О том, отворачивается ли Нью-Дели от Москвы, за счет чего растет товарооборот России и Индии и как влияют на партнерство двух стран санкции Запада против РФ, в интервью корреспонденту ТАСС Евгению Пахомову рассказал посол России в Индии Денис Алипов.
— В последнее время на Западе да и в самой Индии часто говорят о том, что Нью-Дели отворачивается от Москвы. Это касается активизации отношений Индии с США и другими западными странами в различных областях, в том числе в политической и экономической сферах. Как бы вы прокомментировали эти заявления? Что реально представляют собой отношения двух стран сегодня?
— Прочность российско-индийских отношений стоит как кость в горле у Запада. Но ничего поделать с этим он не может. В первую очередь потому, что, в отличие от нас, именно отношения западных стран с Индией в прошлом и зачастую по-прежнему отягощены взаимным недоверием и подозрениями, двойными стандартами и вмешательством во внутренние дела.
Индия — восходящая глобальная держава с огромными возможностями и потребностями, с колоссальным рынком. Неудивительно, что для обеспечения своего устойчивого роста и динамичного развития она проводит диверсифицированную внешнюю политику, стремясь наилучшим образом реализовать свои национальные интересы. Открыта к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми.
Россия никогда этому не препятствовала — это не наши методы. Такими приемами занимается Запад, причем открыто: недобросовестная конкуренция, угрозы вторичными санкциями, политическое давление. Чего стоят признания тех же американских чиновников, что целью Вашингтона является вытеснить Россию из Индии. И сами же удивляются, почему Индия демонстрирует нежелание.
В восприятии индийского общества — об этом свидетельствуют недавние соцопросы — Россия остается надежным и проверенным временем другом Индии. По словам индийского министра иностранных дел Субраманьяма Джайшанкара, для Нью-Дели отношения с Москвой — константа. Наше сотрудничество продолжает уверенно развиваться как по традиционным направлениям — энергетика, мирный атом, ВТС, космос, наука, образование, здравоохранение, культура, туризм и др., — так и в таких новых актуальных областях, как финтех и искусственный интеллект.
— Известно, что товарооборот между нашими странами растет. Каковы его показатели?
— Действительно показательным является очередной рекорд по объемам двустороннего товарооборота, который, по индийской статистике, в 2023 году достиг $65 млрд. Россия прочно удерживает позиции четвертого ведущего торгового партнера Индии. Правда, этот рост привнес такую насущную проблему, как дисбаланс в торговле в пользу России (более $55 млрд), решать которую стремимся через оптимизацию механизмов платежей и расчетов в нацвалютах, запуск переговорного процесса по формированию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Индией, продвижение логистических маршрутов — международного транспортного коридора "Север — Юг", морского коридора "Владивосток — Ченнаи".
Россия и Индия поддерживают высокую динамику политического взаимодействия на всех уровнях: между лидерами государств, по линии межправительственных комиссий, советов безопасности, внешнеполитических и отраслевых ведомств. Активизировались контакты между регионами и частным бизнесом. В 2024 году этой тенденции будут способствовать председательство России в БРИКС и многочисленные мероприятия под этой эгидой, в рамках ПМЭФ (Петербургского международного экономического форума — прим. ТАСС) и ВЭФ (Восточного экономического форума — прим. ТАСС). Состоится фестиваль российской культуры в Индии. Будем отмечать 40-летие полета первого индийского космонавта Ракеша Шармы в составе советского экипажа в 1984 году, 150-летие со дня рождения Николая и 120-летие — со дня рождения Святослава Рерихов.
— Давайте коснемся одной из главных областей нашего сотрудничества — обороны. Некоторые индийские эксперты в настоящее время много говорят о том, что Нью-Дели открыто переходит на западные системы вооружений, развивает партнерство с американскими компаниями в производстве оружия, притом что традиционно Индия была приобретателем советского, а потом российского оружия. Что можно сказать об оборонном партнерстве наших стран?
— Такие заявления — передергивание фактов. Индия стремится решить задачу развития собственного ВПК. Упор в сфере военно-технического сотрудничества делается на реализации инициатив "Делай в Индии" и "Самодостаточная Индия", которые предполагают максимально возможную локализацию производства и получение новейших технологий. Этим обусловлен курс на диверсификацию сотрудничества с зарубежными партнерами.
Россия среди них занимает ведущее место, а по некоторым показателям — первое. Благодаря созданным за десятилетия заделам, взаимному доверию наши связи в этой сфере остаются одним из столпов двустороннего, особо привилегированного стратегического партнерства и важным фактором наращивания оборонного потенциала Индии. Доля России на местном рынке вооружений — не менее 50%. При этом именно Россия была пионером на пути локализации и передачи военных технологий в соответствии с современными индийскими требованиями. То, что западные страны только начинают налаживать, у нас уже давно реализовано и успешно развивается. При этом, в отличие от некоторых из них, мы не ставим перед индийскими партнерами политических условий.
Так, в Индии по лицензиям уже произведено почти 1 тыс. танков Т-90 и 300 самолетов Су-30МКИ. Расширяем практику совместных предприятий и бизнес-партнерств. Наиболее успешный пример — ракетные комплексы "Брамос". Функционирует совместное российско-индийское предприятие "Индо-Рашн Райфлз" по выпуску автоматов АК-203. Наращиваем диалог в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, прорабатываем перспективы совместного выхода на рынки третьих стран.
В отличие от западников, Россия готова идти на максимально полную передачу передовых технологий. Что касается экспертных мнений о переходе ВС Индии на западные системы вооружений, то, как говорят, "собака лает, а караван идет". Мы просто стали меньше афишировать наше военно-техническое сотрудничество, и, как показывает практика, правильно. Эта сфера далеко не публичная. Поэтому, не углубляясь в детали, скажу, что слухи не соответствуют действительности. А вот новые перспективы действительно имеются, в особенности с учетом опыта СВО. Конкуренцию в этом нам никто составить не может.
— Что еще приобретает Индия у России и Россия у Индии?
— Сегодняшний уровень торгово-экономических отношений между Россией и Индией демонстрирует, что мы последовательно реализуем ранее недоиспользованный потенциал. Высокие темпы сотрудничества в сфере поставок углеводородов (в 2023 году экспорт российской нефти и нефтепродуктов вырос в два раза, до $45 млрд и $4,5 млрд соответственно) свидетельствуют о доверии к России как надежному партнеру Индии, обеспечивающему порядка трети индийского импорта и во многом играющему решающую роль в укреплении энергобезопасности страны.
Мы удерживаем ведущие позиции по поставкам угля и минеральных удобрений (до $4 млрд и $2,4 млрд соответственно), алмазов (до $1,1 млрд, рост на 1,7%), подсолнечного масла (тоже до $1,1 млрд, рост на 31,8%), черных металлов (до $443,4 млн, рост на 39,8%).
Главная проблема состоит в разбалансированности торговли. Решать ее необходимо за счет наращивания индийского экспорта, объемы которого пока несопоставимы. Тем не менее растут объемы поставок машин и оборудования (до $576,7 млн, рост в 2,1 раза), органических химических соединений (до $323,4 млн, рост на 14,6%), черных металлов (до $322,2 млн, рост в два раза), электрооборудования (до $268,6 млн, рост на 46,5%), продукции неорганической химии, рыбы и морепродуктов, оптического, измерительного и медицинского оборудования, фармацевтической продукции и др. Расширяется номенклатура продовольственных товаров, включая чай, кофе, специи, фрукты.
— Какие отрасли двусторонних экономических отношений можно считать наиболее перспективными? Как вы видите будущее двусторонних экономических связей?
— Важен переход на новое качество торговли. Назрело время для полноценных переговоров по зоне свободной торговли с ЕАЭС. Это даст возможность нивелировать значительную часть барьеров, улучшить условия доступа индийских товаров на евразийский рынок.
На повестке дня — вопросы либерализации таможенного режима, включая создание института уполномоченных экономических операторов. Важно повышать эффективность транспортно-логистических маршрутов, прежде всего МТК "Север — Юг", — обоюдное понимание на этот счет у нас имеется. Видим заинтересованность партнеров в реализации проекта морского коридора "Владивосток — Ченнаи", который призван обеспечить доступ к российскому дальневосточному региону, способствовать запуску совместных проектов в области добычи природных ресурсов и развития портовой инфраструктуры. Привлекаем внимание к Северному морскому пути. Большой пласт работы — в сфере финансов и страхования, углубления межбанковского сотрудничества и синхронизации платежных систем. Поощряем интерес компаний из Индии к расширению присутствия в России, в том числе в сферах автомобилестроения, производства аграрной техники, фармацевтики, электроники.
Широкие возможности имеются на атомноэнергетическом направлении. Россия — мировой лидер в этой сфере, что подтверждает реализуемый в настоящее время по российскому дизайну масштабный проект строительства АЭС "Куданкулам" в штате Тамилнад. Индийские партнеры заинтересованы в сотрудничестве с Россией по неэнергетическому применению ядерных технологий и нашем опыте создания малых модульных реакторов.
— Индия не скрывает, что постоянно испытывает давление Запада, который намерен добиться отказа Нью-Дели от тесных связей с Москвой и приобретения в том числе российской нефти. Как в реальности повлияли санкции Запада против Москвы и это давление на отношения наших двух государств?
— Индия чувствует себя все более уверенно как будущая глобальная держава, новый экономический локомотив. По праву причисляет себя к ведущим центрам формирующегося многополярного мироустройства. Внутри страны происходит серьезное переосмысление идеологии государственного строительства в пользу роста национального самосознания на основе собственных цивилизационных установок и традиционных ценностей, богатейшего культурного наследия.
На этом фоне заставить Индию делать что-либо против ее воли — задача бесперспективная. Запад постепенно свыкается с этой мыслью, хотя и продолжает попытки давления, стремясь подорвать российско-индийские отношения.
Весьма показательным было председательство Индии в "Группе двадцати" в 2023 году, когда индийцы, выдержав мощнейший натиск стран Запада, не позволили политизировать деятельность форума и украинизировать его повестку дня.
— Чувствуете ли вы в своей работе влияние этого западного давления?
— Односторонние санкции здесь, в Индии, также не признают, считая их нелегитимными. Конечно, нельзя отрицать негативное влияние санкций. Большинство индийских компаний и банков да и в целом экономика в значительной степени зависят от по-прежнему контролируемой Западом Бреттон-Вудской финансовой системы и, что называется, завязаны на операции с долларом США.
В этой связи иногда встречаем желание партнеров взять паузу в диалоге с отечественными предприятиями или вовсе отказаться от сотрудничества. Однако уникальность Индии в том, что на месте одного зазевавшегося бизнесмена тут же возникают двое других. Поэтому в целом мы не испытываем нехватки в тех, кого не пугают антироссийские санкции.
Яркое проявление того, как американцы своими руками рубят сук, на котором сидят, — расширение практики двусторонних договоренностей Индии с зарубежными партнерами о переходе к расчетам в национальных валютах. Такие соглашения уже достигнуты с порядка 10 государствами, последней в этом ряду в марте текущего года стала Индонезия.
Как ни парадоксально, но шоковая терапия в виде текущей геополитической трансформации позволила подступиться к реализации реального потенциала российско-индийского сотрудничества. Сейчас этот путь представляется безальтернативным. Рассчитываем на еще более глубокое объединение национальных систем в финансово-банковской, научно-технической сферах сотрудничества. Время показало, что западные модели используются в интересах отдельной группы стран и не могут считаться надежными. Пришло время для России и Индии интернационализировать отечественные платформы. Их сопряжение — залог успеха наших отношений.