Грузооборот морских портов по итогам 2023 года достиг рекорда и превысил показатели доковидного 2019 года, составив 883,8 млн т. О том, каких показателей Росморречфлот планирует добиться в сфере пассажирских перевозок, перевалки грузов, а также о том, когда планируется запустить терминал по экспорту аммиака в Тамани и открыть летнюю навигацию в 2024 году, рассказал нашему агентству в студии ТАСС в Координационном центре правительства на ВДНХ исполняющий обязанности руководителя Росморречфлота Борис Ташимов.
— 2023 год стал крайне продуктивным для морской отрасли, мы практически достигли рекордного грузооборота. Однако январь начали с небольшого снижения показателей. Какие в этом году Росморречфлот ставит перед собой задачи по грузообороту морских портов? Сможем ли мы побить этот рекорд?
— Действительно, в 2023 году, несмотря на санкционные ограничения, мы вышли на рекордный объем грузооборота в портах. Это рост на 5% по отношению к 2022 году, 883,8 млн т. Драйвером роста была перевалка минеральных удобрений и зерна, грузов в контейнерах, а также грузов на паромах и накатных грузов. Отдельное небольшое снижение пошло по руде и черным металлам. Но в целом, как я уже сказал, мы вышли на рекорд. И это очень важно. Небольшое снижение перевалки, о котором вы упомянули, — в январе текущего года, связано прежде всего с погодными условиями. Но в целом, на наш взгляд, на загрузку портов и на перевалку в 2024 году будут влиять два основных фактора. Это загрузка текущих мощностей исходя из выстраивания новых логистических цепочек для новых рынков сбыта, а также строительство новых специализированных мощностей. И здесь мы рассчитываем на то, что выйдем на дополнительные объемы грузооборота и перебьем рекорды прошлого года.
— А как обстоят дела с пассажирскими перевозками? Ожидаем ли мы роста перевозок пассажиров по морю и рекам в этом году?
— За последние три года пассажиропоток на внутренних водных путях рос рекордными темпами — это 38%. Только в 2023 году перевезено 10,6 млн человек, что на 16% больше уровня прошлого года. По туристическим маршрутам рост составил более чем 30%. Мы считаем, что есть все условия и для дальнейшего роста. Строится необходимая причальная инфраструктура, активно строится специальный флот.
Развитие перевозок пассажиров внутренним водным транспортом реализуется в рамках проекта "Великий Волжский путь", который объединил семь приволжских регионов, а также проекта "Речные магистрали" с созданием мультимодального пассажирского водного маршрута, который свяжет Нижегородскую область, Татарстан и Чувашскую Республику и поспособствует созданию новых туристических направлений.
Конечно, фундаментальным фактором роста пассажирских перевозок на водном транспорте является и развитие соответствующей инфраструктуры. На сегодняшний день завершено строительство плавучего причала в морском порту Таганрог, в планах завершение строительства морского терминала в г. Пионерский Калининградской области, морской инфраструктуры для приема и обслуживания яхт в морском порту Геленджик, морского пассажирского терминала в бухте Вилючинская Камчатского края. Мы уверены, что потенциал для роста пассажирских перевозок есть, и рассчитываем, что в текущем году речные пассажирские перевозки могут вырасти ещё на 15–17%. Также приложим все усилия для увеличения морских перевозок.
— Ранее сообщалось, что инвестиции в развитие морских портов оцениваются приблизительно в 400 млрд рублей. На какие проекты пойдут эти средства?
— Сейчас Минтрансом формируется новый национальный проект "Транспорт", в который войдут все инфраструктурные проекты, запланированные на 2025–2030 годы. В нашей части это будет проект, связанный с развитием опорной сети морских портов. Совокупный объем инвестиций в 2025–2030 годах оценивается в 397,4 млрд рублей, из которых 85 млрд — средства из бюджета. При этом полностью за внебюджетные средства планируется дальше развивать морские терминалы в портах Усть-Луга, Владивосток, Восточный, Ванино, Новороссийск.
— Если говорить про порты Мариуполя и Бердянска, какой объем инвестиций необходимо вложить в эти порты до 2030 года?
— Первоочередной задачей в этой части мы видим восстановление портовой инфраструктуры. На эти цели здесь на период с 2023 по 2025 год запланировано порядка 5,8 млрд рублей за счет средств федерального бюджета. Необходимый объем инвестиций до 2030 года сейчас оценить сложно, но в первую очередь здесь мы работаем на привлечение частных инвестиций для развития тыловой инфраструктуры, для налаживания полноценного процесса перевалки грузов.
— Терминал по перевалке аммиака в Тамани планировалось запустить в начале 2024 года. Вероятно, сейчас сроки сдвинулись. Есть ли уже более конкретная дата начала перевалки и целевой ориентир на этот год?
— Проект реализуется по поручению президента Российской Федерации. Правительством утверждена соответствующая дорожная карта, на площадке Росморречфлота проводятся ежемесячные совещания с представителями "Уралхима", "Тольяттиазота" и иными заинтересованными органами власти. Сейчас идет строительство как по линейным объектам в тыловой части, так и непосредственно по гидротехнике. Планируем, что начало отгрузок начнется в июне текущего года.
— Когда в 2024 году планируется открытие летней навигации?
— На данный момент нами уже утверждены даты открытия навигации. С 1 апреля она начнется на Волгодонском и Азово-Донском бассейнах, 24 апреля она стартует в Москве, и к концу апреля, с 30 числа, она откроется в Волго-Балтийском бассейне.