Строительная отрасль в России за последние несколько лет стала серьезным фактором развития экономики, как путем крупных проектов, так и через развитие жилищного рынка. Вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин встретился с корреспондентом ТАСС в рамках отраслевого дня "Инфраструктура для жизни" на выставке-форуме "Россия" на ВДНХ и рассказал о транспортных проектах и долгосрочных планах по развитию ипотеки в России.
— Марат Шакирзянович, вы в последнее время несколько раз останавливались на показателях роста строительной отрасли за последние годы — они и вправду впечатляющие. А какие итоги вы можете подвести в части организации системы управления стройкомплексом и есть ли планы по ее развитию на будущее?
— У нас действительно отрасль выросла на 27% за четыре года, причем ни пандемия, ни санкции, ничего нас не остановило. За счет чего нам это удалось сделать? Начнем с политической составляющей — все-таки президент уделяет большое внимание развитию отрасли. Нам удалось в эту работу вовлечь всех губернаторов. У нас работа по управлению стройкой идет в штабном режиме. И надо отметить, что в правительстве мы тоже построили систему управления достаточно четкую, с поставленными целями, задачами, с очень жесткой системой мониторинга.
Мы стали очень активно работать с финансами. Например, если кто-то на федеральном уровне не успевал осваивать средства, мы с Минфином все перенаправляли в строительную отрасль с последующим возмещением следующего года. Это позволило нам "сэкономить" инфляцию и быстрее построить запланированные объекты, в том числе по нацпроекту "Безопасные качественные дороги". Благодаря опережающему финансированию люди получили дороги на несколько лет раньше.
— Эта система управления должна как-то эволюционировать или пока достаточно выстроенного?
— Мы выстроили достаточно серьезную систему по принципу проектного управления. То есть мы должны работать на конкретные цели. Начинаю лично с себя — это и контроль-графики времени, цикличность проведения совещаний, определение приоритетов. Я приучил и свою команду, и с губернаторами мы научились работать так же системно. Раньше у нас штаб мог проходить 1,5–2 ч, если болтать, то можно и 3 ч сидеть. Теперь мы в час, максимум 1,5 ч укладываемся.
— Тогда и мы будем дальше лаконичны. Если коснуться темы развития инфраструктуры, позвольте вопрос по коммуникациям в Херсонской и Запорожской областях. Там износ 90–95%. Будет ли какая-то отдельная комплексная программа по их замене или пойдете по тем механизмам финансирования, которые уже разработаны правительством?
— Изношенность сетей во всех четырех новых регионах примерно одинаковая. Мы, во-первых, составили программу социально-экономического развития новых регионов, где прописали все мероприятия и что мы будем делать. Второе, сейчас по поручению президента поставлена задача создать новый нацпроект "Инфраструктура для жизни". Я буквально на прошлой неделе был в новых регионах, у меня как раз была задача с ними обсудить, как они будут делать новую программу социально-экономического развития до 2030 года и как мы существующую программу интегрируем во все нацпроекты, которые есть в стране. И вот среди проектов интеграции, там есть вопрос модернизации коммунальной инфраструктуры. То есть мы часть денег даем через программу социально-экономического развития, часть они должны брать уже через иные механизмы, которые мы разработали.
Будет там и программа аварийного жилья, чего вообще на Украине не было. Программа капитального ремонта жилого фонда — ее тоже не было. Деньги на капитальный ремонт там не собирались, и дома не ремонтировались вообще. Деньги на благоустройство не выделялись. Мы сейчас выделяем деньги на благоустройство, на дороги. Часть дорог там была сделана, но большинство дорог в плохом состоянии. Поэтому сейчас опережающим темпом строим дороги как межмуниципальные, региональные, так и большую дорогу, обход вокруг Азова. То есть мы, в принципе, комплексно этим всем занимаемся. У нас есть план до 2030 года сделать так называемое Азовское кольцо. То есть эту работу мы сейчас системно пытаемся уложить в пятилетку, но какие-то проекты будут вестись в перспективе до 2036 года.
— Вы недавно на форуме НАИК говорили, что готовится программа 10 тыс. км платных дорог. Не могли бы вы рассказать об этой программе? Она отдельная или войдет в состав стратегии развития "Автодора"?
— У нас на сегодняшний день любая платная дорога строится, если есть альтернатива с бесплатной. Яркий пример: есть М-12, есть М-7 — она тоже, кстати, в неплохом состоянии. Сейчас мы смотрим, где есть большая интенсивность движения, и не хватает уже существующих дорог, пропускной способности, и не хватает денег на их расширение. Там мы смотрим программу дополнительного строительства платных дорог либо расширения существующих с использованием бюджетного финансирования. Мы посчитали, сколько потенциально таких дорог могло бы быть, потенциально видим в перспективе до 2036 года порядка 10 тыс. км.
Но сейчас каждую дорогу мы считаем, сколько на нее необходимо денег бюджетных, сколько внебюджетных, потому что окупаемую дорогу невозможно построить за внебюджетные средства при сегодняшней стоимости денег. Во всем мире стоимость заемного капитала для строительства платной инфраструктуры составляет от 1 до 5%. Нигде в мире нет даже 8%, а уж 16% и подавно. Поэтому мы сейчас каждую дорогу анализируем, во сколько обходится стоимость, сколько мы сможем привлечь внебюджетных источников, сколько необходимо средств бюджетных. Сейчас эту работу проводит "Автодор", как только она завершится — этот анализ будет выноситься на правительство.
— А в какие сроки будет завершена подготовительная работа?
— Думаю, что год уйдет на предпроект, надо практически посчитать, во что обойдется та или иная дорога, какой поток будет, есть ли там подтвержденные грузы и пассажиры. Платные дороги научили нас совершенно по-другому подходить к выбору трассировки, организации строительства, будущей эксплуатации.
— А вы рассматриваете регионы Сибири и Дальнего Востока?
— Мы видим точно, что сегодня платные дороги в основном востребованы либо как подъезды к крупным городам, либо вокруг городов.
Чем больше населенный пункт, тем дорога более напряженная ближе к нему. Поэтому в основном эти дороги будут вокруг крупных населенных пунктов. У нас, например, активно развиваются платные дороги в Московской области, потому что это самый большой трафик в стране — это Московская область.
— А по трассе Джубга — Сочи уже есть окончательно утвержденный бюджет?
— Бюджет пока предварительно 1,4 трлн рублей. Мы очень активно занимаемся трассировкой. Там сложно, это вообще технически очень сложный проект. Но по-другому мы не сможем продолжить развитие Сочи и прилегающей территории. А ведь это и Туапсе, и связь с Геленджиком, с Анапой. Конечно, будет хорошо, если от трассы М-4, или от Геленджика дорога до Сочи составит 2 ч. Сейчас это 8 ч в лучшем случае, а порой и 10 ч.
— Ипотека — явление рыночное, ей тоже сложно управлять, потому что здесь влияет и спрос, и ставка. Но тем не менее за последние годы была создана система государственной поддержки ипотеки на новостройки. Которая, с одной стороны, гибко реагирует на вызовы, а с другой — создает некую непредсказуемость для рынка, так как нет ясности на долгосрочные планы в разрезе трех-пяти лет. Сейчас разрабатываются обновленные меры господдержки ипотеки, уже было сказано, что они будут точечными, семейными. А планируется ли их зафиксировать на какой-то длительный срок?
— Об ипотеке в целом очень много разговоров, наверное, среди всех специалистов в этой области. Но я скажу о гражданах — хорошо или плохо, что у нас 4,4 млн граждан за прошлый год улучшили свои жилищные условия? Из них больше половины — благодаря ипотеке. То есть у людей появилась перспектива стабильной оплаты кредита под ставку 6% по семейной или под 8% по льготной ипотеке. Люди приняли для себя решение жениться, родить дополнительного ребенка, изменить свои жилищные условия. Это какими деньгами посчитать?
У нас так построено, что для человека покупка жилья или изменение места жительства — это одно из важнейших решений в жизни человека. И мы сегодня со стороны государства людям даем гарантии того, что, на сколько бы лет он ни взял ипотеку, он будет платить стабильно, а мы, если даже будет что-то меняться, будем доплачивать со стороны бюджета. Это очень серьезные обязательства, в этом году они стоят нам сотни миллиардов рублей дополнительных расходов, потому что ключевая ставка высокая. Но мы эти обязательства выдерживаем.
Поэтому ипотеку обязательно надо поддерживать на долгосрочный период. Да, есть колебания: например, с 1 июля закончится программа под 8% в год — народ кинулся ипотеку получать. В прошлом году сказали, что банк поменяет свои контрольные функции, макропруденциальные надбавки изменит, — опять все кинулись хватать ипотеку. Эти рывки нам не нужны, нам нужно, чтобы стабильно приростал ипотечный портфель на 5–7% в год по ипотеке. Для этого должны быть стабильные правила игры.
И вот с 1 июля у нас должны быть новые правила по ипотеке. Я очень надеюсь, что мы меры поддержки семейной ипотеки сделаем долгосрочными.
Параметры: первоначальный взнос, стоимость, на какое количество детей давать и не давать, — это настроечные вещи. Но люди должны понимать при планировании, в том числе и рождения детей, будет у них право или нет получить ипотеку, улучшить жилищные условия. Поэтому семейную ипотеку мы сделаем долгосрочной.
У нас есть четкое понимание, что в ближайшие годы нам надо развивать ипотеку в новых регионах. Потому что на сегодняшний день нам нужно туда привлекать людей, нам нужно поднимать экономику, но, наверное, лет пять ближайших мы точно будем там ипотеку поддерживать. Потом, может быть, не будем, когда там раскрутиться жилье. Например, сегодня в Краснодарском крае и так все строится. А вот в новых субъектах надо помочь. На Дальнем Востоке тоже надо помогать.
Так вот, такие виды ипотеки мы будем долгосрочно поддерживать. Остальные программы могут быть настроечными. Очень важна ипотека в сельской местности, но у нас есть еще более важная задача — ипотека ИЖС. Это наша точка роста, ее мы будем поддерживать точно.
— Вы уже упомянули о ходе разработки новых нацпроектов. А в нынешних нацпроектах были ли какие-то показатели, которые вам казались невыполнимыми, но их удалось достичь?
— Когда я в свое время читал показатели первого нацпроекта по жилью, я, как человек, который всю жизнь работал в отрасли, был абсолютно уверен, что они недостижимы.
И когда пригласили на работу в правительство, я это и с председателем правительства очень много обсуждал, и с президентом обсуждал, что, если мы хотим эти цели достигнуть, тогда надо принимать ряд кардинальных решений. Например, поддерживать ипотеку. Это решение было принято в апреле 2020 года, в разгар пандемии. Президент принял решение, и оно показало свою эффективность. Мы в 2020 году приняли решение, а в 2023-м пожинали плоды.
Мы 110 млн кв. м жилья в прошлом году сдали, поднажали бы — и 115 сдали. Просто я еще раз говорю, нам не нужны рывки, нам нужны стабильные темпы. В этом году нам тяжело будет 110 удержать. Но мы сейчас и за 2025 год не беспокоимся — мы введем больше 100 млн кв. м.
Я беспокоюсь за 2026–2028 годы. Сейчас надо принять решения, которые через несколько лет дадут эффект. В 2018 году ипотека не была раскручена, системы управления не было, инженерной инфраструктуры и механизмов вовлечения земельных участков не было. Генеральные планы были достаточно, скажем, закостенелые, отсталые, которые не дают развития регионов. И самое главное — системы управления достижения целей не было. Я не хочу кого-то критиковать — отрасль была очень сильно зарегулирована.
Да, на тот момент я не верил в успех. Но когда я увидел поддержку, когда мы выстроили работу с губернаторами, я в это абсолютно поверил.