Председатель верхней палаты Федерального Парламента Непала "Раштрия Сабха", член Коммунистической партии Непала-Объединенной марксистско–ленинской Ганеш Прасад Тимилсина в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал об итогах прошедшей 19–25 апреля поездки возглавляемой им парламентской делегации Непала в Россию, ожидаемом возобновлении прямого авиасообщения между странами и перспективах экономического сотрудничества двух государств.
— Между Россией и Непалом долгое время не было визитов столь высокого уровня. Ваша поездка стала первой за несколько лет. Оправдала ли она ваши ожидания?
— Действительно, мой визит стал первым визитом из Непала в Россию на таком уровне с 2016 года. Непал и Советский Союз были близкими друзьями, и стало понятно, что после распада СССР двусторонние отношения утратили силу. Размер инвестиций и торговли сократился. Эта поездка открыла возможности для того, чтобы вывести непальско-российские отношения на новый уровень — даже выше, чем тот, на котором они были в советскую эпоху. Непал придает большое значение этому визиту, и мы чувствуем, что российская сторона ответила взаимностью. Таким образом, можно сказать, что визит удался.
— Вы посетили Москву и Санкт-Петербург, провели встречи с политиками и бизнесменами. Как бы вы охарактеризовали основные результаты переговоров?
— В ходе поездки состоялось много мероприятий, но подписание Соглашения о межпарламентском сотрудничестве среди прочих стало самым важным итогом этого визита.
Кроме того, Непал и Россия обсудили важные и перспективные планы. Среди них увеличение объемов непальско-российской торговли, включая рост импорта в Непал пшеницы и химических удобрений российского производства по субсидированным ставкам на основе межгосударственного соглашения. Обсуждались и такие вопросы, как оказание РФ помощи Непалу в обустройстве детской больницы Канти, увеличение количества стипендий непальским студентам для обучения в России, увеличение объема российских инвестиций в непальское сельское хозяйство, развитие туризма, гидроэнергетики и участие России в дорожном строительстве в провинции Гандаки.
Также шла речь и о предоставлении Непалу статуса наблюдателя в Совете Межпарламентской ассамблеи СНГ. Для реализации этого потребуется некоторое время.
— В последнее время из-за пандемии коронавирусной инфекции и по другим объективным причинам товарооборот между Непалом и Россией резко снизился. Какими вы видите пути активизации двусторонних экономических отношений между нашими государствами?
— Действительно, я с огорчением вынужден констатировать тот факт, что объем торговли между Непалом и Россией сократился. Тем не менее, наш визит в Россию заложил основу для расширения непальско-российской торговли.
Сейчас мы ждем от российской стороны ответного визита. Россию посетила делегация высокого уровня из Непала, но аналогичной поездки из России пока не было. Председатель Совета Федерации Российской Федерации Валентина Матвиенко и председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в этом году выразили намерение посетить Непал в скором времени. Их приезд станет огромным успехом.
Мы рассчитываем, что визит Валентины Матвиенко и Вячеслава Володина придаст импульс торговле между Непалом и Россией. Для этого существует множество возможностей.
— Как вы видите будущее межпарламентских отношений между двумя странами?
— Наши страны политически схожи, так как оба государства имеют республиканское и федеративное устройство и двухпалатный парламент. В обеих странах и коммунисты, и некоммунисты вовлечены в межпарламентское сотрудничество, а также в процесс государственного строительства. Исходя из этого сходства я твердо верю, что Соглашение о межпарламентском сотрудничестве между двумя странами, которое мы заключили в Москве в ходе прошедшего визита, будет способствовать укреплению наших связей и взаимодействия в будущем. Перспективы непальско-российских отношений выглядят светлыми.
— Какова позиция Катманду в отношении санкций, введенных в одностороннем порядке против Российской Федерации странами Запада?
— Санкции, введенные против России в первую очередь затрагивают бедные и наименее развитые страны, а не богатые и могущественные страны. И Непал здесь не может быть исключением.
— Одной из причин, препятствующих развитию экономических связей между двумя странами, стали логистические трудности: в настоящее время между странами отсутствует прямое воздушное сообщение. Обсуждали ли вы возобновление прямых рейсов в Москву?
— В прошлом у Непала и России было прямое авиасообщение, которое было прекращено несколько лет назад. Мы обсуждали эту важнейшую тему на встречах в России. Необходимо возобновить прямое авиасообщение между двумя странами. Рейс Москва–Катманду может быть полезен не только для увеличения туристического обмена, но и для многих других сфер сотрудничества, включая расширение торговли.
— Непал известен в России как популярное туристическое направление. В каких еще сферах наши две страны могут развивать экономические связи?
— Непал — страна, в которой находится самая высокая вершина в мире, а также другие горы высотой более восьми тысяч метров. Помимо всего прочего, природа нашей страны также богата реками, долинами, равнинами и лесами. Другими словами, Непал — страна с географическим, этническим, языковым, религиозным, культурным разнообразием, что говорит о высоком потенциале для российских инвестиций в туристический сектор.
Но наряду с туризмом есть много других сфер для российских денежных вложений. Это гидроэнергетика, сельское хозяйство, информационные технологии, строительство метрополитена, дорог, а также образование и здравоохранение. У сотрудничества Непала и России большое будущее!