6 марта, 06:00
Интервью

Евгений Балицкий: Запорожье при Украине было вымирающей "буферной территорией"

Евгений Балицкий. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Евгений Балицкий

Запорожская область на Всемирном фестивале молодежи в Сириусе представлена сразу тремя делегациями и стендом, на котором демонстрируются достижения региона. Заброшенное в украинский период правобережье Днепра после воссоединения с Россией развивается ускоренными темпами. О судьбе бывших предприятий украинских олигархов, строительстве железных дорог и мелитопольской черешне в интервью ТАСС на полях фестиваля рассказал губернатор Евгений Балицкий

— Евгений Витальевич, прежде всего — о вопросах безопасности. Какова сейчас обстановка в Запорожской области?

— Обстановка стабильно сложная, расслабляться нельзя, хотя, конечно, значительно меньше сейчас террористических актов, которые организованы нацистским режимом и с участием местных, так сказать, "патріотів". Но противник продолжает наносить удары по инфраструктуре, по коммунальной сфере, компенсировать свои поражения на фронте в информационном поле внутри бывшей Украины. Компенсировать тем, что там что-то взорвали, там попали по больничному корпусу, здесь подстанцию выбили. Есть проблемы, но для нас это не проблемы, а задачи. Мы их формулируем и решаем.

— Предприятия Запорожской области передали в государственную собственность, власти ищут инвесторов. Как идет процесс их перезапуска?

— С первых дней мы начали эту работу, когда еще были военно-гражданской администрацией. Все убежавшие с территории Российской Федерации собственники потеряли право на пользование своими объектами. Порядка 500 объектов из более или менее крупных переданы новым управленцам. Продолжается процесс передачи их в аренду для того, чтобы эти предприятия смогли приносить пользу Российской Федерации, налоги — Запорожской области.

Ничего критичного не произошло для предприятий промышленного сектора. Хотя мы опасались, что из-за отсутствия прямых поставок металла, который раньше шел с находящейся пока еще под киевским режимом "Запорожстали", и нарушения логистики не будет эффективного производственного цикла. Наши опасения не подтвердились, переориентирование на российские рынки произошло достаточно быстро. Скачок был, но очень короткий, буквально несколько месяцев. Сегодня мы вернулись на российские, те самые советские рынки.

Полтора десятка предприятий, может быть, не задействовано. Это касается в основном тех, которые находятся вблизи линии боевого столкновения. Или тех, чьи поля пока не разминированы. Хотя карта разминирования у нас есть, военная комендатура справляется вместе с военными с этими задачами.

Кроме того, еще ряд предприятий находится частично на той стороне (занятой Вооруженными силами Украины — прим. ТАСС), частично на этой. Юридически оно у нас, а поля находятся, допустим, под Ореховом. То есть предприятие есть, а работать эффективно оно не может. Или, наоборот, техника у нас, а весь человеческий потенциал, экономический, находится еще там. Но это, может, 15 предприятий, которые не влияют в значительной степени на экономику области. Предприятия, на которых остались собственники, конечно, стартанули гораздо быстрее, и сегодня они в полном объеме работают в экономике Российской Федерации.

— Можно ли сказать, что инвентаризация таких предприятий завершена?

— Инвентаризация предприятий так называемых "бегунков" — тех, кто сбежал, а это швейцарские, австрийские, американские, немецкие компании, это люди, которые поддерживали активно укронацистский режим, финансировали батальоны, которые участвовали в войне в Донбассе, — практически закончена. В Бердянске, Мелитополе, Васильевке, Акимовке все предприятия, которые были определены как бесхозные, прошли инвентаризацию, встали на учет в налоговой службе и готовы в полном объеме работать в интересах Российской Федерации.

— В какие регионы предприятия Запорожской области поставляют продукцию? Есть ли планы расширить географию?

— По мере того, как мы будем отодвигать линию фронта, промышленный потенциал области будет расти. Будут возвращаться люди, приходить инвесторы, появится система страхования. Так как еще не все имущество находится в Росреестре, мы не можем пользоваться эффективно кредитами. Нельзя отрицать и того, что риски высокие, и инвесторы пока с опаской смотрят на наш регион. Поэтому основными регионами сбыта являются наши соседи — Крым, Краснодар, Ростовская область. Там, где, как говорит [первый заместитель руководителя Администрации президента РФ] Сергей Владиленович Кириенко, "низковисящие плоды", которые можно быстро взять.

Спрос превышает предложение нашей области. Проблемы нет, куда продать продукцию: Россия — большая, география по мере наращивания потенциала нашей области и по мере от освобождения, прекращения обстрелов будет увеличиваться. Планируем расширять поставки на всю Россию. А с освобождением Запорожья мы станем промышленным регионом, нам понадобится большое количество комплектующих для выпуска продукции. Начиная с металла, который сегодня идет из Липецка и Магнитогорска, а раньше шел из Запорожья. Запорожье сможет само себя обеспечивать металлом, и мы сможем больше производить на своей территории. И тогда география поставок будет по всей России и в зарубежье, которое будет доступно нам для реализации.

— Все знают о запорожской черешне, а все-таки продукция Запорожья — это что?

— Продукция Запорожской области — это традиционные сельскохозяйственные направления: кукуруза, подсолнечник, зерновые, бобовые, плодово-ягодные. А нашим брендом является черешня. Черешня славила в Советском Союзе всегда Мелитополь и всю Запорожскую область. Сегодня также на черешню спрос настолько высокий, что в сравнении с тем, как это было при Украине, несоизмеримо вообще. Вся выращенная черешня продается, более того, ее не хватает раз в десять. Спрос настолько высокий на черешню, особенно в крупных регионах, как Москва, Санкт-Петербург, что наши фермеры себя чувствуют очень хорошо. И, конечно, стараемся сдерживать цены на реализацию. И сегодня вкладывают средства крупные компании Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Липецка, чтобы выкупать весь объем черешни. И фермеры наращивают выпуск черешни.

— Какие налоги уже введены в Запорожской области, сколько было собрано в 2023 году и какие планируется ввести 2024-м?

— Сейчас у нас действует практически вся российская система налогообложения. Единственное, работает свободная экономическая зона, где есть только фиксированный налог для предпринимателей. По большому счету, все остальные предприятия работают в единой экономической зоне Российской Федерации, платят налоги в полном объеме. За исключением тех налогов, от которых мы пока освобождены при переходе из военно-гражданской администрации. Транспортный сбор пока мы не собираем, но это временное явление. К середине этого года мы планируем вернуться к этому. Есть ограничения по сбору коммунального налога, налога на вывоз мусора. Некоторые налоги еще не вошли в полном объеме в категорию сборов, но они будут осуществляться со второй половины этого года или к концу года.

Но мы с гордостью говорим, и я об этом докладывал президенту Владимиру Путину, что в 2023 году мы должны были собрать 10 млрд рублей налогов, а собрали 15. То есть 55 млрд рублей получили из федерального центра дотациями и еще 15 млрд — силами администрации, наших жителей. Мы смогли на 50% увеличить доходную часть наших поступлений. В этом году нам поставили план собрать 15 млрд. Но мы видим, что соберем более 20, возможно, будет 30. И пока нам дотируют 40 млрд. Но в следующем году, я надеюсь, сумма будет уменьшена. И мы более половины суммы поступления будем собирать, чтобы не быть дотационным регионом, не быть "халявщиками". Область должна быть прибыльной, быть равной среди равных, вырабатывать для Родины те доходы, которые позволят и себя содержать, и, как говорили, "выдавать на-гора".

— Продолжается выстраивание системы органов государственной власти. Многие федеральные структуры уже работают в Запорожской области. Например, Роспотребнадзор. А какие службы в ближайшее время начнут работать?

— У нас работают все контролирующие структуры, в отличие от того, как это было на Украине в свое время, когда за качеством особого контроля не было: все можно было решить в области или поехать в Киев "порешать", как говорили. Примером эффективной работы фитосанитарной службы как контролирующей качество сельхозпродукции структуры является тот факт, что неоднократно были остановлены отгрузки в Бердянском порту, когда были обнаружены отклонения от нормы в зерне.

Недавно был случай вспышки африканской чумы, из-за чего пришлось уничтожить достаточно большое поголовье свиней. Понятно, что ситуация чрезвычайная, но мы к ней были готовы и это прошло в штатном режиме. Свиньи были уничтожены под контролем фитосанитарной службы, как требуют карантинные нормы. А средства, которые необходимо выплатить фермерам по ЧС, у нас на счету, мы выплачиваем их по мере поступления документов. Все структуры работают, по протоколу выполняют свои функции. И их присутствие для нас незаметно. Они не ходят с какими-то сумасшедшими проверками, выворачиванием карманов, но, когда надо, они включаются и отрабатывают.

— Можно ли сказать, что в Запорожской области работают все федеральные структуры?

— Да, можно, потому что если некоторые и не работают непосредственно в самом Мелитополе, который является сейчас областным административным центром, то они представлены в Донецке или в Симферополе, но свои функции выполняют. Может быть, еще не в полном объеме, опять же, вблизи линии боестолкновения открыть фитосанитарные отделения в Пологах, в Каменке-Днепровской, в Васильевке — семь километров до противника, мы пока не можем. Если необходимо привезти продукцию на контроль, привозим сюда. Это еще только начало большого пути.

— Жилищно-коммунальное хозяйство. Как происходит обновление инфраструктуры, что сделали за минувший год регионы-шефы, что будет сделано?

— Огромный объем работ выполнен. Дороги строятся. Железные дороги — тоже. В коммунальном отношении рывок сделан огромный. За 30 лет практически не делалось ничего — сети сыпались, дороги не восстанавливались, коммунальная техника не покупалась, вот какая была советская, та и работала. Сегодня более 100 единиц техники получили муниципальные образования. Это машины мусороуборочные, подъемные краны, экскаваторы, бульдозеры. Вся техника, которая поступает в регион, "с колес" идет в работу в коммунальные предприятия.

— После разрушения Каховской ГЭС в Бердянске и еще четырех районах столкнулись с проблемой водоснабжения. Решена ли она? Проведена ли геологоразведка?

— Бердянск является, к сожалению, в этом отношении проблемной зоной. Потому что Советский Союз в свое время не мог решить проблему водоснабжения Бердянска, учитывая его расположение, низкие дебиты на скважинах в реке Берда. Но впоследствии был проведен канал из Днепра.

После взрыва Каховской плотины вода, конечно, упала, у нас дебит сейчас меньше 17 млн кубометров. Это примерно на месяц потребления. Но мы не стоим на месте. Проведена геологическая разведка. Мы пробили уже около ста скважин в пойме реки Берда. Но, главное, мы связываем большое месторождение пресной воды в Новофилиповском водоводе, в селе Новофилиповка под Мелитополем, связываем его каналом, и как только мы закончим прокладку этой трубы, Бердянск будет с водой. Нам помогает то, что сейчас, к сожалению, из Бердянска некоторое количество жителей выехали — потребление не такое высокое. Но когда заработают предприятия и вернутся жители, будет потребность. Поэтому проблемой занимаемся.

— Туризм — перспективная отрасль для Запорожской области. На какой стадии находится реализация проекта по созданию туристического кластера в Приморске?

— Наш Приморский кластер попал в туристическую программу РФ "Пять морей". Отработана полностью схема застройки, сделаны макеты, подготовлена вся техническая документация, решается вопрос о выделении земли. На днях я буду докладывать президенту Владимиру Владимировичу Путину о готовности этот проект ратифицировать. И как только президент примет решение, одобрит и даст распоряжение правительству на выделение средств, мы передадим землю и запустим процесс. А средств предусмотрено 350 млрд. Это даст около 20 тыс. рабочих мест в этой сфере.

В этом кластере будут отдыхать до 2 млн человек за сезон. Это и развитие инфраструктуры, логистики, строительство хабов, коммуникаций. Это огромный толчок для Запорожской области. Программа рассчитана до 2030 года, но мы надеемся, что сможем сделать это до 2026–2027 года, по крайней мере основные блоки для того, чтобы проект заработал. И тут вопрос будет нашей эффективности. Потому что это огромные деньги для области, это сумасшедший толчок развития. Поэтому мы все сделаем, чтобы этот проект к себе, извините за непарламентское слово, затащить. Очень ждем его и понимаем, что для нас это новый старт.

— Вы сказали, что в ближайшее время будете встречаться с президентом. О чем еще будете докладывать?

— С президентом встречаюсь, чтобы доложить ситуацию в Запорожской области, обозначить проблемные точки. Владимир Владимирович уделяет огромное внимание новым регионам. И всякий раз очень живо интересуется всеми вопросами, помогает. Иногда у нас, конечно, желания превышают возможности. Нам бы хотелось, конечно, все и сразу, чтобы побыстрее стать равными среди равных. Надо сказать, что никогда еще не отказывал президент в помощи Запорожской области. И его инициатива, например, по автобусам, которые мы получили, 350 машин, вызвала очень сильный эффект. Люди очень высоко оценили эту заботу нашей Родины, даже при том, что у нас еще ведутся боевые действия. И все равно автобусы пришли и начали работать, это еще один глоток, знаете, новой жизни.

— Вы упомянули Бердянский порт. В силу ряда обстоятельств он работает не в полную мощь. Когда заработает полностью?

— Он уже работает достаточно хорошо, пока силами государственного унитарного предприятия (ГУП). Но мы будем менять его на инвестора. На первом этапе мы забрали все в государственную собственность, передали нашим ГУПам, чтобы это не разворовали, чтобы это работало. Сегодня могу с гордостью сказать, что Бердянский порт за четвертый квартал прошлого года перевалил более 300 тыс. тонн. Это очень высокий показатель, потому что такими темпами мы выходим за миллион. На следующий год планируем до 2 млн, то есть выйти на проектную мощность. Сейчас заходит большое количество инвесторов в область на зерновой кластер. Будет перевалка металла идти через порт, руды, угля, нефтепродуктов. Очень рассчитываем на него и делаем все необходимые документальные обоснования. Это будет одно из самых крупных предприятий Запорожской области после Запорожского железорудного комбината (ЗЖРК), который также сегодня работает даже при том, что противник системно уничтожает мосты, через железную дорогу не дает вывозить. Вывозить приходится автомобильным транспортом и по дорогам, которые мы можем контролировать. Потому что некоторые железные дороги находятся в непосредственной близости от ствольной артиллерии противника. Сейчас погоним фашиста немножко за Орехов и железную дорогу восстановим. Будет работать и ЗЖРК, и порт.

Плюс строится дорога "Таврида", продолжается по северу Азовского моря, которое является для нас внутренним. К 2026 году, как мы и говорили с президентом, дорога будет. Также строится железная дорога. Коммуникации будут налаживаться, и работа области будет эффективна.

— Вы упомянули Запорожский железорудный комбинат. Какая обстановка там? Сколько производит, сколько произведет в этом году?

— На Запорожском железорудном комбинате работают порядка 3 тыс. человек. Это, конечно, не 9–11 тыс., которые могут на нем работать, но достаточно, чтобы держаться на плаву. Около 200 тыс. тонн руды в месяц идет отгрузка, 2 млн — по году. Это позволяет комбинату быть безубыточным, смотреть в будущее уверенно. Важно, что мы сегодня не работаем в минус. Поставки осуществляются на Южный горно-металлургический комплекс, в основном в Донецкий бассейн. Логистика напряженная, приходится много по железной дороге возить через Крымский мост, в объезд, хотя по прямой гораздо короче. Как только логистика наладится, я думаю, ЗЖРК выйдет на проектную мощность. С этим предприятием особых проблем нет. Люди относятся с пониманием, зарплаты платятся, налоги платятся, нарушений коммуникации с руководством комбината у нас нет. Когда возникают трудности с оплатой электроэнергии, все решаем в рабочем порядке.

— В Запорожской области энергетика — это не только Запорожская АЭС, которая последние два года очень сильно на слуху, но и Ботиевская ветроэлектростанция. В каком состоянии предприятие?

— Совместно с правительством России было принято решение о передаче Ботиевской ветроэлектростанции "Россетям", потому что у нас не хватает технологических мощностей, чтобы содержать и обслуживать такой большой кластер высокотехнологичного оборудования. И "Россети" уже более 40% ввели в строй, это информация примерно на уровень Нового года. Сейчас, я думаю, эта цифра выше. Хоть говорили, что "не справитесь, зовите китайцев, зовите немцев, "Сименс". Спокойно все восстановили, все работает. И сегодня дает электроэнергию Запорожской области и всей России. Нерешаемых задач не бывает. Бывают люди, которые не умеют решать задачи.

— Вы сказали, что ВЭС поставляет электроэнергию в Запорожскую область и во всю Российскую Федерацию. То есть эта электроэнергия поступает в единую энергосистему?

— Электроэнергия попадает в общую энергетическую систему, а кто ее берет, это уже регламентируется договорами. И Запорожская область, конечно, в первую очередь ее потребляет. Зачем из Краснодара электроэнергию сюда транспортировать, когда ее можно получить в нашей области. И порт, и ветряная станция, и ЗЖРК, и железные дороги, и все высокотехнологичные объекты — немного времени, желание, небольшие деньги, поддержка власти, и все начинает работать. При Украине мы были как аппендицит: Россия закрыта, Крым закрыт, территории востока не развивались вообще на Украине, не было выгодно развивать восток. Здесь должна была быть вымирающая, "буферная территория", как тогда нам на Украине рассказывали те хлопцы с Майдана, которые там скакали. Что это должна быть буферная территория между Россией и цивилизованным миром.

Но мы по Всероссийскому молодежному форуму видим, что блокировка России не работает. Молодежь со всего мира приехала. Это наглядно видно, что нельзя изолировать, блокировать Россию — страну, как говорит наш президент, над которой не заходит солнце. Да пупок они себе надорвут. Посмотрите, сколько молодежи, открытых лиц. И мы открыты для всего мира. А кто хочет от нас закрыться, пускай закрывается и там своим затхлым мирком живут.

— Запорожская область тоже приехала?

— Да, Запорожская область представлена тремя большими делегациями, у нас есть свой стенд. Мы рассказываем про наш край, приглашаем к себе. Пользуясь случаем, приглашаю — приезжайте, у нас возможности огромные. Земля благодатная, климат прекрасный. Люди трудолюбивые, добрые. Все мы наладим. Будем мы жить еще даже лучше, чем в Советском Союзе жили. Приезжайте на Запорожье. Мы ждем вас. Особенно ждем молодежь, нужны рабочие руки. Любите на нашей земле друг друга. И пусть от этой любви рождаются дети.