6 апреля, 07:00
Интервью

Посол РФ в Финляндии: прежних отношений уже не будет

Павел Кузнецов — о присутствии НАТО в Финляндии, текущем состоянии российско-финляндских отношений и перспективах их развития

Посол России в Финляндии Павел Кузнецов в интервью ТАСС рассказал о деструктивном курсе Хельсинки в отношении Москвы, разъяснил позицию РФ по вступлению Финляндии в НАТО и ответил на вопросы о том, может ли финская сторона отправить войска на Украину.

— Можно ли уже констатировать расширение присутствия блока НАТО в Финляндии и что изменилось на земле после вступления страны в альянс? Финляндия впервые участвует в совместных учениях НАТО как член альянса, в частности речь идет о недавних учениях под названием Nordic Response. По словам президента Финляндии Александра Стубба, эти учения — послание России о том, что НАТО сможет ответить в случае нападения Москвы. Как Россия может трактовать такие враждебные заявления от страны-соседа?

— Вступление Финляндии в НАТО кардинальным образом изменило стратегическую ситуацию на севере Европы. Граница между нашими странами, а это более 1 300 км, которую мы еще недавно с полным основанием называли территорией добрососедства и сотрудничества, превратилась в линию противостояния, в результате чего ранее стабильный регион теперь становится зоной потенциальной эскалации.

Финны активизируют свое участие в структурах блока, ориентированных на военное, материально-техническое, информационное противоборство с нашей страной. Здесь проводятся все более масштабные учения сил альянса. Крайний пример — упомянутые вами учения Nordic Response. При этом никто даже не скрывает их антироссийской направленности. Нынешние финские власти из кожи вон лезут, чтобы продемонстрировать своим новым "союзникам", в первую очередь в Вашингтоне, полезность Финляндии в качестве свежего члена НАТО. В Хельсинки не устают с гордостью декларировать, что Финляндия является не реципиентом, а донором безопасности всего западного мира.

Что же касается заявлений финского руководства, что проведение учений Nordic Response является "посланием Москве", то в этом нет ничего нового. Рассуждения о том, что Финляндия стала "передним рубежом" НАТО и "прифронтовым государством", мы слышим теперь в Хельсинки регулярно. Непонятно, впрочем, каким образом отказ Финляндии от многолетнего военного неприсоединения и утрата немалой части суверенитета в вопросах безопасности и внешней политики помогут обеспечить ее национальные интересы.

Пока на финской территории не появились иностранные военные базы и постоянные воинские контингенты. В Хельсинки сейчас заявляют, что таких планов нет. Финские власти хотели бы якобы пока лишь разместить у себя некоторые натовские командные структуры. Посмотрим, насколько подобные заявления будут соответствовать реальности в дальнейшем. Все же прекрасно понимают, что теперь такие решения будут приниматься не в Хельсинки, а в Вашингтоне и Брюсселе. Разумеется, любые планы и действия финских и натовских военных внимательно отслеживаются и учитываются в нашем оборонном планировании. Россия не оставит без ответа наращивание военного потенциала альянса вблизи своих границ. Реакция будет адекватной, но не обязательно симметричной, исходящей из интересов нашей национальной безопасности.

— К концу осени власти Финляндии должны решить вопрос о транзите ядерного оружия по своей территории в случае необходимости для НАТО. Но на данный момент финское законодательство запрещает ввоз, изготовление, хранение и подрыв ядерных зарядов на территории Финляндии. В связи с этим если Финляндия внесет изменения в свое законодательство, то будет ли Россия что-то предпринимать в ответ на эти шаги? И как это в целом повлияет на отношения с РФ? Могут ли данные действия привести к полному разрыву отношений?

— Не совсем так. Весной 2025 года предполагается начать рассмотрение законопроекта о внесении изменений в закон о ядерной энергии, в первую очередь в интересах национальной гражданской энергетики, в частности для строительства мини-АЭС. В этой связи здесь развернулась дискуссия о возможности отмены содержащейся в нем нормы, запрещающей ввоз ядерного оружия в страну. В нынешних условиях "натовского угара" местные атлантисты заявляют, что ничто не должно стоять на пути любых возможных операций блока, если они будут сочтены целесообразными, и поэтому, мол, соответствующее положение закона необходимо пересмотреть.

К концу осени нынешнего года правительство планирует определиться, будет ли в готовящийся законопроект включено предложение отменить или скорректировать норму относительно атомного оружия. Сам же документ предполагается далее рассматривать еще достаточно длительное время.

Разумеется, мы не сможем не реагировать на возможные решения финского правительства в данной сфере. Конкретные шаги будут вырабатываться в зависимости от реальных угроз, которые эти действия будут нести для нашей безопасности. Рассчитываем, однако, что разум все-таки возобладает. В финском обществе, судя по опросам, идеи появления на территории страны иностранных ядерных сил не вызывают столь уж единодушного одобрения. Возможное размещение ядерного оружия на финской территории сегодня поддерживает лишь 20%, а его транзит через Финляндию — порядка 40% населения. Финны не могут не осознавать, что без ответа российской стороны столь серьезный провокационный шаг не останется.

— Президент Франции Эмманюэль Макрон недавно поднял тему отправки войск НАТО на Украину. По мнению ряда аналитиков, сейчас Европа разделилась на "антивоенную" и "провоенную" части. На ваш взгляд, какую сторону поддержит Финляндия в вопросе отправки солдат в зону конфликта?

— Судя по заявлениям финского руководства, в Хельсинки пока не планируют направлять своих солдат на Украину. Вместе с тем позиция Финляндии может быстро измениться, судя по заявлениям министра иностранных дел страны Элины Валтонен, которая считает, что эту тему следует "поддерживать на плаву" и в будущем все возможно. Думаю, что и в этом вопросе финны будут ориентироваться в первую очередь на Вашингтон, а даже не на европейских грандов.

Что касается в целом ситуации вокруг Украины, то здесь Финляндия явно примкнула к "партии войны до победы над Россией". Об этом свидетельствуют и официальные заявления финского руководства, и объемы военной помощи Киеву, по которым Финляндия входит в десятку крупнейших спонсоров (на душу населения) украинских властей.

— К каким последствиям для обеих стран уже привело фактически закрытие Финляндией границы с РФ? Приходится ли, по вашему мнению, ожидать дальнейшей деградации ситуации?

— Закрытие пунктов пропуска на границе с Россией стало, пожалуй, одним из наиболее заметных конфронтационных шагов Хельсинки в последнее время. Последствия этих действий финской стороны хорошо известны. Тысячи людей, живущих по обе стороны границы, оказались по сути отрезанными от своих родных и близких. С новыми препятствиями столкнулся бизнес. Контакты между жителями наших стран, которые финское руководство и так целенаправленно стремилось сократить в последние два года, теперь ограничены даже физически. Чем такая политика оборачивается для Финляндии, хорошо видно по восточным регионам страны, граничащим с Россией. Социально-экономическое положение там, прямо скажем, безрадостное.

Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от позиции Хельсинки. Не будем забывать, что именно финские власти инициировали разрушение строившихся десятилетиями отношений между нашими странами и вот уже два с лишним года с упорством, достойным лучшего применения, стараются окончательно разорвать все остающиеся связи с Россией. Сейчас мы находимся в той точке, когда о дальнейшей деградации говорить трудно. Боюсь, что осталось не так много сфер, где еще можно что-то разрушить.

— Каковы настроения в финском обществе на фоне антироссийского курса властей этой страны? Видите ли вы заинтересованность общественности в сохранении связей двух стран? Как бы вы могли оценить обстановку, в которой приходится работать российским дипломатам?

— К сожалению, многолетняя массированная и целенаправленная обработка в информационном пространстве общественного сознания в духе западного антироссийского мейнстрима не могла не сказаться на настроениях финского общества. Подогреваемая СМИ и властями атмосфера русофобии, военная истерия, шпиономания и запугивание "гибридными угрозами" с востока стали нормами повседневной финской жизни. При этом здесь остается достаточно большое количество людей, включая общественно-политических деятелей и представителей творческой интеллигенции, которые по-прежнему убеждены, что поддержание нормальных цивилизованных отношений с Россией отвечает национальным интересам Финляндии. Однако тем, кто не склонен поддаваться курсу на демонизацию и отторжение всего, что как-то связано с Россией, все сложнее становится открыто заявлять свою позицию в условиях антироссийской вакханалии и "охоты на ведьм" в отношении несогласных с нынешними политическими установками.

Царящая здесь атмосфера русофобии и практически полный разрыв двусторонних российско-финляндских отношений, безусловно, сказываются на характере нашей работы. Однако посольство продолжает функционировать в нормальном режиме, выполняя все возложенные на него задачи. Настроение сотрудников диппредставительства бодрое и боевое.

— Есть ли в ближайшем будущем возможность того, что Хельсинки и Москва смогут вернуться к прежним взаимоотношениям добрососедства? В каких областях сотрудничество между Россией и Финляндией сохраняется? Есть ли примеры успешного взаимодействия сторон за последние пару лет?

— Демонтаж наших двусторонних отношений стал результатом односторонних действий финских властей, которые зачастую даже выходят за рамки санкционных установок Брюсселя. Усилиями политического руководства Финляндии взаимодействие с Россией практически полностью разрушено. Сохраняются лишь рабочие контакты по линии МИДов и посольств наших стран, а также между отдельными ведомствами, в первую очередь силового блока, нацеленные на решение возникающих практических проблем. Так, почти два года назад в рамках таких контактов нам удалось организовать безопасный вывоз через Финляндию в Россию наших культурных ценностей на миллиарды долларов, которые в то время экспонировались за рубежом.

В целом убежден, что объективным интересам народов наших стран отвечает, чтобы российско-финляндские отношения выстраивались на принципах взаимовыгодного, конструктивного и прагматичного сотрудничества. Как говорили финские лидеры предыдущих поколений — "от географии нам никуда не деться". Рано или поздно связи между странами-соседями начнут восстанавливаться. Однако произойдет это, судя по всему, не так скоро, как хотелось бы. Здесь все будет зависеть уже не столько от Хельсинки, который во многом утратил свою самостоятельность в принятии внешнеполитических решений, сколько от общей линии Вашингтона и Брюсселя в отношениях с Россией. Но в любом случае возврата к прежнему формату сотрудничества уже не будет с учетом того, что теперь Финляндия — член агрессивного военного блока. Все наши дальнейшие шаги на финляндском направлении мы будем выстраивать исключительно под углом зрения обеспечения национальных интересов России, в первую очередь в области безопасности.