Глава Минвостокразвития: Восточный экономический форум достиг зрелости

Алексей Чекунков. Михаил Метцель/ ТАСС
Алексей Чекунков

Алексей Чекунков - об отношениях с КНР и развитии ВЭФ

Восточный экономический форум претерпел множество изменений, как и значение дальневосточных и арктических регионов. О том, как стать технологической супердержавой, о международных территориях опережающего развития, интенсивном создании ледокольного флота, перспективах развития отношений с КНР и реакции на это со стороны других стран в интервью ТАСС в ходе ВЭФ рассказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

 Алексей Олегович, какие задачи ставило перед собой министерство, готовясь к форуму?

— ВЭФ начинался как экономический форум. Здесь брали начало многие из крупнейших проектов, на триллионы рублей — Удокан, Баимка, Малмыж, новые аэропорты, мосты и многое другое. Состоялся как геополитический. Здесь обсуждались серьезнейшие вопросы, касающиеся всего Азиатско-Тихоокеанского региона и шире. На всех ВЭФ работал наш президент, принимал решения, которые потом оказывают влияние на развитие Дальнего Востока на годы вперед.

Сегодня ВЭФ — это еще и патриотический форум, который собрал неравнодушных людей, чтобы найти решения, как преодолеть серьезные вызовы, перед которыми мы стоим, и как развиваться дальше. Мы говорим уже не только об экономике или об отношениях с другими странами. Мы говорим о технологиях — как стать технологической супердержавой. Говорим об образовании — как подготовить следующие поколения россиян. Говорим о развитии городов и среды для жизни.

Я считаю, за счет такого триединства ВЭФ достиг зрелости. Сочетая в себе экономическую, геополитическую и патриотическую повестку, стал по-настоящему уникальным событием, которое меняет мир.

 Довольны ли вы количеством международных участников? Сколько их? ​​​​

— На площадке форума работают делегации из Китая, Индии, Монголии, Белоруссии. Всего представители 53 стран, в том числе и тех, которые сейчас принято называть недружественными. Те, кто приехал, значит, интересуются Россией и готовы к сотрудничеству. Выделю серьезные китайскую и индийскую делегации. Обе проявляют живой интерес к сотрудничеству в энергетической сфере, судоходстве, особенно на СМП, судостроении, в технологиях, девелопменте.

 У регионов ДФО растет грузооборот с Белоруссией, роль этой страны в экономике Дальнего Востока повышается, в этом году делегация от этой страны участвует в форуме. Какие еще совместные мероприятия планируются? В целом какие планы по сотрудничеству?

— Белорусские друзья до ВЭФ посетили Хабаровский край, договорились вместе делать молочные фермы. А для Приморья Белоруссия — практически родная страна. Когда в середине августа я прилетел во Владивосток, чтобы помочь в ликвидации последствий от наводнения в Приморье, первое, что я увидел, это громадный грузовой Боинг 747. Гуманитарная помощь из Белоруссии. Друг познается в беде, и Белоруссия для нас, конечно, — истинный друг и партнер.

 На форуме не представлены делегации Японии и Южной Кореи, которые традиционно были участниками ВЭФ. Повлияло ли это негативно на повестку? Как изменения отношений с этими странами отразились на макроэкономике ДФО?

— Я верю, что и Япония, и Корея вернутся к конструктивному диалогу с Россией. Пока им внешние силы зажимают рты и держат руки заломленными. Фактически обе страны остаются оккупированными американскими войсками. Япония — после 1945 года, Корея — после 1953-го. Это невероятно, что нация самураев, одна из самых технологически развитых в мире, сильных, уже 80 лет терпит диктат США, которые сами же Японию разбомбили — ядерным оружием. Аналогично я убежден: если бы не позиция США, которые, как рэкетир, "крышуют" Южную Корею, две Кореи бы уже нашли дорогу к общей судьбе и мы получили бы еще одно экономическое чудо объединенной Кореи. В 2018 году президент Мун Чжэ Ин, который, кстати, приезжал к нам на ВЭФ, трижды встречался с Ким Чен Ыном. Это вызвало радость и надежду на всем Корейском полуострове. Но США их, грубо говоря, вернули в стойло. Им выгоднее иметь напряженную ситуацию в Азии — и продавать туда продукцию своего ВПК.

 Преференциальный режим на Курилах уже показал себя. Он даже стал примером при подготовке проекта международных ТОР. Как можно улучшить режим на Курилах? Нужно ли? Планируется ли введение новых преференций?

— На Курильских островах в режимах ТОР и ОЭЗ реализуется 22 проекта на 13 млрд рублей. Это главным образом проекты в области рыбной отрасли, морепродуктов и туризма. Есть интересные инициативы в области возобновляемой энергии.

В части улучшения условий ведения бизнеса на Курилах наши усилия сейчас направлены на устранение ряда прорех в законодательстве, регулирующих использование льгот местными курильскими предпринимателями. Готовим соответствующие правки в законодательство, исключающие их дискриминацию.

 Законопроект о международных ТОР вот-вот отправится в Госдуму, а регионы Дальнего Востока уже готовы предоставить свои территории под новый режим. Так где все-таки появится первый? Какие еще регионы являются привлекательными для этого режима?

— Действительно, за запуск первых проектов в режиме МТОР развернулась конкуренция. Хабаровский край работает над созданием транспортно-логистической зоны, погранперехода на острове Большой Уссурийский на Амуре. Серьезный проект и важный остров, единственный у нас по формуле "один остров — две страны". В 2017 году его посещал Си Цзиньпин. Он уже соединен с Хабаровском автомобильным мостом. Не меньше аргументов и у предложений от Амурской и Еврейской областей. В обеих построены новые российско-китайские мосты. В Приморье же наша КРДВ планирует создать полностью подготовленный промышленный парк со всей инфраструктурой, включая цеха, с подведенной ж/д веткой, также рассчитанный на международных инвесторов.

В Забайкалье находится крупнейший на сегодня российско-китайский железнодорожный пункт пропуска. У Бурятии традиционно глубокие связи с Монголией. И так далее — список можно продолжить.

 Прорабатывается ли вопрос объединения всех дальневосточных ТОР в единую территорию?

— Здесь могу только сказать про "шашечки и ехать". Мы находимся в непрерывном, последовательном режиме улучшения, упрощения условий ведения бизнеса в ТОР. В конечном итоге в интересах развития Дальнего Востока любой проект на Дальнем Востоке должен реализоваться в префрежиме. Поэтому фактически весь Дальний Восток будет ТОР. Будет ли это единый ТОР или административный порядок — будет видно. Дорогу осилит идущий.

 Мы прекрасно знаем, что наша главная железнодорожная артерия была построена не без помощи граждан из Азии. Сегодня в силу ряда обстоятельств ДФО столкнулся с нехваткой рабочей силы. Как вы считаете, можно ли решить этот вопрос через привлечение, к примеру, северокорейских граждан?

— Короткий ответ — можно, в рамках международных обязательств, принятых на себя Россией.

 Какие перспективы для развития вы видите у наших отношений с КНР?

— Мы взяли планку товарооборота в $200 млрд в год. Торговля между нашими странами ускорилась как раз тогда, когда социальные, культурные связи встали на паузу из-за пандемии. Объективно у нас 4,2 тыс. км общей границы, сейчас общие друзья и общие неприятели. Я считаю, нам нужно научиться лучше понимать друг друга. Не только на самом высшем уровне, но на уровне бизнеса, образования, науки, спорта. Выстроить более прочные горизонтальные связи. Это дорога с двусторонним движением. И перед обеими нашими странами стоят серьезнейшие вызовы, от преодоления которых зависит будущее человечества. Безусловно, преодолевать эти вызовы разумно сообща. 

 Вы не чувствуете напряжения, которое могло родиться у тех же японцев и даже у американцев, связанного с нашим развитием отношений с КНР?

— Напряжение в международных отношениях существовало во все времена. Можно сказать, что сама суть международных отношений — это сумма напряжений между отдельными странами и группами стран. И любой ответственный лидер скажет, что главный ориентир — национальные интересы своей страны. Путь к сотрудничеству, миру и процветанию (что, собственно, является темой нашего форума) не пролегает через формулу "дружить с кем-то против кого-то". Китай также является самодостаточной страной, глубоко интегрированной в мировую экономику, кстати, с огромным товарооборотом и с Японией, и с Америкой.

И мы развиваем наши добрососедские, стратегические отношения с Китаем не для того, чтобы вызвать чье-то напряжение, а для того, чтобы повысить благополучие наших народов. Достичь мира и процветания через сотрудничество.

 Теперь об Арктике. Вы говорили, что большую озабоченность вызывает ледокольный флот — судов не хватает и не хватит, чтобы обеспечить запланированный грузооборот по СМП к 2030 году. Как решить эту проблему?

— Флот ледового класса. Ледокол — уникальный продукт. Россия — главный в мире производитель и пользователь ледоколов. Программа создания ледокольного флота идет интенсивно, в соответствии с планом развития СМП, утвержденным правительством РФ. Но ледоколы сами не везут груз, они ведут за собой корабли, которые гружены нефтью, СПГ, рудой, контейнерами, рыбой, товарами Северного завоза и т.д. Эти грузовые суда, для того чтобы ходить по СМП, должны быть специально подготовлены для хождения во льдах, быть ледового класса. Для создания таких кораблей нужны и особые технологии, и особые производственные мощности. Там просто металла больше, конструкции тяжелее — значит, краны должны быть мощнее и т.д. В соответствии с планом до 2035 года должно быть построено 151 судно ледового класса — это 10 ледоколов, 74 грузовых судна, 46 аварийно-спасательных, суда снабжения, обслуживания, гидрографии. Из 151 судна 43 строится и 108 судов еще должны быть заложены. В международные партнерства для строительства этих судов могли бы войти, в том числе, Индия и Китай. Главные заинтересованные в этом — сами компании, которые уже проинвестировали средства в производство товаров, которые нужно возить по СМП, и их судоходные партнеры. Такие переговоры уже идут, мы со своей стороны оказываем содействие в поиске перспективных партнерств. 

— АЗРФ — это уникальный преференциальный режим. Есть ли планы по увеличению спектра преференций?

— Ничто не стоит на месте. Ближайшая цель — это переход от компенсации социальных взносов к автоматическому начислению по более низкой ставке. Находимся в диалоге с Минфином на эту тему.

 Лучшие дальневосточные практики распространяются на Арктику — ипотека, гектар. Что дальше?

— Города, концессии, образование, технологии.

— Недавно сообщалось о том, что на Дальнем Востоке планируется ввести механизм "Дальневосточный контракт" между государством и инвестором, предполагающий фиксацию ключевых условий на этапе принятия инвестрешений. Какая работа ведется в этом направлении? Когда этот механизм может появиться?

— Это новое направление работы, сейчас оно находится в обсуждении с коллегами по правительству.

Беседовала Александра Будер