В преддверии Петербургского международного юридического форума о том, какой будет его повестка в современных условиях, какие значимые для современной России темы обсудят юристы разных стран, какие планы у Минюста в отношении адвокатов и нотариусов и что делается, чтобы закрепить в законодательстве традиционные ценности семьи, в интервью ТАСС рассказал министр юстиции РФ Константин Чуйченко.
— Менее чем через месяц в Санкт-Петербурге откроется одиннадцатый Международный юридический форум. Его тема — "Суверенитет в праве". Почему выбрана именно эта тема? Какие злободневные и значимые для современной практики темы обсудят участники юридического сообщества? Можете уже что-то сказать о программе будущего мероприятия?
— Мы действительно активно готовимся к проведению форума, который состоится в Санкт-Петербурге с 11 по 13 мая этого года. На сегодняшний день участие в нем подтвердили делегации более 30 иностранных государств. Уже сейчас можно говорить о 14 министрах юстиции, которые прибудут в Санкт-Петербург. Хотя мы надеемся, что их будет больше.
Деловая программа насчитывает порядка 110 мероприятий (для сравнения, в 2022 году их было 76). На площадках форума встретятся представители как российского, так и зарубежного юридического сообщества, органов государственной власти, деловых и научных кругов.
Хочу напомнить, что в прошлом году мы с нашими иностранными коллегами обсудили вопросы права в условиях перехода к многополярному миру. Теперь настало время говорить об инструментах, которые позволяют защитить суверенитет каждой страны и развиваться в рамках новой правовой реальности.
Нас совершенно не устраивает то, как ряд недружественных стран пытается использовать международно-правовые механизмы для политического влияния в угоду собственным корыстным интересам, прикрываемым лживой пропагандой.
Фактически эти действия и привели к тому, что устоявшиеся и, казалось бы, проверенные временем институты международного права если и не разрушены, то точно не функциональны. Они попросту не работают. Посмотрите: международные обязательства государств, закрепленные в основополагающих документах ООН, игнорируются и подменяются какими-то "общепринятыми правилами". Заявления западных политиков не просто противоречивы, они фактически подрывают декларируемые ими же правовые основы миропорядка и присущие любым демократическим государствам идеологические принципы.
По сути, своей политикой коллективный Запад демонстрирует тотальный правовой нигилизм и истинную степень отклонения от общепризнанных принципов суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела, от фундаментальных прав и свобод человека, в том числе в части защиты права собственности, неприкосновенности личности, свободы торговли и недопустимости дискриминации. Открыто говорится о том, что концепция суверенных иммунитетов государства и его имущества больше не является незыблемой.
Примеров множество. Минские соглашения оказались обманом — и об этом, не стесняясь, говорят те европейские политики, которые их подписывали. Ноль реакции международных органов на подрыв газопроводной инфраструктуры "Северных потоков". Масштабные неизбирательные санкции, противоречащие принципам суверенного равенства государств, нормам международного гуманитарного права, глобальным правочеловеческим актам, не имеют ничего общего с правовыми идеями добра и справедливости. Приостанавливается членство России в ФАТФ, сводя на нет десятилетия работы на треке противодействия финансированию терроризма и отмывания денег, а при этом коррупционные преступления украинских чиновников мировым сообществом игнорируются. Процветает ловкачество и в медийной сфере — запрет на работу крупнейших российских СМИ в Европе, просто не дают вещать RT в Германии, во Франции. Перечислять можно долго.
Наша задача сегодня — в партнерстве со странами, готовыми к конструктивному и равноправному диалогу, выработать универсальные меры по защите национальных интересов и предотвратить усиливающиеся тенденции по вмешательству во внутренние дела государств. Требуется адаптация существующих международно-правовых механизмов к новой многополярной системе мироустройства. В этой работе, безусловно, первостепенное значение имеет укрепление суверенитета государств правовыми средствами. Именно поэтому лейтмотивом форума станет тема "Суверенитет в праве".
Переход к многополярному миру должен вооружить государства необходимым юридическим инструментарием, который позволит противостоять и цветным революциям, инспирированным извне, и экономическому давлению, всеобъемлющим санкциям, а также исключить посягательства со стороны разных карманных псевдоюридических структур типа Международного уголовного суда в Гааге.
Мы должны защищать собственные духовно-нравственные идеалы и четко понимать, где нам собираются навязать чужие так называемые либеральные ценности, например несколько десятков гендеров. Нас часто упрекают в "нетолерантности", говорят про свободу слова, про то, что государство вообще не должно определять норму.
Вот вам и вся их свобода слова и мнений, вот вам и невмешательство государства.
Мы обязательно поговорим на эту тему на форуме — у нас будет сессия о семейных ценностях в фокусе мировой политики. Рассмотрим направления развития правового регулирования.
— Кстати, на коллегии министерства в марте вы говорили о том, что Минюст проведет ревизию законодательства на предмет соответствия духовно-нравственным ценностям. Есть ли уже первые результаты?
— Мы начали проводить оценку существующего законодательства на соответствие Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и конституционным приоритетам в области защиты семьи, материнства и детства. Сейчас прежде всего речь идет о том, чтобы законодательно исключить возможность смены пола в паспорте и остальных документах. Допустимость изменения пола была закреплена в российском законодательстве еще в 1997 году. В то время различные международные организации, в том числе Всемирная организация здравоохранения, задавали тон в формировании тех или иных норм.
На данный момент одним из оснований для внесения исправлений или изменений в документы является справка об изменении пола, выданная медицинской организацией. При этом обязательность проведения хирургических вмешательств для получения лицом справки об изменении пола не предусматривается. У нас есть статистика ЗАГС: с 2018 года (именно с этого времени начали действовать механизмы, позволяющие реализовывать соответствующее положение закона) по 2022 год было зарегистрировано более 2,7 тыс. случаев смены пола (по документам), из них после смены пола было зарегистрировано порядка 190 браков. Таким образом, мы видим следующее: человек, сменивший пол в паспорте, но физиологически оставшись прежним, может заключать брак, усыновлять детей. Также возникают вопросы: с какого возраста такой человек, сменивший пол на бумаге, может выходить на пенсию? Или, если нарушит закон, в какое исправительное учреждение его направлять? И так далее. Мы имеем не просто юридические коллизии, связанные с вопросом изменения пола, но и прежде всего несоответствие текущим концептуальным документам и конституционным приоритетам.
Поэтому Минюст России в ближайшее время начнет работу по внесению изменений в закон об актах гражданского состояния. Также потребуется внесение соответствующих изменений в федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и в ряд нормативных правовых актов. Это позволит исключить в нашей стране возможность сменить пол человека путем простого изменения документов.
— Константин Анатольевич, еще одна тема, которая вызывает повышенное внимание, особенно по пятницам, когда обычно пополняется реестр, — это тема иностранных агентов. Скажите, будут ли какие-либо изменения здесь, закрутите еще гайки? Или наоборот?
— В прошлом году у нас обновилось законодательство об иностранных агентах. Вместо разрозненных норм появился единый закон, который, кстати, я бы назвал достаточно мягким по сравнению с западными практиками.
При разработке нашего закона авторы учитывали в том числе и международный опыт, в частности известный всем закон FARA — "Акт регистрации иностранных агентов", принятый в США еще в 1938 году.
Для сравнения. В FARA в общей сложности сейчас числится более 3,5 тыс. агентов, и с 2016 года количество регистраций увеличилось на 30%. У нас же сейчас действующих агентов чуть более 400.
Согласно американскому закону FARA любая организация или физическое лицо, которые действуют в политических интересах иностранных государств, а также СМИ должны в десятидневный срок зарегистрироваться в этом качестве и каждые полгода представлять правительству подробный отчет о своей деятельности.
Кроме того, в законодательстве США используется так называемое "открытое" понятие политической деятельности, позволяющее распространять действие закона на широкий круг лиц, занимающихся лоббистской, информационно-консультативной деятельностью, а также распределением финансовых ресурсов. Для сравнения — в нашем законодательстве перечень сфер и форм политической деятельности четко определен.
Еще хочу напомнить, что в США в случае нарушения законодательства предусматривается ответственность в виде штрафа в размере до $10 тыс. или лишения свободы на срок до 5 лет. Также там имеется санкция, предусматривающая наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет для всех, кто действует в качестве агента иностранного государства без предварительного уведомления Минюста США. Таким образом, американское законодательство базируется на жесткой модели регулирования деятельности лиц, выполняющих функции иностранных агентов.
Наше законодательство основано на умеренной и сбалансированной модели, которая предусматривает более мягкие по сравнению с США требования к отчетности, внутреннему учету, а также ответственности за нарушение норм законодательства об иностранных агентах.
При этом мы вместе с депутатами и сенаторами на постоянной основе проводим мониторинг действующих правовых норм, соизмеряем угрозы и в зависимости от этого совершенствуем законодательство об иностранных агентах.
Тему защиты национальных интересов при формировании и развитии гражданского общества мы также планируем обсудить на одной из дискуссий в рамках Петербургского форума.
— Совсем недавно иноагентом был признан Всемирный фонд дикой природы. Подписывались разные письма о том, что это решение ошибочно и необоснованно. Как можете прокомментировать такие заявления?
— Вступать сейчас в дискуссию и обмениваться мнениями было бы непрофессионально, поскольку решение, безусловно, законно и обоснованно. Все аргументы Минюст представит в суде.
А все подписанные письма в защиту этой ранее уважаемой организации — результат активной деятельности фонда в сфере PR. Ведь именно на этой работе по самопрезентации фонд был сосредоточен в последние несколько лет. Реально делают мало, а говорят много. Где конкретные дела, объекты, которые сделал российский WWF за последние годы? Их практически нет! При этом фонд очень любит рассказывать о том, как в России все плохо в сфере охраны природы. Такой подход неудивителен — им же нужно как-то обосновывать запросы на финансирование. И они не одни такие, кто при отсутствии прозрачности открыто использует свои громкие названия для якобы благотворительных сборов. Подобные действия не останутся без внимания: будем выявлять и принимать решения в соответствии с законодательством.
— Сферы нотариата и адвокатуры в ближайшее время ждут существенные изменения. Наверняка эти темы также будут обсуждаться на форуме. Какие основные задачи вы видите на этих направлениях?
— В Минюсте сейчас готовятся соответствующие концепции: Концепция развития адвокатуры и регулирования юридических услуг, а также Концепция развития нотариата.
В течение 2022 года продолжалась работа над изменениями в федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Неделю назад он принят Государственной Думой в первом чтении.
Кроме того, Минюст России будет наделен полномочиями по утверждению Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на присвоение статуса адвоката. Законопроектом также повышаются требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Особое внимание должно уделяться профессиональным стандартам адвокатской деятельности.
Сейчас мы сталкиваемся порой с абсурдными ситуациями — например, когда Минюст вынужден по три раза подавать представления в адвокатскую палату, чтобы лишить статуса адвоката человека, который открыто оправдывает терроризм. А в сводках происшествий нет-нет да промелькнет новость о том, что адвокат пытался пронести запрещенные вещества в пенитенциарное учреждение. Так же нельзя! Адвокат должен быть образцом чистоплотности, высокого нравственного поведения. Ведь это те люди, которые должны защищать наши права, отстаивать принципы справедливости. Мы не посягаем на независимость адвокатуры, но порядок-то наводить надо!
— А что с нововведениями в нотариате?
— Здесь важнейшее изменение — обновление подходов к формированию нотариальных тарифов. С 1 октября 2023 года в России вступают в силу изменения в федеральный закон о нотариате, в соответствии с которыми будет взиматься единый нотариальный тариф, включающий федеральную составляющую (федеральный тариф) и региональную составляющую (региональный тариф).
Федеральный тариф будет взиматься в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, и с учетом особенностей, установленных российским законодательством о налогах и сборах. Размер регионального тарифа будет привязан к величине прожиточного минимума в регионе. Формула расчета экономически обоснованного предельного размера регионального тарифа будет разрабатываться Федеральной нотариальной палатой и утверждаться Минюстом России.
Нам необходимо очень взвешенно подойти к подготовке формулы, обеспечив адекватный уровень стоимости услуг нотариуса при учете минимального прожиточного минимума и социально-экономических особенностей регионов. Мы договорились совместно с главами регионов, сенаторами и депутатами внимательно следить за качеством оказания нотариальных услуг. Планируем при необходимости ставить вопрос об увеличении количества нотариусов в тех местах, где их не хватает. Процедуру назначения на должности нотариусов следует сделать прозрачной, то есть особое внимание уделить антикоррупционной работе в данной сфере.
Вообще, нотариат сегодня находится в свободном плавании. Так быть не должно, поскольку, будучи частным институтом, нотариат выполняет государственную функцию, которая ему делегирована государством. И государство вправе контролировать качество работы, мгновенно реагировать на ситуации, связанные с нарушением нотариусами своих обязанностей, которые приводят к нарушению прав граждан.
— Во многих своих выступлениях вы говорили о систематизации законодательства. Этому будет посвящена отдельная сессия на юридическом форуме. Почему это так важно сейчас?
— Это действительно очень важная сфера деятельности, которую, может быть, трудно оценить на обывательском уровне. Но от стройности законодательства очень сильно зависит качество жизни каждого из нас. Необходимо обеспечить надлежащий учет правовых актов, терминологическое единство и актуализацию правового регулирования.
Одним из важнейших направлений станет создание федеральной государственной информационной системы "Право". Она будет источником текстов правовых актов и сервисов, необходимых для ведения правотворческой деятельности. Система будет создана на базе существующих ресурсов Минюста России, содержащих около 14,5 млн нормативных правовых актов.
Глобальность работы по систематизации обусловлена еще и тем, что она должна быть отнесена к виду основной деятельности органов публичной власти всех уровней. И здесь Минюст России готов координировать работу по систематизации, осуществляемой на плановой основе федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации и муниципалитетами.
Работу по систематизации Минюст России начал с себя. В настоящее время мы завершаем процесс приведения в порядок всех своих приказов.
— Что касается работы подведомственных министерству служб. В прошлом году Минюстом было многое сделано в части гуманизации уголовно-исполнительной системы. Утверждены новые правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, исправительных учреждений и центров, принят закон о пробации. Каковы дальнейшие планы?
— Действительно, за последние три года сделано многое. Но перед нами еще довольно длинный путь. Здесь стоит целый комплекс задач, связанных как с совершенствованием законодательства в целях гуманизации системы, так и с инфраструктурным развитием и строительством.
Одна из ключевых задач — строительство учреждения объединенного типа, где будут созданы все современные условия для работы судов, следователей, органов прокуратуры, адвокатов и представителей общественных организаций. В этом году начнется реализация пилотного проекта учреждения объединенного типа в Калужской области.
Что касается системы пробации. В настоящее время мы формируем план мероприятий, направленных на внедрение института пробации по всей стране. До вступления закона в силу нам предстоит выработать новое правовое регулирование и правовые механизмы, обеспечивающие надлежащее функционирование служб пробации. Особое внимание уделим подготовке специалистов, работающих в этой системе. Чрезвычайно важно своевременно вовлекать в механизм реализации положений закона все субъекты пробации, в особенности на региональном уровне. Не должно быть здесь равнодушных! Это, кстати, касается всех тем, которые мы с вами сегодня в интервью затронули.
— Константин Анатольевич, не могу не спросить о передаче осужденной Софьи Сапеги в Российскую Федерацию для дальнейшего отбывания наказания. Минюст занимается этой процедурой?
— Могу сказать, что вопрос передачи осужденной Софьи Сапеги рассматривается Минюстом России с конца января этого года в связи с обращением родственницы осужденной.
Передача осужденных между Россией и Белоруссией осуществляется на основании положений Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 года. Согласно российскому уголовно-процессуальному законодательству, решение о передаче осужденного лица для отбывания наказания в государство его гражданства принимается в судебном порядке.
Материалы о передаче осужденной Сапеги в Российскую Федерацию направлены Минюстом России в Федеральную службу исполнения наказаний для внесения в российский суд представления о признании и исполнении приговора белорусского суда на территории Российской Федерации. На прошлой неделе представление и материалы о передаче Софьи Сапеги переданы ФСИН России в Пресненский районный суд Москвы. Далее решение суда по данному вопросу будет направлено в компетентный орган Республики Беларусь для принятия окончательного решения относительно передачи осужденной.