Осложнение ситуации с международными расчетами России привело к проработке все большего числа альтернативных способов ее решения, перспективным и выгодным из которых может стать создание независимой системы внешнеторговых расчетов объединения БРИКС, а также трансграничных расчетов через цифровые валюты. О том, как это может быть реализовано, а также об укреплении торгово-экономического партнерства БРИКС в интервью ТАСС рассказал президент ТПП РФ Сергей Катырин в преддверии ПМЭФ-2024.
— Как ТПП оценивает ситуацию с международными расчетами? Какие меры палата планирует предпринять для улучшения ситуации?
— В последнее время, как мы видим, действительно происходило ухудшение ситуации с внешнеторговыми расчетами, мы это отмечаем по данным наших компаний. Это приводит к проработке все большего количества альтернативных способов внешнеторговых платежей. В качестве позитивного примера работы над такими альтернативными способами расчетов можно привести объединение БРИКС. Отмечу, что развитие в БРИКС независимой системы внешнеторговых расчетов, которая была бы выгодной и недорогой, а также не зависела от политических факторов, — первостепенная задача, которая приобретает еще большее значение в свете вступления в объединение новых государств-членов.
После присоединения новых членов состав БРИКС расширился до 10 стран с населением в 3,6 млрд человек. На эти государства приходится больше 40% мировой добычи нефти и около четверти мирового экспорта товаров. По оценкам экспертов, к 2050 году суммарный ВВП членов БРИКС превысит 90% от ВВП всех развитых стран. В этом направлении нам с партнерами по объединению удалось заметно продвинуться.
Также со странами БРИКС обсуждается взаимодействие национальных систем передачи финансовых сообщений. У России есть Система передачи финансовых сообщений, которая является альтернативой SWIFT. Аналогичная инфраструктура есть и у некоторых других стран. Ведутся дискуссии о взаимодействии таких платформ.
Помимо этого, ведутся переговоры со странами — членами БРИКС по трансграничным расчетам через цифровые валюты. На наш взгляд, в перспективе это направление будет развиваться. Как мы видим, многие страны БРИКС сейчас как минимум думают о введении цифровых валют центральных банков. Кто-то еще исследует, кто-то уже вышел на стадию пилота. По данным ЦБ РФ, при создании платформы цифрового рубля уже заложена возможность ее интеграции с аналогичными зарубежными платформами, в том числе из стран БРИКС.
— В 2024 году вы являетесь председателем Делового совета БРИКС. Как вы оцениваете его работу?
— Работа в Деловом совете БРИКС в текущем году российского председательства ведется весьма активно. Мы продолжаем продвижение инициатив, нацеленных на укрепление торгово-экономического партнерства БРИКС. В отраслевом разрезе это, прежде всего, инфраструктура и транспорт, финансы, цифровые технологии и развитие искусственного интеллекта, энергетика, "зеленая" экономика и климат, промышленное производство и кооперация, сельское хозяйство.
Ведем работу, направленную на развитие и совершенствование общей транспортной инфраструктуры и, как я уже говорил, на формирование независимой устойчивой финансовой системы в рамках БРИКС.
В текущем году Деловым советом сформирован плотный график мероприятий. Он включает в себя более 20 различных форумов, конференций, конкурсов. Многие из этих мероприятий уже успешно проведены.
В целом мы видим готовность деловых кругов стран объединения к углублению всестороннего сотрудничества. При этом наши предприятия готовы не только продолжать работу по текущим проектам, но и совместно с партнерами по БРИКС осваивать новые направления сотрудничества.
— Каковы перспективы взаимодействия России со странами объединения?
— Что касается перспектив взаимодействия России со странами объединения, безусловно, потенциал экономического сотрудничества между странами БРИКС огромен. При этом, несмотря на имеющиеся положительные тенденции, он еще далек от своей реализации. В этом смысле нам предстоит многое сделать.
В частности, повышению уровня внешнеторгового оборота между странами БРИКС могли бы способствовать снижение административных барьеров, отмена различных тарифных и нетарифных ограничений, совершенствование договорно-правовой базы в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества, подкрепляющего отношения привилегированного партнерства между нашими странами.
— Каковы перспективы нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство" после 2024 года? Можно ли ожидать его продления и в каком виде?
— В своем послании Федеральному собранию президент России обозначил предстоящие к принятию и реализации до 2030 года национальные проекты. Принятие нацпроекта по МСП как самостоятельного пока не прозвучало, но независимо от того, будет ли это отдельный национальный проект или он войдет в состав другого, тема развития малого и среднего предпринимательства и меры поддержки данного сектора никуда не денутся, они крайне важны для всего бизнеса (в структуре российского бизнеса 96% — это микробизнес). Государство определенно будет уделять большое внимание развитию МСП.
За прошедшие годы в направлении поддержки МСП сделано много: создана и успешно развивается Корпорация МСП как ведущий институт поддержки, растет ежегодно установленная квота закупок у субъектов МСП крупнейшими заказчиками. Выполнение задач развития МСП как драйвера экономики в рамках действующего нацпроекта запущены в предыдущие годы и, несомненно, будет продолжено правительством в том или ином виде.
— Как вы оцениваете количество и качество мер поддержки МСП в России? Насколько предприниматели осведомлены о них?
— По количеству мер поддержки смело можно сказать, что их достаточно. Рассматривая количество видов и форм только финансовой поддержки по ведомствам, видим: по программам Минпромторга России в 2023 году — 63 программы; Минэкономразвития России — 6 программ; Минсельхоз России — 6 программ; Минцифры России — 6 программ; Минтруда России — 1 программа.
У каждого министерства и ведомства свой набор, и при таком многообразии существующих программ зачастую предпринимателям в круговороте операционной деятельности сложно в них разобраться, да и просто не хватает времени.
В части качества оказываемой поддержки наиболее часто предприниматели сообщают о быстро заканчивающихся лимитах по льготным программам (по промышленной ипотеке, по льготному кредитованию — программы Минэкономразвития России и Корпорации МСП 1764 и 1764+ПСК). Ввиду того что программы привязаны к высокой ключевой ставке, ставка кредитования не снижается для малого бизнеса, что также сказывается на снижении привлекательности льготного кредитования.
Также есть проблемы с высокой нагрузкой на бизнес в виде отчетности за использование господдержки.
Важно, чтобы государство это понимало и шло навстречу предпринимателям в части упрощения процедур.
Кроме того, считаем, что льготная поддержка должна быть адресной и целевым образом направлена на поддержание и развитие важнейших для экономики страны категорий субъектов и отраслей. В этой части правительству необходимо сформировать четкие критерии и определить категории, которые соответствуют приоритетной поддержке со стороны государства: развитие малого производственного бизнеса, развитие семейных компаний и др.