16 июня 2023, 15:00
Интервью
ПМЭФ

Глава оператора Пулково Леонид Сергеев: мы стали аэропортом №2 в России

Леонид Сергеев. Управляющая компания аэропорта Пулково "Воздушные ворота северной столицы"
Леонид Сергеев

Генеральный директор управляющей компании аэропорта "Воздушные ворота Северной столицы" Леонид Сергеев на полях Петербургского международного экономического форума поделился с ТАСС секретами успешного авиаменеджмента и рассказал о том, как обеспечить рост пассажиропотока в условиях турбулентности.

— Леонид Владимирович, 2019-й многим запомнился как последний беззаботный год — время бесконечных путешествий и предсказуемого составления планов. Тогда аэропорт Пулково достиг своего рекорда — обслужил 19,6 млн пассажиров, после чего случился 2020-й, а затем и 2022-й. Как люди летают и планируют свои поездки в нынешних условиях?

— После пандемии у нас установился стабильный тренд на рост пассажиропотока. И в этих условиях Пулково в мае этого года впервые вышел на второе место в стране после московского Шереметьево по объемам общего пассажиропотока. По внутреннему пассажиропотоку в годовом измерении мы уже номер два в России, по общему — пока номер три. Но мы видим, что трафик у нас активно растет и рост этот продолжится — Петербург остается уникальным местом, куда исторически стекаются люди со всех концов мира.

Вы удивитесь, но сейчас мы по объемам перевозок пассажиров начинаем обгонять традиционного лидера — железную дорогу. Ценообразование в этом виде транспорта менее гибкое, а авиакомпании, наоборот, благодаря лоукост-моделям научились быстро регулировать цены и снижать издержки — сейчас летать на самолете не только быстрее, но еще и дешевле.

— 2019-й для Пулково рекордный год, показатели которого трудно превысить в условиях постоянных изменений. Когда аэропорт поставит новый рекорд?

— В 2023 году мы уверенно можем говорить о том, что мы вышли на путь к новым рекордам. Уже сейчас мы идем с плюсом в 5% по отношению к 2019 году, мы превысили рекордные показатели того года за счет российского трафика. Количество пассажиров, летающих по регионам России, у нас выросло на 82%, почти в два раза к 2019 году. Мы ожидаем с высокой вероятностью, что в этом году преодолеем общую планку в 20 млн пассажиров.

На фоне пандемии зарубежный пассажиропоток у нас снизился по отношению к 2019-му на 50%, но уже сейчас он восстанавливается — к 2022 году у нас уже твердый прирост в 40%. В прошлом году у нас было 2,4 млн международных пассажиров, в этом мы рассчитываем перевалить за 3 млн. Максимальный же наш показатель по международному авиасообщению был 7 млн в 2019 году, рано или поздно мы превысим и его.

— Еще в 2019 году активно шли разговоры о скором расширении аэропорта Пулково и его превращении в еще более крупный транспортный хаб. Учитывая то, что в этом году вы выходите к новым рекордным цифрам, — планируется ли долгожданное масштабирование?

— Мы с городом подписали дополнительное соглашение о продлении концессии и переходим ко второй фазе развития аэропорта. Вторая фаза состоит из трех блоков, старт каждого из которых начинается с достижением конкретных показателей по потоку пассажиров.

Сейчас мы достигли требуемых показателей по внутрироссийскому пассажиропотоку и приступили к реализации первого блока планов по развитию. Планируем строительство новой пассажирской галереи и ряда объектов инфраструктуры, необходимых для приема большего числа самолетов. Мы уже выбрали технического заказчика, сейчас определяем проектировщика. Создание проекта — 16–18 месяцев, дальше — стройка, которая займет около 2 лет.

Второй блок по развитию мы должны, согласно старым планам, начать реализовывать после преодоления планки в 7 млн международных пассажиров. Третий же блок планов — строительство нового терминала Пулково — зависит от общего пассажиропотока. Целевой показатель для нас здесь — 23,9 млн человек.

Когда мы точно преодолеем планку в 7 млн международных пассажиров — в нынешних условиях спрогнозировать трудно. А вот с общим пассажиропотоком планировать проще. Сейчас думаем над тем, стоит ли объединить блоки в один проект, чтобы приступить к их реализации единовременно, при достижении нового общего показателя пассажиропотока.

— А что же можно сделать, чтобы говорить о росте международного пассажиропотока в будущем увереннее?

— Есть два важных условия — это электронные визы для иностранцев и так называемая свобода воздуха для авиакомпаний, когда они могут летать по миру и России почти без ограничений. Если эти две задачи решить, убрать препятствия — нас ждет большой рост.

В Европе живет порядка 751 млн человек, и, обеспечивая полеты по преимущественно европейским направлениям, мы набирали почти 7 млн пассажиров в год.

Сейчас перед нами остается рынок в 3,5 млрд потенциальных пассажиров в других частях мира. Упростив им условия для полетов по России, мы можем обеспечить очень большой рост пассажиропотока

— Раз уж вы вспомнили о Европе, хотелось бы спросить, с какими трудностями аэропорт столкнулся после введением странами ЕС ряда ограничений на российскую авиационную отрасль? И как в этих условиях вам удалось еще и добиться роста?

— Как и все аэропорты, мы столкнулись с вызовами, ответы на которые пришлось искать максимально оперативно. Вообще в инфраструктуре аэропорта можно выделить три блока. Первый — это безопасность. Благодаря нашим решениям, я думаю, к концу года Пулково вообще станет самым защищенным аэропортом страны и задаст стандарт для всей российской индустрии в этом отношении.

Вторая часть, инфраструктурная, касается технического оснащения — здесь мы смотрим в сторону России, Китая и Турции. Там есть аналоги практически любой техники, которая нам нужна. У нас есть запас деталей и комплектующих на полтора года, но уже сейчас нужно искать решения на рынках дружественных стран. Единственный важный вопрос здесь — цена. Мы будем с поставщиками разговаривать напрямую, чтобы не платить посредникам.

Последний блок — это IT-обеспечение. И здесь выяснилось, что наши специалисты, когда им никто не мешает и они понимают, что нужно делать, могут делать чудеса. Есть 14 критических цифровых программ, которые в аэропорту должны функционировать. Сейчас все аэропорты в кооперации выстроили новую отечественную экосистему, благодаря чему мы завершим перевод всей цифровой инфраструктуры на российский софт в 2024-м, на год раньше установленного срока. Все аэропорты, не сговариваясь, все это дело выстроили, у нас есть доступ к этим программам.

— Учитывая, что с введением санкций в первую очередь с российского рынка стали выводить именно цифровые продукты, искать российские решения нужно было максимально быстро. Как удалось наладить работу в такие сжатые сроки?

— У нас в Петербурге очень развитый IT-сектор, поэтому больших проблем при оперативном решении вопросов не было. В Пулково вообще все IT-специалисты как работали, так и работают, у нас никто никуда не уезжал, хотя аэропорт для них в шаговой доступности.

Что еще очень сильно помогло — это тесная кооперация с самими авиакомпаниями. Раньше они тоже сидели на иностранном софте, сейчас заменяют его на российский. И когда происходит эта замена — мы совместно, с нуля делаем цифровые продукты, которые сразу синхронизированы и нет проблем в их стыковке между собой. Такая интеграция и синхронизация между аэропортом и авиакомпаниями — это беспрецедентная история.

Когда в прошлом году наши авиакомпании отключали от глобальных систем, менять приходилось все. И то, что обычно делалось бы два года, делалось за месяц. Когда IT-команды работали, я даже, честно, не всегда понимал, где мои специалисты, а где не мои, то есть они настолько взаимодействовали плотно. Им, главное, не мешать и быстро давать то, что они хотят.

Я вижу, что в этом плане произошла огромная консолидация IT-индустрии и специалистов. Ушел абсолютно пафос, жесткая конкуренция, люди просто решают проблемы. Как это обычно бывает, какая-то беда приносит и новые возможности — открылось множество новых талантов, масса классных решений. А когда оно все синхронизировано — мы вообще выравниваем ландшафт по всей стране, поднимая уровень оснащенности не только крупных аэропортов, но и всех остальных.

— Если удалось достичь такого взаимопонимания с авиакомпаниями за счет совместной работы над общими проблемами, то, может, удастся найти и баланс в части распределения расходов на обеспечение авиасообщения в текущих условиях? Планируется дерегулировать тарифы на обслуживание самолетов, которые сейчас устанавливаются не рынком, а государством?

— Часть тарифов у нас уже государством не регулируется — это направление Петербург — Москва, а также все международные направления. Под регулированием у нас остается порядка 62% трафика — это полеты по регионам России. Сейчас мы обратились в ФАС с запросом, чтобы нам позволили их дерегулировать.

Как происходит повышение тарифов с учетом жесткого госрегулирования обычно? Мы делаем некую инвестицию, например построили большой терминал, и на пять лет регулятор дает инвестиционные тарифы. Что получается в итоге? Когда ты его построил, авиакомпании все вокруг получают разовый резкий подъем тарифа и потом в этом живут пять лет, приходя в себя.

Вторая история — когда ты каждый год бегаешь по всем инстанциям, говоришь, объясняешь, вот у меня себестоимость изменилась, обосновываешь со всеми документами, мол, помогите мне. Вот это "помогите мне" — это колоссальная административная нагрузка для всех.

Дерегулирование позволяет самостоятельно аэропорту принимать решение. Тут, конечно, можно сказать — ага, аэропорт возьмет и тарифы поднимет. Неправда. ​​​​​​​На практике аэропорт не уходит из регуляторного пространства, ты все еще субъект монополии — как только на тебя пожалуются, тебе дерегулирование отменят, еще и заставят понизить тарифы

Поэтому, если дерегулирование состоится, оно будет в плавной манере позволять нам повышать тарифы, согласовывая это с авиакомпаниями ровно так, как они планируют свой бюджет на следующий год, в рамках их ожиданий по инфляции и другим факторам ценообразования. 

Теги:
ПМЭФ