26 июня 2023, 16:00
Интервью
ПМЭФ

Заместитель гендиректора Росатома: нейросети уже решают часть задач в корпорации

Татьяна Терентьева. Петр Ковалев/ ТАСС
Татьяна Терентьева
Татьяна Терентьева — о роли искусственного интеллекта и людей в атомной отрасли

Заменит ли искусственный интеллект специалистов в атомной отрасли? Идет ли сегодня молодежь в атомную науку? Ощущает ли Росатом серьезную конкуренцию на рынке труда за новых сотрудников? Об этом и о многом другом ТАСС рассказала заместитель генерального директора по персоналу Росатома Татьяна Терентьева.

— Кадровая служба Росатома несколько лет подряд признавалась лучшей в стране. Как вообще меняется роль кадровых служб в компании в современном мире? Как вы развиваетесь в области HR? Какую перспективу вы видите в этом направлении?

— Мне кажется, переломным в осмыслении роли HR и роли человека в организации стал период пандемии. В 2020-м произошел глобальный кризис, которого никто не ждал. И именно в тот момент, на мой взгляд, проявился ценностный кризис и произошло переосмысление отношения к человеку и его роли в организации, началась перенастройка всех процессов. В этот момент HR встал, что называется, на передовой. Для обеспечения непрерывного производства обязательным стало выстраивание безопасности во всех смыслах этого слова — не только физической, но и ментальной. Особенно это актуально для атомной отрасли, где безопасность всегда стоит на первом месте. И вот в этих условиях на первый план вышла кадровая служба, которая должна была выработать правила работы в новых реалиях.

— Можно назвать 2020–2021 годы временем очень быстрых решений, вы же в Росатоме мгновенно их принимали по организации работы в период ковида.

— Мгновенно! Наша отрасль смотрит далеко вперед. Благодаря тому, что за предыдущие десять лет мы сформировали единую платформу, единые стандарты управления и общий центр обслуживания, мы смогли оперативно все настроить, чтобы быстро принимать и реализовывать решения. Если бы мы до пандемии не провели эту работу, то не смогли бы эффективно наладить процесс. Для Росатома "цифровой скачок" стал мощным катализатором позитивных изменений и трансформации взаимоотношений с сотрудниками. Пандемия стала драйвером и импульсом развития как культуры, так и человека, а также технологий в Росатоме. Она продемонстрировала важность правильно организованной коммуникации с людьми. Казалось бы, перевести человека на удаленную, домашнюю работу — значит разом решить множество проблем. Но оказалось, что удаленная работа требует в тысячу раз больше коммуникаций, внимания к людям, чем обычно, потому что человек на удаленке более изолирован. У него нет рядом коллектива, нет ощущения поддержки от коллег. Было принято очень верное своевременное решение — организовать открытую и оперативную коммуникацию генерального директора со всем коллективом Росатома через еженедельные сообщения с рассказом о том, что мы делаем и почему, какие меры принимаем, как у нас обстоят дела. Это стало ролевой моделью, которую подхватили и реализовали все руководители, понимая важность общения и диалога с работниками.

Нашей задачей было максимально поддержать сотрудников. К примеру, на удаленке трудятся дома, а у многих дети рядом. Чем их занять? Для решения этой проблемы мы открыли Детскую академию, чтобы наши специалисты могли работать не отвлекаясь, а с их детьми занимались в академии. Для того чтобы люди чувствовали, что они в большой команде, мы организовали онлайн-зарядку, объявили конкурс "История одной фотографии", собравший кадры из семейных архивов сотрудников отрасли. В целом многие инициативы, которые касались поддержки людей, были на шаг впереди международных компаний. Это и менторинг-программы, и быстрое распространение сигнала за счет прямых каналов коммуникации с руководителями, и психологическая поддержка, и массовое обучение сотрудников, организованное Академией Росатома по навыкам борьбы со стрессом и тревожностью, по работе и управлению командой в удаленном режиме, эффективной онлайн-коммуникации и др. Все это в итоге позволило большому коллективу атомной отрасли ощутить сопричастность и единение. Также были запущены новые программы благополучия и поддержки сотрудников, особое внимание уделялось и уделяется здоровью работников. И речь не только об углубленных медицинских осмотрах, реабилитационно-восстановительном лечении, регулярных диспансеризациях, но и практиках проведения дней здоровья и школах здоровья по социально значимым темам (сахарный диабет, онкология, артериальная гипертензия, вредные привычки, здоровое питание, стресс) и др.

Мы вышли на качественно новый уровень, внедрили много технологий: управленческих, работы с людьми. Это позволило нам показать выдающиеся производственные результаты. Корпорация росла высокими темпами, не остановилась ни одна стройка, мы оперативно перемещали десятки тысяч людей, внедряли современные технологии, которые позволили ускорить реализацию многих проектов.

— Вы сказали, что Росатом смотрит далеко вперед. Недавно даже прозвучала огромная цифра — атомной отрасли к 2030 году надо 350 тыс. новых сотрудников. Вы конкуренцию ощущаете по людям? Все-таки человеческий ресурс ограничен.

— Конкуренция на рынке труда в настоящее время очень острая — сейчас рынок соискателя. Для нас главный источник будущих побед — это люди. До этого многие декларировали важность человеческого капитала, но мало кто реально осознавал, что за этим стоит. По нашим оценкам, сейчас на рынке труда сформировалась серьезная нехватка ресурсов, которая требует перестройки всей системы образования. Поэтому для бизнеса основная задача — это подготовка новых кадров и постоянное обучение и переобучение сотрудников с прогнозированием того, какие специалисты, с какими компетенциями нам понадобятся к 2030 году. В основе нашей кадровой политики лежит философия человекоцентричной организации, что является нашим конкурентным преимуществом.

Возвращаясь к теме конкуренции — она будет только нарастать, и это конкуренция именно за смыслы. Новое поколение ищет не просто работу, а ту, которая дает возможности для саморазвития и самореализации, удовлетворяет их ценностным установкам и находится в балансе с личной жизнью. Им важно получать постоянную обратную связь о том, какую важную работу они выполняют. Они хотят изменить мир, спасти планету, помочь другу. При этом ребята готовы брать на себя ответственность за изменения. Эта черта поколения зуммеров мне кажется очень важной, потому что перед ними в обозримом будущем встанет очень серьезный вызов — обеспечить устойчивое развитие глобального мира. Все это полностью соответствует ценностям Росатома. Мы вносим серьезнейший вклад в тему устойчивого развития. Помимо "зеленой" атомной энергетики это и ветроэнергетика, экологические проекты, благодаря чему мы снижаем последствия глобальных климатических изменений, обеспечиваем доступ к чистой энергии и воде. Развивая ядерную медицину, спасаем людей и вносим вклад в увеличение продолжительности жизни.

— Знаете, что меня печалит на каждом общем собрании Академии наук? Оно начинается с очень грустной вещи — в течение нескольких минут на экране идет список академиков и членов-корреспондентов, которые за прошедшее время умерли. Росатом задумывается о том, кто придет на смену великим ученым в отрасли?

— Не просто задумывается — мы обозначили это как одну из ключевых задач. За последние три года доля молодежи в отраслевой науке увеличилась с 18 до 36%, а в отдельных организациях до 60%. У нас ребята работают буквально со студенческой скамьи, проявив себя на проекте, а в 25 лет уже становятся начальниками лаборатории.

— То есть молодежь в науку Росатома идет?

— Идет. Мы, конечно, этим занимаемся системно и глубоко. Открыли специальный проект "Лаборатория роста", работаем совместно с опорными вузами отрасли над привлечением талантливых молодых ученых. Студенты приходят к нам с первого курса работать над реальными проектами c научными  руководителями. Это означает, что они осознанно идут в науку. Во время учебы они понимают, какие знания и для чего получают и как будут использовать их в будущем. Появляется другая глубина знаний и опыта, иная мотивация. И когда они закончат вуз, то придут в Росатом не младшим специалистом, а уже научным сотрудником, знающим и принимающим наши ценности.

"Гринатом", наша IT-компания, запустил программы для взращивания специалистов в цифровой сфере. Отбирают способных ребят с первого курса, учат на конкретных проектах, затем они остаются в отрасли. Мы в "Гринатоме" за три года набрали 3 тыс. специалистов. Большую роль здесь играют стажировки. За период с 2020 года мы приняли порядка 1 тыс. студентов на оплачиваемую стажировку, 80% из них перешли на постоянный контракт и строят карьеру в Росатоме. Мы вообще делаем ставку на джуниоров, особенно в IT. Перекупание за большие деньги специалистов убивает рынок, а крупные игроки должны его развивать. Даже если молодой сотрудник придет не к нам, а к нашему субподрядчику, это прекрасно.

— Ведь у него будет культура Росатома.

— Конечно, он будет разделять нашу культуру. И качество образования будет наше. Крупные игроки задают высокую планку подготовки. Таким образом, весь рынок подтягивается.

— На ПМЭФ Росатом подписал соглашение с рядом компаний о создании Альянса человекоцентричных организаций. Чем он будет заниматься, в чем его главная задача?

— Альянс представляет собой сообщество крупных компаний с особой философией работы с людьми. Он будет способствовать развитию рынка труда и внедрению принципов управления, основанных на доверии к сотрудникам. Человекоцентричный подход, объединяющий участников альянса, основан на "создании партнерских отношений между компанией и сотрудником, в которых сотрудник получает возможность полностью реализовать свой потенциал, действуя в бизнес-целях". Стать частью альянса предлагается всем компаниям, которые разделяют такой подход. Человекоцентричность проявляется в том числе и в инклюзивности. Доказано, что инклюзивная среда более творческая, она дает более высокие результаты. Сейчас в ряд профессий точно пойдут женщины, потому что другого выхода не будет. Все поменялось. Миф, что сварщицей не может быть женщина, уже развеян. У нас есть женщины-сварщики, крановщицы, токари, помощники капитана атомного ледокола, инженеры по радиационной безопасности. В Росатоме женщины достигают профессиональных высот не только на рабочих специальностях, но и в науке, в "цифре", в инженерии. А ведь недавно казалось, что подобное невозможно. Мы будем переобучать специалистов так называемого серебряного возраста "60 плюс". Видим тут действительно серьезный потенциал, который пока не задействован. Мы будем использовать потенциал самых разных категорий людей.

— Сейчас очень многие говорят, что часть профессий будет заменена искусственным интеллектом (ИИ). Возможно ли это в Росатоме, хотя бы частично?

— Раньше наиболее распространенным мнением было, что рутинные операции заменит искусственный интеллект. В каком-то смысле это действительно так. В Росатоме нейросети уже сейчас помогают нашим специалистам в решении разного рода рутинных задач. Они распознают сканы документов, занимаются маршрутизацией обращений в поддержку, ускоряют поиск информации в системах, идентифицируют информацию с аудио- и видеосовещаний и выдают результаты встреч, предсказывают время потенциального ремонта оборудования. Но на данный момент искусственный интеллект в Росатоме не может заменить людей, так как отрасль обладает большим количеством сложных технологических процессов, которые не могут протекать без непосредственного контроля специалистами. По мнению наших экспертов, ИИ хорош в первую очередь в сборе, структурировании и анализе информации, сигнализации о сложно диагностируемых неисправностях, но принимать решение о том, что с этой информацией делать, пока должен человек.

Кроме того, человек на протяжении всей жизни будет учиться. Мир меняется, и с одним "чемоданом знаний", каким бы большим он ни был, жизнь не прожить. Поэтому мы ценим тех, кто, зная досконально свою область, способен осваивать смежные. Опираясь в работе на базовые профессиональные знания, они успешно применяют и гибкие навыки, что положительно сказывается на их результатах. Таких людей мы называем "Т-образными талантами" — они обладают глубокой экспертизой плюс междисциплинарными знаниями и навыками. Например, сегодня информационные технологии и экология становятся не только неотъемлемой частью будущих профессий, но и философией, образом жизни и мышления, ведь в любой профессии важны цифровая грамотность, знание цифровых технологий и прогнозирование влияния научных и технологических решений на экологию. Устойчивое развитие — основной тренд, который коснется всех профессий: экспертов технологического, гуманитарного, IT-профилей, стратегов, управленцев. И в госкорпорации всегда найдется место тем, кто готов осваивать новое, развиваться и быть на шаг впереди, ведь это одна из ценностей Росатома! 

Теги:
ПМЭФ