О том, с какими вызовами сталкивается российский рынок сельхозтехники, как развивается импортозамещение в отрасли, какая поддержка будет оказана новым регионам страны и насколько перспективным является использование беспилотников в сельском хозяйстве, рассказал в интервью в студии ТАСС в Координационном центре правительства на международной выставке-форуме "Россия" генеральный директор компании "Росагролизинг" Павел Косов.
— Как завершился 2023 год для "Росагролизинга"? Какой объем сельхозтехники был поставлен российским аграриям?
— Прошлый год для нас был достаточно прорывным, рекордным. Мы поставили наибольшее количество техники, которое в нашей истории поставляли в лизинг, — 15,1 тыс. единиц. Общий объем инвестиций на льготный лизинг составил 94,4 млрд рублей — по отношению к 2022 году объем поставок показал рост на 36%. Это говорит о том, что наша программа льготного лизинга востребована и что лизинг как инструмент финансирования приобретения сельскохозяйственной техники набирает еще большую популярность. Если посмотреть на рынок в целом, то каждый третий трактор, каждый третий комбайн в 2023 году приобретался через программу "Росагролизинга".
— Какие регионы стали лидерами по закупкам сельхозтехники?
— У нас очень мощно всегда выступают Краснодарский край, Саратовская область и Татарстан. В этом году Санкт-Петербург стал одним из крупных участников наших программ и Тульская область. Они в этом плане у нас новички. Тройка лидеров всегда неизменна.
— Как обстоит ситуация с поставками в новые регионы?
— Мы в новых регионах присутствуем с 2022 года. Если тогда мы были проводником адресной поддержки со стороны государства, то с 2023 года наши программы уже полноценно функционируют во всех новых регионах. За два года "Росагролизинг" поставил туда техники почти на 5 млрд рублей, это чуть меньше 900 единиц. Конечно же, в этом году мы продолжаем там работать.
— Сколько техники будет поставлено российским аграриям в 2024 году?
— Как минимум мы повторим результат прошлого года. В идеале хочется увеличить этот объем. Это будет зависеть от наших возможностей и ситуации на рынке в целом. Мы исходим из того, что ни в коем случае не должны давать слабину. Наоборот, должны продолжать развивать наши программы и продукты, делать их еще более доступными и востребованными среди наших клиентов. И, соответственно, стараться увеличивать объем инвестиций в приобретение техники, передачу ее в лизинг.
— Планирует ли "Росагролизинг" в 2024 году поставлять аграриям беспилотники для проведения агрономических работ? Насколько это перспективное и интересное для вас направление?
— Конечно, планируем. Мы несколько лет беспилотники продвигаем на рынок, потому что это очень перспективное направление развития агропромышленного комплекса. Причем не как самостоятельная часть, а как очень хорошее дополнение к уже имеющимся технологиям.
Мы видим серьезный спрос и начинаем видеть серьезное предложение на рынке дронов, причем как отечественных, так и импортных. Более того, мы думаем над тем, чтобы помогать предприятиям развивать это направление. Даже готовы инвестировать.
— Какая доля сельхозтехники в России является импортной?
— Если посмотреть на портфель "Росагролизинга", это хороший показатель того, что происходит на рынке, потому что мы являемся крупнейшим собственником парка сельскохозяйственной техники.
В нашем объеме поставок 81% — это техника, произведенная отечественными машиностроителями. Доля импорта существенно меньше. За весь 2023 год мы инвестировали 4,5 млрд рублей в приобретение техники, произведенной на территории дружественных государств.
— Как реализуется план по поставкам тракторов из Белоруссии?
— Мы каждый год прирастаем в темпах приобретения белорусской техники. За два года рост составил 42%, это очень серьезный показатель. Этому способствует отдельная субсидия, которая предоставляется Министерством промышленности Белоруссии. В рамках нее мы завозим технику из республики. Она востребована нашими аграриями. В этом году мы запустили программу "Белорусская неделя", основанную на этой субсидии. Она пользуется очень серьезным спросом.
— Как обстоит ситуация с субсидированием газомоторной техники?
— Мы газомоторной техникой занимаемся уже несколько лет. Профинансировали более 100 единиц техники за последние годы. Причем это не только самоходный транспорт, грузовики, но и зерносушилки, заправочные станции. Программа очень востребована. Я надеюсь, что в ближайшее время у нас появится субсидия на приобретение техники на газомоторном топливе, в этом году будем активно ей пользоваться. Тут вопрос один. Приобретая ее, наш лизингополучатель должен понимать, что у него в регионе есть необходимая инфраструктура: заправки, сервисы и так далее. Потому что просто так газомоторная техника, к сожалению, функционировать не может. Нужна хорошая, продуманная инфраструктура.
— Какая доля работающей в полях сельхозтехники нуждается в обновлении?
— Нам в последние годы удалось избавиться от тенденции, при которой количество выбывающей из оборота техники превышало количество техники, которая в оборот поступала.
Есть регионы, где это ярко выражено, а есть регионы, где платежеспособный спрос выше. Там эта проблема менее выражена.
— Что касается цен на сельхозтехнику, на каком уровне они находятся и насколько остро сейчас стоит этот вопрос?
— С каждым годом он все острее и острее становится, вопрос очень болезненный, серьезный. Если посмотреть на статистику, то за последние несколько лет цены на разные виды техники выросли существенно, в разы. Это, конечно же, не может не отражаться на настроении наших аграриев. Такое кратное повышение цен, на мой взгляд, не оказывает положительного эффекта на развитие АПК. Понимая, что цены растут, нам нужно сделать более комфортные финансовые условия для наших контрагентов. Мы не увеличили ставку ни на процент, несмотря на все колебания, которые на рынке происходят. У нас сейчас ключевая ставка 16%, а ставка льготного лизинга по нашим программам не больше 6% годовых в рублях с НДС. Мы эту ставку не меняли и не планируем, потому что это один из серьезнейших инструментов поддержки.
Кроме того, мы из года в год повторяем программу "Раннее бронирование". Договариваемся с предприятиями о том, что они для наших клиентов фиксируют цену. Программа начинается где-то в октябре-ноябре. В этот период фиксируется цена, и она действует где-то до февраля следующего года. Накануне в Екатеринбурге мне задавали вопрос — будет ли "Раннее бронирование" в 2024 году? Конечно, будем продолжать.
— Одно из направлений деятельности компании — строительство зерновозов. Как продвигается эта работа? Началось ли уже строительство судна для экспорта зерна по проекту, заказанному "Росагролизингом"?
— Для нас это новая программа. Она не менее значима, чем то, чем мы традиционно занимаемся. Сейчас ведем активный диалог с верфями, судостроительной корпорацией относительно скорейшего начала строительства зерновозов. Есть вопросы, есть над чем работать не только нам, но и нашим коллегам-судостроителям. Пытаемся найти компромиссные решения. В любом случае задача есть, строить будем. Мы прикладываем все усилия для того, чтобы запустить процесс строительства как можно быстрее.
— Ранее вы сообщали, что компания намерена развивать собственную региональную сеть в России. Началась ли реализация этих планов?
— Мы как компания, которая имеет только один офис и больше никаких представительств нигде не имела, всегда полностью оцифровывали все наши сервисы и процессы. Но аграрии требуют более трепетного и внимательного отношения. Поэтому сейчас мы действительно работаем над тем, чтобы начать развивать нашу филиальную сеть. Готовим материалы, чтобы вынести их на совет директоров. Думаю, он нас поддержит. Начнем с не очень обширной филиальной сети. Посмотрим, как это будет работать, и уже дальше будем думать над более активным развитием.