— В феврале президент ЦАР посетил Москву, где принял участие в форуме сторонников борьбы с неоколониализмом, а теперь Россию посетил с дружественным визитом премьер-министр страны. О чем, на ваш взгляд, свидетельствует такая интенсивность контактов на высшем и высоком уровнях между Россией и ЦАР?
— В последний период наблюдается интенсификация визитов первых лиц ЦАР в Россию. Нашу страну посетили президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера, премьер-министр ЦАР Феликс Молуа и председатель Национальной ассамблеи ЦАР Симплис Матье Саранджи. В ходе визита в Россию Туадера провел встречу с председателем всероссийской политической партии "Единая Россия" Дмитрием Медведевым. Молуа был принят заместителем председателя правительства Алексеем Оверчуком. На встрече также присутствовали представители некоторых профильных министерств. Саранджи встретился с председателем Государственной думы Российской Федерации Вячеславом Володиным.
Такая положительная тенденция связана со взаимной заинтересованностью в укреплении сотрудничества с нашей страной. С другой стороны, это свидетельствует о позитивном импульсе, который придал взаимодействию второй саммит Россия — Африка в июле 2023 года.
— Можете ли вы подтвердить, что Вооруженные силы Украины (ВСУ) в Африке проводят операции против российского присутствия или сил, которых поддерживает Россия, в частности, на территории ЦАР? Как Москва может этому противостоять?
— Посольство данными о присутствии военнослужащих ВСУ в ЦАР не обладает, хотя в наше время полностью ничего исключать нельзя. В стране нет дипломатического представительства Украины. В целом, ЦАР пока находится вне поля зрения Киева.
— Как продвигается обсуждение создания в ЦАР российской военной базы? На каком этапе находятся переговоры?
— В настоящее время переговоры продолжаются по линии министерств обороны двух государств. Насколько известно, подбирается место размещения базы. О конкретных сроках пока говорить трудно. Рекомендовали бы направить запрос в Минобороны России.
— Планируется ли увеличение количества российских военных инструкторов в ЦАР? Как в целом продвигается военно-техническое сотрудничество между странами? Не планируются ли новые поставки в республику российских самолетов или оружия?
— Военно-техническое сотрудничество — одно из наиболее успешно развивающихся направлений взаимодействия между Россией и ЦАР. Банги ценит вклад Москвы в предотвращение очередной гражданской войны и стабилизацию в сфере безопасности. Новые поставки по линии ВТС будут осуществляться в зависимости от потребностей центральноафриканских партнеров и с учетом ситуации в сфере безопасности в стране. Власти ЦАР не возражают против увеличения численности военных инструкторов в случае необходимости.
— Продвигается ли расследование убийства российских журналистов в ЦАР в 2018 году? Появились ли какие-то новые данные в этом деле? Можно ли надеяться, что оно все-таки будет доведено до конца?
— Следствие по делу гибели российских журналистов в 2018 году по-прежнему ведется. Центральноафриканская сторона заверяет, что принимаются все доступные меры, чтобы пролить свет на обстоятельства этого страшного преступления, несмотря на объективные сложности. В регионе, где произошло убийство россиян, неоднократно имели место вспышки активности вооруженных группировок и происходили внутренние миграционные процессы. Следственные органы ЦАР демонстрируют умеренный оптимизм.
— Ранее глава МИД Центрально-Африканской Республики высказывала заинтересованность в подключении к БРИКС. Были ли конкретные обсуждения данного вопроса? Планируют ли партнеры из ЦАР принять участие в мероприятиях по линии БРИКС в этом году в России в качестве гостей?
— Банги заинтересован в укреплении сотрудничества со странами БРИКС как на двусторонней основе, так и на различных международных площадках. Один из министров — советников президента ЦАР курирует вопросы, связанные с сотрудничеством со странами БРИКС. Здесь рассматривают БРИКС как важный элемент нового многополярного миропорядка и альтернативу западной гегемонии. Заявку на вступление в БРИКС ЦАР пока не подавала. Тем не менее власти ЦАР рассмотрели бы приглашение на участие в мероприятиях по линии БРИКС.
Недавно в Банги с рабочим визитом находилась делегация Международного альянса стратегических проектов БРИКС. По сообщениям СМИ, подписан протокол о намерениях в сфере модернизации международного аэропорта Банги.
— Ранее вы сообщали, что прорабатывается проект открытия российско-центральноафриканской школы в Банги. На каком этапе находится проект? Можно ли ожидать открытия по итогам визита премьер-министра ЦАР в Россию?
— Власти ЦАР безвозмездно выделили участок в пригороде Банги площадью 10 га под строительство российско-центральноафриканского учебного комплекса. В настоящее время прорабатываются технические детали проекта. Ожидаем от партнеров геодезических и геологических параметров земельного участка. Власти ЦАР готовы начать работы по расчистке участка под строительство объекта и подведение дорожной магистрали к нему.
— Планирует ли Россия продолжать практику безвозмездных поставок зерна в ЦАР в 2024 году?
— В личной беседе президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера сообщил, что хотел бы продолжить практику получения гуманитарной продовольственной помощи из России. ЦАР входит в тройку беднейших стран мира. Большая часть населения страдает от недоедания. Поставки российского зерна внесли бы вклад в решение проблемы в области продовольственной безопасности в ЦАР.
— Считается, что 60% пригодных для сельского хозяйства земель в Центрально-Африканской Республике не используется. Намерена ли республика закупить у России сельскохозяйственную технику, технологии, удобрения, чтобы полностью обеспечивать потребности страны в продовольствии?
— ЦАР обладает значительным потенциалом в области сельского хозяйства. В недавнем прошлом здесь возделывались хлопок, кофе, арахис и другие технические культуры. Десятилетия кровопролитных гражданских конфликтов практически полностью разрушили эту отрасль. Банги заинтересован в содействии Москвы в восстановлении сельского хозяйства. Этот сектор рассматривается одним из ключевых в хозяйственном взаимодействии. Однако страна испытывает значительные бюджетные трудности. Необходимо выработать гибкие схемы оплаты поставок отечественной сельскохозяйственной техники.