Глава МИД Бразилии Мауро Виейра накануне начинающегося сегодня визита в эту крупнейшую латиноамериканскую страну министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова рассказал в интервью ТАСС о желании Бразилиа активизировать механизмы двустороннего взаимодействия, о перспективах расширения БРИКС, реформировании системы международных отношений, а также высказал мнение о ситуации на Украине и о новой российской внешнеполитической доктрине.
— Предыдущая ваша встреча с Сергеем Лавровым состоялась в начале марта в Индии. В конце марта Москву посетил советник президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы по международным вопросам Селсу Аморим. Спустя полтора месяца вы снова встречаетесь с российским коллегой. Что стоит за такой высокой динамикой российско-бразильских контактов? Какие наиболее актуальные и острые вопросы накопились за это время?
— За ней стоят почти 200 лет исторически тесных отношений, установленных нашими странами в 1828 году. Следовательно, у нас имеются общие интересы в различных сферах. Сама насыщенная повестка диалога диктует эту динамику частых встреч высокого уровня, нацеленных на результат.
Помимо контактов министерского уровня, очередным из которых является визит главы МИД Лаврова, Бразилия также заинтересована в возобновлении работы двусторонних механизмов высокого уровня. Необходимо вдохнуть жизнь в уже существующие. Мы рассматриваем возможность перезапуска Комиссии высокого уровня по сотрудничеству под сопредседательством вице-президента Бразилии и премьер-министра России, а также Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами в прошлом году достигло рекордных $9,8 млрд, но с учетом масштабов наших национальных экономик и других факторов у него есть большой потенциал для роста. В двустороннем товарообороте представлена продукция, имеющая большое значение для обеих стран. Вместе с тем уверен, что его можно расширить за счет отраслей и товаров с более высокой долей добавленной стоимости. Именно в этом направлении мы намерены работать совместно с частным сектором.
— Россия в апреле председательствует в Совете Безопасности ООН, место непостоянного члена в котором сейчас также занимает Бразилия. Какие из рассматриваемых СБ ООН вопросов в Бразилиа считают наиболее актуальными в данный момент? Какие шаги следует предпринять, чтобы повысить эффективность действующих международных форматов?
— Бразилия считает чрезвычайно важной и неотложной задачей обсуждение вопросов реформирования многосторонней системы как в политическом, так и в торговом плане, включая реформу Совета Безопасности ООН и его адаптацию к реалиям XXI века. Как хорошо известно, мы также традиционно выступаем за необходимость расширения состава как постоянных, так и непостоянных членов Совета и с удовлетворением отмечаем поддержку Россией включения Бразилии в состав постоянных членов расширенного Совбеза.
Мы поддерживаем такую реформу, в результате которой Совет смог бы лучше справляться со своими задачами в условиях существующего мира, совершенно отличного от возникшего после Второй мировой войны.
Среди прочего мы полагаем, что в рамках реформы необходимо обеспечить более широкое представительство, например, Африканского континента. Помимо изменений в составе Совета, также выступаем за необходимость улучшения его работы путем более тесной и эффективной координации с другими органами ООН и региональными организациями.
Бразилия будет председательствовать в СБ ООН в октябре. Мы чаще других развивающихся стран занимали место непостоянного члена СБ — 11 раз, да и в целом уступаем в этом только Японии, которая была членом Совета 12 раз. Международное сообщество признает наш опыт конструктивного подхода к вопросам мира и глобальной безопасности. К тому же принципы мирного решения конфликтов и защиты мира заложены в конституцию нашей страны.
— В России недавно приняли новую концепцию внешней политики. Что показалось вам в ней наиболее интересным? Как оцениваете тот факт, что в документе такого рода впервые отдельно упоминается Бразилия?
— Подобные размышления о национальных интересах представляются мне очень полезными. В Бразилии мы также проводим такую работу совместно с представителями других правительственных структур и общественности. То, что в документе 2023 года Бразилия упомянута отдельно, а не как член МЕРКОСУР или БРИКС, как это было в концепции 2016 года, говорит о реальном весе нашей страны, в особенности с избранием президентом Лулы и проводимым нами курсом на возвращение внешней политики Бразилии в традиционное русло. В реальности обе наши страны играют важную роль в международном общении. К тому же данный аспект понимания Россией внешнеполитических приоритетов свидетельствует о зрелости двусторонних отношений и говорит о том, что Россия так же, как и Бразилия, считает, что двусторонние связи играют важную роль в комплексе международных отношений.
— Бразилия явно проявляет больше интереса к БРИКС как влиятельному актору на мировой арене, о чем, в частности, говорит приход экс-президента страны Дилмы Руссефф на пост главы Банка БРИКС. Хотел бы узнать ваше мнение о перспективах расширения БРИКС и его стабилизирующей роли в мировой политике.
— Рассматриваем БРИКС как креативную дипломатическую конструкцию, продемонстрировавшую чрезвычайную пользу, в том числе за счет такого инструмента, как Новый банк развития (НБР), который теперь возглавляет бывший президент Бразилии Дилма Руссефф. Ее присутствие позволит значительно укрепить деятельность банка, это большое достижение. Ее управленческий и международный опыт наряду с вовлеченностью в дела БРИКС несомненно поможет придать новый импульс деятельности НБР. Банк является значимым инструментом продвижения экономического роста и развития — тем, очень близких Дилме Руссефф, для которой социальная повестка всегда была крайне важна.
Но вернемся к БРИКС как к внешнеполитическому инструменту. Бразилия в этом объединении — ключевой игрок в плане консолидации нового многополярного устройства мира при общем понимании того, что все участники обладают признанным весом при обсуждении серьезных глобальных вопросов. Не лишним будет в очередной раз обратить внимание на очевидный факт: совокупное население стран БРИКС составляет почти половину всего человечества. А значит, объединение несет большую ответственность за судьбу планеты.
Вопрос расширения БРИКС, с точки зрения Бразилиа, заслуживает того, чтобы подойти к нему взвешенно и с соблюдением принятых консенсусным и транспарентным решением критериев возможного включения новых членов. С интересом отмечаем постепенный и взвешенный процесс расширения НБР, к которому в 2021 году присоединились три новых члена (Египет, ОАЭ и Бангладеш).
— Не так давно бразильский посол в Москве Родриго Баэна Соарес сказал, что в Бразилиа ожидают более активного участия компании "Газпром" в бразильских энергетических проектах. Какие еще сферы и направления сотрудничества с Россией представляют интерес для бразильских властей?
— Наши страны накопили важные знания в нефтегазовой сфере, и возможности двустороннего сотрудничества и обмена очень велики. Так, к примеру, в 2021 году в Бразилии были приняты новые нормативно-правовые акты, регулирующие национальный газовый рынок, мы обладаем опытом в области добычи нефти на глубоководном шельфе. В то же время 44,7% нашей энергетической матрицы приходится на возобновляемые источники, тогда как в среднем по миру этот показатель составляет 14%. К этому потенциалу можно добавить наличие новых технологий по повышению энергоэффективности путем производства чистой энергии из возобновляемых источников. Есть и много других точек соприкосновения, например удовлетворение общественного запроса в странах с огромными территориями, как у нас. Энергетическая лишь одна из них, но есть и другие, и по многим из них имеются прекрасные деловые возможности.
— Бразилия занимает прагматичную позицию по ситуации на Украине. Лула да Силва ранее выступил с инициативой создания "клуба мира" в целях поиска решений по урегулированию. Свои предложения на этот счет выдвинули и в Пекине, откуда, кстати, только что вернулся бразильский лидер. Стоит ли ожидать совместной бразильско-китайской мирной инициативы? О чем вообще удалось договориться по данному вопросу?
— Считаю важным, что Бразилия и Китай наряду с другими ключевыми странами участвуют в международном диалоге по поиску решений конфликта. Это тема среди прочих обсуждалась в ходе визита президента Лулы в Пекин. Это сложный процесс, для которого требуется время, но мы готовы участвовать в нем, если речь пойдет о мире и таковым будет желание вовлеченных сторон и их основных союзников. В ходе встреч с более чем 50 главами МИД, которые я провел за три месяца с момента вступления в должность, я увидел живой интерес к возобновлению участия Бразилии в международной дискуссии после четырехлетней изоляции. И это относится в том числе к диалогу о мире в данном регионе. Так было и в ходе поездки в Китай, и мы продолжим этот разговор с Пекином и со всеми сторонами, которые хотят присоединиться к этим усилиям. Как уже сказал президент Лула, о военных действиях говорят много, но страны должны начать говорить о мире и о мерах, необходимых для достижения этой цели.
— В конце марта было объявлено о том, что Бразилиа и Пекин договорились о создании международного клирингового центра, что позволит отказаться от использования доллара в двусторонней торговле. В январе много говорилось о перспективах отказа от доллара во взаимной торговле между Бразилией и Аргентиной. Аналогичный диалог ведется в формате БРИКС. Соответствующие разговоры о переходе на рубли и реалы продолжаются уже более десяти лет. Насколько заинтересована Бразилиа в торговле в национальных валютах с Россией?
— Повышение интереса к механизмам торговли в национальных валютах растет естественным образом, и так же естественно ведется соответствующий диалог между Бразилией и Россией, как и с различными нашими наиболее важными партнерами. В случае с Китаем специалисты смогли добиться прогресса и предложить подобную альтернативу большому числу экономических операторов.
Для этого необходимо развивать ответственный и прозрачный диалог между центральными банками и банковскими учреждениями, связанными с внешнеторговыми операциями. Это сложный эволюционный процесс, который требует времени и развития механизмов обеспечения интересов каждой из стран и их экономических субъектов.
— В 2016 году Рио-де-Жанейро принимал Олимпийские игры. Они, кстати, были последними, на которых российские спортсмены, пусть и не все, смогли выступить под национальным флагом. На последний ЧМ по футболу россиян тоже, как мы помним, не пустили. Как вы полагаете, спорт по-прежнему вне политики? И должен ли он оставаться вне политики?
— Не сомневаюсь, что такое разделение должно существовать и что оно возможно. Как и в том, что участие должно происходить на основании открытых и известных правил структур, которые выступают организаторами упомянутых соревнований, — Международного олимпийского комитета и ФИФА, а не исходя из соображений иной природы.
— У РФ и Бразилии обширные гуманитарные связи. Уже более 20 лет в Бразилии работает школа Большого театра. Год назад в штате Рио-де-Жанейро (г. Белфорд-Рошу) по инициативе правительства штата заработала первая российско-бразильская межкультурная школа, где старшеклассники наряду с предметами бразильской школьной программы изучают также русский язык, историю, культуру. Как в Бразилии смотрят на перспективы появления схожих культурно-образовательных проектов в России?
— Проекты в области культуры и спорта — важные инструменты социальной трансформации и вовлечения не только для молодежи, но и для новых поколений в целом. Появление школы Большого театра, инициатором чего с бразильской стороны был экс-губернатор штата Санта-Катарина Луис-Энрике да Силвейра, — это образцовый пример. Школа Большого театра преобразила культурную и танцевальную среду не только штата, где она расположена. Она известна по всей стране благодаря тому, что открывает молодежи из любого уголка Бразилии возможность соприкоснуться с танцевальным искусством высочайшего уровня. Межкультурная школа — еще одна хорошая инициатива, и нам нужно много других. Со своей стороны мы также стараемся поддерживать сильное присутствие бразильской культуры через наших преподавателей в российских вузах, программы университетских обменов, а также регулярные выступления бразильских музыкантов и показы бразильского кино, организацию выставок работ художников и фотографов. Наращиванию культурного сотрудничества наше посольство в Москве уделяет приоритетное внимание, у нас имеется большой потенциал, о чем, кстати, мы среди прочего говорили с министром Лавровым в марте на встрече в Нью-Дели.