6 мая, 13:00
Интервью

Глава Mriya Resort & SPA: новый этап развития курорта связан с привлечением инвесторов

Самвел Саруханян. Mriya Resort & SPA
Самвел Саруханян

Об итогах работы курорта за 10 лет и планах по дальнейшему развитию рассказал ТАСС гендиректор компании Самвел Саруханян

Единственный крупный курорт премиум-класса в Крыму, Mriya Resort & SPA, в этом году отмечает десятилетие своей работы. Об итогах работы курорта за эти годы и планах по дальнейшему развитию рассказал ТАСС гендиректор компании Самвел Саруханян.

— Каковы ожидания от курортного сезона в 2024 году? Как сейчас в Mriya Resort & SPA с ранним бронированием?

— До конца мая остались только единичные места, загрузка курорта до конца мая от 90% и выше. Июнь сегодня загружен примерно на 65–70%. Июль-август 2024 года уже забронирован в Mriya Resort более чем наполовину. Это классическая загрузка для достаточно хорошего сезона.

Думаю, большую роль здесь играет активная развлекательная и оздоровительная программа курорта. Поэтому даже до конца года уже сегодня имеем загрузку порядка 50%.

Если говорить об объемах выручки, то мы двигаемся в цифрах прошлого года, план примерно 8 млрд рублей. Цифру прибыли не раскрываем, так как у нас много строительных проектов. Например, сейчас ведем работу по реновации номеров, так как комплекс курорта был построен в 2014 году. 25% обновленного номерного фонда станут доступны нашим гостям уже с 27 апреля. С 1 октября запустим в эксплуатацию еще столько же. Работа в следующих 25% номеров будет завершена к Новому году.

Какие события запланированы в программе курорта на этот год?

— На этот год в Mriya Resort & SPA запланировано больше 100 мероприятий. Все пытаются попасть на них, забронировав именно даты их проведения. Мы продолжаем развивать уже ставшие традиционными наши проекты, такие как MriyaThlon, фуд-фестиваль "Гастролис", винный фестиваль, Дни российского виноделия и многие другие. Фестиваль сакуры — это тоже наш флагманский фестиваль, на который приезжают со всей страны и даже гости из Японии. В целом на него за три дня приехало около 5 тыс. гостей. Фестивали под открытым небом Sunset Vibes и Moon Vibes тоже собирают до 5 тыс. человек. В мае проходят "Крымские каникулы", которые уже стали традиционным мероприятием и брендом для нашего курорта. Делаем мы также и выездные концептуальные мероприятия в Москве, в других регионах на различных форумах.

— Планируется ли возобновить проведение здесь Ялтинского международного экономического форума?

— Планируется. Мы активно работаем сейчас с властями, чтобы провести его в этом году на первой неделе ноября. Если вдруг именно этот формат по каким-то причинам не сложится, то будем делать аналог, потому что огромное количество наших гостей и инвесторов, желающих инвестировать в развитие Крыма, хотят попасть на такой форум, чтобы получить быстрый доступ к инвестиционным возможностям.

— Вы ранее анонсировали создание конгресс-холла в рамках планов по развитию комплекса. Под какие мероприятия его планируете использовать? Есть ли уже договоренности?

— Это все-таки будет не экспоцентр, а скорее площадка для мероприятий. Она называется "Мрия-арена" и будет интегрирована в ежедневную жизнь курортного комплекса. То есть в обычное время там дети и семьи целый день смогут получать доступ к фиджитал-пространствам, что сейчас стало суперпопулярным. А в дни больших мероприятий, таких как Ялтинский международный экономический форум, площадка будет использоваться для их проведения. Сегодня мы порой вынуждены застраивать свой спортивный зал и теннисные корты под такие мероприятия, площадок физически не хватает.

Сейчас идут расчеты по проекту, смотрим варианты от 1 тыс. до 3 тыс. человек вместимости, поэтому точный объем планируемых инвестиций пока не назову. Проектирование мы планируем закончить в ноябре-декабре, строительство начнется в 2025 году и продолжится около двух лет.

— Сейчас, когда из России ушли многие иностранные отельные операторы, думали о создании собственного отельного оператора?

— Думали. Но просто взять любой другой объект и повесить логотип Mriya Resort — не наш путь. Для этого нам нужно реализовывать wellness-концепцию, которая позволит другим объектам становиться лучшими в своей категории, чтобы ими начала управлять Mriya Resort & SPA. Мы за здоровый отдых, после которого не нужно ехать отдыхать, за отдых, который объединяет семьи. Теоретически это могут быть даже сити-отели, в которых человек может заряжаться здоровьем и работать, почувствовав себя на курорте. Так что мы сейчас в поисках такой концепции отельной сети, рассчитываем подготовить ее до конца 2024 года, а выйти с ее анонсом весной следующего года.

— Сейчас большой интерес к курортной недвижимости на южном побережье Крыма, не планируете развивать курорт и бренд путем привлечения частных инвесторов к строительству?

— Да, следующий большой этап развития Mriya Resort связан с привлечением инвесторов как в недвижимость, так и в проекты. Можно сказать, что формат финансирования развития курорта только через Сбер заложил прочную основу, теперь мы хотим создать условия для сторонних инвесторов. Желающих, кстати, уже немало, поэтому все проекты нашего дальнейшего развития прорабатываются именно с таким подходом.

Какую финальную роль мы себе ставим? Точно будет наша концепция, работа до этапа проектирования и создание инвестиционных возможностей тоже за нами. Дальше будут работать партнеры на всех остальных цепочках.

Если такой проект удачно пойдет в Крыму, то точно будем работать и на других территориях. Переговоры идут с несколькими российскими девелоперами и крупными компаниями, три разных профиля, по которым мы работаем. В ноябре будем анонсировать все эти инициативы.

— Как вы планируете развивать кластер, где находится  Mriya Resort?

— Хотим сделать так, чтобы за территорией курорта была жизнь также очень комфортна для гостей, чтобы люди и туда приезжали. Будем это делать с кем-то в партнерстве или кто-то сделает самостоятельно, без нашего участия, — оба варианта хорошие, главное, чтобы делалось.

В этом году мы восстанавливаем марину после шторма и делаем маяк высотой 29 м. Строим ресторан со смотровой площадкой для всех туристов, проезжающих по Южнобережному шоссе. Там же появится стела Mriya Resort. Еще в работе проект восстановления двух троп, чтобы те, кто любит горные маршруты, могли совершать прогулки по новым местам.

— Какие новые объекты курорт планирует развивать?

— Сейчас мы работаем над территорией, которая западнее Mriya Resort. Там планируется строительство нового отеля на 300 номеров общей площадью порядка 30 тыс. кв. м и протяженностью пляжной территории 300 м. Сейчас идет его проектирование, большой акцент делается на аквакультуру: SPA, банный отдых, термальные процедуры, бассейны и прочие виды водных активностей.

На территории в 16 га, прилегающей к нему, идет развитие нашего паркового хозяйства. Только под тематические парки будет отдано порядка 6,5 га. Остальное пространство займет так называемый Парк света, анонсировать который мы планируем в мае этого года.

Планируем развивать винный кластер, там, где у нас все виноградники. Будем формировать единую концепцию развития этого направления, работаем над созданием винного отеля и винного парка. Пока в планах порядка 300 номеров и кусочек земли с прекрасным видом перед зданием.

— Это будут проекты с привлечением средств частных инвесторов?

— Именно эти проекты — либо проектное финансирование, либо финансирование через государственные программы развития туризма.

— Собственная марка вина у вас уже есть. Планируете ее развивать как мощный отдельный бизнес?

— Да, Winepark, так и называется. Его можно уже попробовать в некоторых ресторанах. Но у нас не массовое производство, 150 тыс. бутылок в год, это элитное виноделие. Сейчас идут переговоры с крупными игроками рынка, которые занимаются именно премиальным продуктом.

— Линию косметики не планируете запускать?

— Работаем над ее созданием с крымскими производителями эфирных масел и косметики. Например, сейчас прорабатываем линейку с Алуштинским эфиромасличным заводом, продукция появится до конца текущего года.

— Что можно сказать об изменившейся логистике, как закрытие аэропорта Симферополь отражается на вашей работе?

— Безусловно, для некоторых гостей это важный фактор. У нас были гости, которые активно приезжали в пятницу, субботу, воскресенье, но сейчас изменение логистики влияет на их приезд. Однако теперь на выходные к нам приезжают гости из Южного федерального округа — Кубань, Краснодарский край и Крым.

Были гости, которые ездили семьями, для которых неприемлем железнодорожный транспорт. Они сейчас выбирают другие направления для отдыха. Но большое количество тех, кто, наоборот, предпочитает поезда, поехали к нам в гости. Люди понимают необходимость менять формат: кто-то летит на самолете, дальше добирается поездом, кто-то всю дорогу проделывает на машине. Так что в итоге, в связи с этой ситуацией, мы за два года просто заместили много гостей.

— Недавно мы отмечали 10-летие возвращения Крыма в состав России. Можете ли привести итоги этого десятилетия для курорта Mriya Resort и поделиться планами на следующие 10 лет?

— За прошедшие 10 лет объем территорий, которые находятся под нашим управлением или в собственности, вырос примерно в 10 раз. А по выручке даже больше. Количество рабочих мест увеличилось в 8 раз: с 400 человек персонала выросло до 3,2 тыс. в пике сезона.

Ежегодно мы реализовывали новые и новые проекты, это уже традиция Mriya Resort, которой мы точно не собираемся изменять. Для нас это становится регулярным менеджментом, команда профессионально подросла и готова к большему. Если в 2015 году "Крымские каникулы" казались нам мегапроектом, то сегодня таких проектов около 50. У нас огромное количество проектов, которые стали доступны для наших гостей.