Замглавы МИД РФ Галузин: Молдавии готовят роль второй Украины

Михаил Галузин
Замглавы МИД РФ Михаил Галузин в интервью ТАСС рассказал о действиях Запада против России на постсоветском пространстве, поделился последней информацией о ситуации вокруг швейцарской конференции по Украине, а также ответил на вопрос, может ли в Грузии произойти новая "цветная революция".
— Пытается ли Запад затянуть страны СНГ на так называемую мирную конференцию по Украине в Швейцарии? Ожидает ли Москва, что ее партнеры по Содружеству откажутся от участия в этом мероприятии?
— "Мирная конференция" в Швeйцарии является закамуфлированным продолжением зашедшего в тупик так называемого копенгагенского формата по продвижению тупиковой формулы Зеленского. На проводившиеся в этом формате в 2023–2024 годах встречи в Джидде, Валлетте и Давосе Киев и его западные кураторы активно стремились завлечь представителей стран глобального Юга и Востока. Разумеется, не обошли они вниманием и наших партнеров по СНГ. Нам достоверно известно, что им регулярно рассылались приглашения, которые оставались без ответа.
Не стало исключением и мероприятие в швейцарском Бюргенштоке 15–16 июня. Однако на этот раз организаторы конференции не ограничились протокольной рассылкой приглашений. Была задействована тяжелая артиллерия: Зеленский со своими западными друзьями принялись лично обзванивать и упрашивать лидеров государств Содружества принять участие в этой сходке. Знаем, что никто из них на подобные уговоры не поддался.
Наши ближайшие союзники и друзья из СНГ прекрасно понимают суть данной конференции. К миру она не имеет никакого отношения. Это попытка наспех сколотить антироссийскую коалицию и предъявить России ультиматум, создать видимость общемировой поддержки непроходной формулы Зеленского. Подобные междусобойчики не способствуют политическому урегулированию. Их проведение бессмысленно и априори обречено на провал.
Читайте также
Захарова назвала "формулу мира Зеленского" алхимией

— Приближает ли сегодня ситуация на земле мирные переговоры по урегулированию украинского кризиса? Или время дипломатии, на ваш взгляд, по-прежнему не пришло?
— Российская сторона последовательно привержена дипломатии. Именно поэтому Россия, в отличие от наших западных оппонентов, никогда не отказывалась от переговоров. Еще в декабре 2021 года мы направили в Вашингтон и в НАТО предложения по гарантиям безопасности для нашей страны. Но они были отвергнуты. То же самое произошло в апреле 2022 года и с договоренностями, достигнутыми по итогам стамбульского раунда российско-украинских переговоров, которые могли предотвратить гибель сотен тысяч людей и остановить конфликт. Однако этого не случилось. Всем хорошо известно, что киевский режим отказался от них под давлением британского премьера Бориса Джонсона, потребовавшего продолжения войны и нанесения России поражения на поле боя. Дальнейшее развитие событий всем известно.
Мы неоднократно говорили, что Россия открыта к диалогу по Украине, основанному на учете наших интересов. Неизменной остается наша позиция по достижению всеобъемлющего, устойчивого и справедливого урегулирования кризиса. Для этого прежде всего должны быть устранены его первопричины и признаны современные геополитические и территориальные реалии. Запад должен перестать накачивать ВСУ вооружениями, а Киев — прекратить боевые действия.
Мы постоянно подчеркиваем, что бесконечные поставки вооружений только затягивают конфликт и ведут к росту жертв среди мирного населения. Указываем на растущие риски расползания оружия по всему миру и его попадания в руки террористов и криминальных группировок.
К сожалению, в Европе и США еще есть немало тех, кто во имя цели нанесения России стратегического поражения готов слепо жертвовать интересами своих стран и народов, подталкивая их к краю пропасти.
Читайте также
Антонов: США заявили о поставке оружия Украине, когда РФ показала готовность к переговорам

— В Грузии прошли протесты в cвязи с принятием в республике закона об иноагентах. Причем в одном из протестных мероприятий приняли участие главы западных МИД, находившиеся в стране на тот момент. Нет ли у России опасений, что Запад планирует дестабилизировать ситуацию в Грузии и довести дело до смены власти по сценарию, который уже был реализован на Украине?
— Неоднократно обращали внимание на беспардонное давление со стороны США и ЕС на многие суверенные государства. На этот раз западники решили взяться за Грузию в связи с рассмотрением там закона "О прозрачности иностранного влияния", хотя в самих США и других странах мирового меньшинства на эту тему уже существуют или рассматриваются гораздо более жесткие нормы. Из Брюсселя и Вашингтона посыпались лицемерные обвинения в подрыве демократии, несоответствии европейским и евроатлантическим ценностям, а также угрозы применить персональные санкции, заблокировать евроатлантическую перспективу Грузии, лишить ее статуса кандидата в ЕС, приостановить безвизовый режим для граждан этой страны. Участие же министров иностранных дел Литвы, Эстонии и Исландии в уличных протестах в Тбилиси в середине мая трудно охарактеризовать иначе как вопиющее вмешательство во внутренние дела независимого государства. Все это — отталкивающие образчики неоколониальных практик навязывания своей воли странам, суверенитет которых пытаются ограничить.
Видим также попытки западников накалить ситуацию в Грузии в контексте намеченных на октябрь парламентских выборов. Не исключаем, что цель — попытаться реализовать майданный сценарий смены власти в расчете создать еще один очаг напряженности у границ России.
Со своей стороны, заинтересованы в стабильном демократическом развитии Грузии. При этом, в отличие от США и ЕС, не вмешиваемся во внутренние дела суверенных государств.
— Готовятся ли сейчас новые российско-армянские переговоры по накопившимся проблемам в отношениях двух стран? На каком уровне они могут проходить?
— С Арменией, как и с другими близкими партнерами, двусторонние контакты у нас не прерывались. Недавно, 8 мая, на полях очередного заседания Высшего евразийского экономического совета состоялась обстоятельная беседа президента России Владимира Путина и премьер-министра республики Николы Пашиняна. Председатель правительства России Михаил Мишустин виделся со своим армянским коллегой в феврале.
Наиболее существенные результаты у нас — в торгово-экономической сфере. Продуктивно работает двусторонняя Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Регулярно, в том числе в рамках встреч по линии ЕАЭС, общаются ее сопредседатели — заместитель председателя правительства России Алексей Оверчук и вице-премьер Армении Мгер Григорян. Взаимодействуем с армянскими партнерами и на культурно-гуманитарном треке.
К сожалению, не могу сказать того же о политическом измерении наших отношений. С ноября 2023 года не было встреч министров иностранных дел. Партнеры не проявили заинтересованности к нашему предложению разработать и заключить очередной план межмидовских консультаций. Не по нашей вине заметно снизилась динамика контактов по линии оборонных ведомств. Просело и военно-техническое сотрудничество. Видим в этом результат давления западников, которые пытаются вынудить Ереван минимизировать связи с нашей страной.
Читайте также
Пашинян считает, что Армения не допустила ошибок в отношениях с Россией

Тем не менее рассчитываем, что публично озвученный настрой армянских властей работать над устранением проблемных моментов и раздражителей приобретет практическое воплощение. Мы к этому готовы.
— Как российская сторона расценивает итоги состоявшихся в Алма-Ате прямых переговоров глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении? Готова ли Москва предоставить площадку для последующих раундов переговоров по мирному договору между Баку и Ереваном?
— Мы позитивно оцениваем прошедшую 10–11 мая в Казахстане встречу министров иностранных дел Армении и Азербайджана по выработке мирного договора. Ее проведение дало сторонам возможность продвинуться на пути к миру и стабильности на Южном Кавказе. Сделан еще один важный шаг в этом направлении.
Высоко оцениваем роль Астаны, предоставившей площадку для армяно-азербайджанских контактов. Важно, что такие встречи идут в русле трехсторонних договоренностей на высшем уровне 2020–2022 годов, предусматривающих помимо заключения мирного договора разблокирование транспортных и экономических связей между Азербайджаном и Арменией, делимитацию совместной границы, развитие контактов по линии гражданских обществ.
Москва уже дважды — в мае и июле 2023 года — принимала у себя раунды мирных переговоров между Баку и Ереваном. Готовы и впредь оказывать всемерную поддержку примирению двух братских России народов, содействовать поиску взаимоприемлемых и сбалансированных решений в целях обеспечения безопасности и процветания всех стран региона.
— Каковы, на ваш взгляд, риски для безопасности Армении и Закавказья в целом в случае принятия руководством страны решения о выходе из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)?
— Твердо убеждены, что полноценное участие Армении в работе ОДКБ отвечает прежде всего интересам армянского народа, служит поддержанию мира и стабильности в регионе Южного Кавказа. Членство в организации, а также тесные связи с нашей страной в военной области стали ключевым фактором поступательного развития независимой Армении в последние десятилетия. Что бы ни сулили западники, все активнее обхаживающие Ереван, действенных альтернатив ОДКБ в качестве механизма обеспечения безопасности Армении сегодня нет.
Отдельно подчеркну, что многие риски, с которыми сегодня сталкивается Армения, можно было бы купировать, если в 2022 году Ереван согласился бы на предложение реализовать по линии ОДКБ комплекс мер по стабилизации обстановки на границе с Азербайджаном. Речь шла о серьезных инициативах, включавших военно-техническую помощь, направление мониторинговой миссии, содействие в обучении погранвойск. К сожалению, армянское руководство предпочло пригласить миссию Евросоюза, которая нисколько не защищает рубежи государства, а занимается сбором разведданных против Азербайджана, Ирана и России под прикрытием мониторинга.
Россия реально заинтересована в том, чтобы у наших соседей на Южном Кавказе установился прочный мир. При этом цели Запада, где сейчас армянское руководство ведет активный поиск новых партнеров по безопасности, носят в корне противоположный характер. Одной из основных задач ставится подрыв процессов интеграции в Евразии, наши общие интеграционные проекты — ОДКБ, СНГ, ЕАЭС — им как кость в горле. Ради достижения этой цели Вашингтон и его союзники готовы на любые шаги, включая дестабилизацию внутриполитической и социально-экономической ситуации в соседних с Россией государствах. Эксплуатируются внутрирегиональные противоречия. Доверять таким партнерам нельзя. Национальные интересы и укрепление стабильности армянского государства в приоритеты Запада не входят. Напротив, ему выгодно сохранять очаги напряженности на постсоветском пространстве для ослабления России, которая по сути остается здесь основным гарантом безопасности.
Читайте также
Армения не будет участвовать в финансировании деятельности ОДКБ в 2024 году

Армянское руководство, похоже, хотело бы воспользоваться моментом в условиях, когда Запад проявляет повышенную заинтересованность в усилении взаимодействия, в том числе в сфере безопасности, предлагая разнообразные формы и форматы сотрудничества. Однако необдуманные решения, которые обеспечат полный допуск западников к национальным базам данных, к чувствительной для безопасности страны информации, не только угрожают в конечном итоге суверенитету государства, но и могут сделать объективно невозможным возврат к совместной работе по выстраиванию единого оборонного пространства с Россией и другими союзниками по ОДКБ.
— Евросоюз и Молдавия подписали соглашение о сотрудничестве в области безопасности и обороны. При этом изначально ЕС позиционировался как политико-экономическое объединение. О чем, на ваш взгляд, говорит подобная экспансия Евросоюза в зону безопасности постсоветского пространства и является ли подобное соглашение угрозой для безопасности России? Как оно, на ваш взгляд, может повлиять на решение проблемы Приднестровья?
— Нет никаких сомнений в том, что подписание упомянутого вами соглашения направлено на дальнейшее подтягивание Кишинева к НАТО, в придаток которого давно превратился нынешний Евросоюз, милитаризацию республики и размывание ее нейтрального статуса, зафиксированного в конституции.
Проводимая коллективным Западом экспансия на постсоветском пространстве является не чем иным, как проявлением его многовековой колониальной политики, направленной на выкачивание ресурсов, эксплуатацию населения и расширение своего влияния в регионе. Сегодня для всех очевидно, что Брюссель и стоящий за ним Вашингтон активно готовят Молдавию на роль второй Украины, очередного инструмента своей агрессии. История также подтверждает, что любое содействие Запада никогда не приносило получавшим его помощь государствам стабильность и безопасность. В полной мере это относится сейчас к Молдавии.
Естественно, подобные тенденции вызывают у нас беспокойство, поскольку на обоих берегах Днестра проживает около 250 тыс. российских граждан. Не желаем украинской участи традиционно дружественно относящемуся к России молдавскому народу, который хотят сделать расходным материалом в реализации чужих геополитических интересов.
Что касается влияния данного соглашения на приднестровское урегулирование, то разновекторная внешнеполитическая ориентация Кишинева и Тирасполя его в значительной мере осложняет. Соответственно, никакого позитива для решения приднестровской проблемы новый фактор не привносит. Безопасность же на Днестре и сегодня надежно обеспечивается совместными миротворческими силами, включающими российский контингент.



