов от зрителей. Это все не значит, что мы кого-то из наших шахматистов подозреваем в чем-то, но это правила, которые все должны соблюдать. Кроме того, мы всегда анализируем партии с помощью специальных компьютерных алгоритмов. Но повторяю, что у нас нет сомнений в том, что оба претендента на корону честны и будут играть соответствующе. 

Естественно, будут браться допинг-пробы. Хотя в шахматах никогда допинг не был выявлен. Тем не менее в соответствии с нашими соглашениями с WADA мы обязаны брать допинг-пробы один раз за матч у каждого шахматиста.