— Александр Иванович, ваши следователи расследуют огромный массив уголовных дел по событиям в Донбассе, Новороссии и на Украине. И уже вынесено большое количество приговоров украинским карателям. Сколько всего лиц уже осуждены? За какие в основном преступления? Кто-нибудь из них признал вину, раскаялся, представ перед судом? Как они сами объясняют свои действия?
— На данный момент по уголовным делам Следственного комитета осуждены более 280 представителей украинских вооруженных формирований. С учетом неопровержимых доказательств большинство из них в ходе следствия признали вину в инкриминируемых деяниях. Некоторые в ходе проверки показаний на месте рассказали, как совершали преступления, как убивали гражданское население, обстреливали автомобили, издевались над пленными. Многие говорят, что, открывая огонь по мирным гражданам, выполняли приказ вышестоящих командиров и не думали о последствиях. Другие же пытаются приуменьшить свою роль. Но всем понятно, что, нажимая на курок, человек осознает последствия таких действий, и подобные поступки оправдать никак нельзя.
— В среднем к каким срокам приговаривают суды украинских боевиков? Как вы считаете, это соразмерно содеянному ими?
— Преступления, в совершении которых обвиняются представители украинских вооруженных формирований, относятся к категории особо тяжких, за которые предусмотрено максимальное наказание. Более 20 представителей вооруженных формирований осуждены к пожизненному лишению свободы. Других суд приговорил к разным срокам, учитывая роль и степень участия в совершении конкретного преступления или нескольких противоправных деяний: кого-то к 20, кого-то к 30 годам лишения свободы. В среднем же наказание в виде лишения свободы по этим делам составляет 23 года.
— Вы ведь расследуете уголовные дела с 2014 года. Сколько всего дел было возбуждено за этот период, сколько из них — после начала специальной военной операции? Сколько человек признаны потерпевшими от преступлений киевского режима?
— По указанным преступным фактам за эти годы Следственным комитетом возбуждено более 4,3 тыс. уголовных дел. При этом около 2,8 тыс. по фактам обстрелов мирных жителей и гражданской инфраструктуры соединены в одном производстве. От незаконных действий вооруженных формирований Украины погибли более 5,5 тыс. человек, свыше 13 тыс. мирных жителей получили ранения. И по сей день жертвами украинских националистов остаются беззащитные женщины, дети, старики. Только с начала СВО возбуждено 2 307 уголовных дел по фактам обстрелов мирного населения. Всего с 2014 года признаны потерпевшими более 131 тыс. человек.
— В чем специфика расследования уголовных дел о применении в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов? Как быстро удается собрать доказательную базу?
— Характер этих преступлений бывает разным. К подобным деяниям мы относим обстрелы жилых домов, гражданской инфраструктуры украинской стороной с применением оружия, имеющего высокие поражающие свойства, случаи расправ над гражданским населением, истязания людей и другие факты. В сжатые сроки необходимо не только произвести осмотр места происшествия, обнаружить и изъять вещественные доказательства, которые могут быть утрачены, но также найти и допросить свидетелей, очевидцев, провести экспертизы и иные необходимые мероприятия. Во время боевых действий все это требует значительной оперативности и соблюдения мер безопасности.
Зачастую территория, подвергшаяся атаке, занимает большую площадь, исчисляемую квадратными километрами, и как раз для фиксации последствий преступных действий необходим ее качественный осмотр. Для того чтобы все это реализовать, нашими криминалистами были разработаны особые методики, позволяющие при помощи специальных технических средств выполнить такую задачу. В целях тщательного изучения последствий использования националистами боевого оружия осмотр поврежденных объектов осуществляется с помощью беспилотных летательных аппаратов. Время сбора доказательств бывает разным и зависит от того, когда мы узнали о том или ином преступлении и какими сведениями располагаем. К примеру, по прошествии почти двух лет после событий в Мариуполе мы продолжаем устанавливать и расследовать новые факты преступной деятельности представителей ВСУ против мирного населения. Кроме того, устанавливаются и другие преступления начиная с 2014 года.
— Вы неоднократно ранее говорили о неотвратимости наказания за бесчеловечные преступления в Донбассе, совершенные украинской военщиной. Сколько командиров, руководителей ВСУ, СБУ, ГУР объявлены в розыск, есть ли шансы, что они предстанут перед нашим судом? Есть ли уже заочные приговоры?
— В настоящее время в рамках расследования упомянутых уголовных дел привлекается 980 лиц из числа военнослужащих украинских вооруженных формирований, военного и политического руководства, более 200 из них объявлены в розыск.
Есть ряд заочных приговоров командирам различного уровня. Так, недавно заочно осужден командир 1-го отдельного батальона морской пехоты 36-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ Евгений Бова, который отдал своим подчиненным приказы о расстреле восьми мирных жителей. Также вынесены заочные приговоры участникам запрещенного в РФ полка "Азов" (признан террористическим и запрещен в РФ — прим. ТАСС) Андрею Плитусу, Геннадию Сухарникову и Дмитрию Предборскому. Весной 2022 года, находясь в составе артиллерийского дивизиона, они производили обстрелы жилого массива города Мариуполя. Есть и много других примеров.
— Если говорить о наемничестве, по вашим данным, наемники из каких стран в основном воюют в рядах украинских вооруженных формирований? Удается ли установить их личности? Сколько дел расследуется в отношении них?
— Большинство установленных нами лиц, участвующих в боевых действиях в качестве наемников, — граждане США, Грузии, Великобритании, Канады, Израиля, Германии, Литвы и Латвии. В целом же уголовное преследование ведется в отношении 593 иностранцев из 46 государств. Совместно с другими правоохранительными органами мы продолжаем выяснять все обстоятельства преступных деяний, совершенных иностранными наемниками, устанавливать их местонахождение и прорабатывать вопросы привлечения их к уголовной ответственности. К примеру, недавно был вынесен приговор гражданину Грузии Мамуке Гацарелии, который в качестве иностранного наемника принимал участие в боевых действиях на стороне Вооруженных сил Украины.
— Если сравнивать действия Киева в Донбассе, скажем, с 2014 года и после начала СВО, какие вы видите изменения, как, возможно, поменялась их тактика? Как изменилось вооружение украинских вооруженных формирований по сравнению с 2014 годом? Какое оружие чаще всего используют ВСУ во время ударов по населенным пунктам Донбасса, Новороссии и другим приграничным регионам РФ?
— Как я уже отмечал, 10 лет назад ВСУ еще не имели такого количества вооружения из стран НАТО. Но по прошествии времени ситуация стала меняться. Страны Запада стали в геометрической прогрессии наращивать интенсивность поставок различного оружия, особенно после начала специальной военной операции. Это делается в нарушение норм международного права. Проведенные экспертизы свидетельствуют о том, что сейчас для обстрелов гражданской инфраструктуры часто используются американские РСЗО HIMARS, Vampire, а также различные артиллерийские системы калибра 155 мм, как, например, М777 производства США, использующие в том числе кассетные боеприпасы. Их точность не такая высокая, как об этом писалось в СМИ.
Также мы констатируем увеличение количества различных типов беспилотных летательных аппаратов, которые применяют вооруженные формирования Украины, в том числе против гражданских лиц и объектов.
— Как продвигается расследование уголовного дела о крушении Ил-76, атакованного ВСУ? Удалось ли установить, кто конкретно стоял за этой атакой?
— Следователи и эксперты установили тип вооружения, который использовался для атаки самолета. Это зенитные управляемые ракеты MIM-104A комплекса "Patriot" США. Установлен и район, откуда были запущены ракеты, — село Липцы Харьковской области. На месте падения самолета обнаружены несколько сотен фрагментов тел погибших. Результаты генетических экспертиз позволили сделать однозначный вывод о принадлежности изъятых фрагментов тел членам экипажа, сотрудникам военной полиции и 65 украинским военнослужащим, погибшим при крушении самолета. Продолжаются следственные действия, направленные на установление лиц из числа украинских вооруженных формирований, причастных к этому теракту.
— В конце 2023 года ракетной атаке был подвергнут Белгород. Известны ли причастные к этому преступлению? Сколько уголовных дел расследуется по фактам обстрелов приграничных территорий России?
— Подобной массированной атаке Белгород подвергся и в феврале этого года. В первом случае целью украинских военных стали женщины и дети, собравшиеся в центре города, чтобы отпраздновать начало новогодних праздников. Во втором — торговый центр, жилой сектор и пришкольный стадион. Это прицельные обстрелы, и у нас нет сомнений, что украинские военные умышленно наносят удары по гражданским объектам. В обоих случаях погибли и пострадали мирные жители, в том числе дети. Причем военных объектов в указанных местах не было. Видимо, западные покровители ждут от украинских нацистов все больше и больше жертв, в том числе и среди мирного населения.
Следственным комитетом практически ежедневно фиксируются факты обстрелов нашей приграничной территории и атаки беспилотными летательными аппаратами отдельных районов ряда российских областей. Возбуждено более 1,4 тыс. уголовных дел. Следователями ведется кропотливая работа по документированию и сбору доказательственной базы этих преступлений. По имеющейся информации, обстрелы Белгородского региона производятся из Харьковской области. Следствие принимает все возможные меры для установления причастных к этим и другим подобным преступлениям и привлечения их к уголовной ответственности.
— Завершено ли расследование дела о теракте на Крымском мосту? Что удалось установить следствию?
— Установлены обстоятельства этого преступления, расследование уголовного дела находится на завершающей стадии, обвиняемые и их защитники знакомятся с его материалами.
— Насколько актуальной остается проблема фейков о ВС РФ? Будет ли способствовать недавно принятый закон о конфискации имущества за фейковые новости их сокращению? Сколько человек с начала СВО стали фигурантами таких уголовных дел? Сколько были осуждены?
— В 2023 году возбуждено 120 уголовных дел по статье УК РФ о публичном распространении заведомо ложной информации о действиях Вооруженных сил Российской Федерации. Всего же с момента введения указанной статьи в Уголовный кодекс возбуждено 303 уголовных дела. В суд направлено 147 дел в отношении 149 лиц. Также СК России возбуждено 99 уголовных дел по фактам дискредитации Вооруженных сил Российской Федерации, перед судом предстали 60 лиц. Пока рано анализировать тенденции, ведь эти нормы действуют неполных два года.
Следует подчеркнуть, что 25 февраля 2024 г. вступил в силу Федеральный закон № 11-ФЗ, согласно которому в перечень преступлений, за совершение которых допускается конфискация имущества, включены преступления, предусмотренные статьей 207.3 УК РФ и 280.4 УК РФ, если они совершены из корыстных побуждений.
Конфискации будут подлежать деньги, ценности или иное имущество осужденного по указанным статьям, которые получены в результате совершения преступления или использованы для деятельности, направленной против безопасности России.
Следует иметь в виду, что согласно закону под деятельностью, направленной против безопасности Российской Федерации, понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных, в частности, статьями УК РФ о наемничестве, геноциде, дезертирстве, неисполнении приказа, получении или даче взятки и бандитизме (всего в этом перечне более 30 статей).
Помимо этого, указанным законом расширен перечень статей УК РФ, осужденные по которым будут лишаться специальных, воинских или почетных званий, классных чинов и госнаград.
К ним относятся статьи, касающиеся распространения фейков о российской армии, ее дискредитации, призывов к экстремизму, к нарушению территориальной целостности России, а также деятельности, направленной против безопасности государства, призывов к введению санкций против нашей страны и ее граждан, реабилитации нацизма и содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных госорганов.
Безусловно, такие нововведения будут способствовать профилактике данных преступлений, сократят манипуляцию лживыми новостями.
— С чем, на ваш взгляд, связано то, что зачастую дискредитацией Вооруженных сил России занимаются известные люди, покинувшие страну?
— Позиция представителей шоу-бизнеса, которые уехали за рубеж и дискредитируют действия Вооруженных сил России, вероятно, связана с их желанием угодить политике тех стран, где они пребывают. Там они хотят продолжать свою деятельность, получать прибыль, надеясь, что избегут наказания. Но, как известно, предателям нигде не рады. Сегодня они показали свою неблагонадежность — отвернулись от страны, в которой десятилетиями делали свои многомиллионные состояния за счет обычных граждан, посещающих их концерты. Поэтому, как они себя поведут завтра, никто не знает. Но если кто-то из них решит вернуться спустя несколько лет, за свои действия им придется ответить по закону.