7 июня, 08:00
Интервью
ПМЭФ

Илан Шор: сегодня напрямую стоит вопрос о будущем Молдавии

Илан Шор. Петр Ковалев/ ТАСС
Илан Шор

Руководитель молдавского оппозиционного блока "Победа" — о противостоянии властям, милитаризации Молдавии и сотрудничестве с Россией

Власти Молдавии занимаются подрывными действиями в отношении собственного государства, реализуя придуманный в США украинский сценарий для страны. Об этом заявил в интервью ТАСС на ПМЭФ-2024 руководитель молдавского оппозиционного блока "Победа" Илан Шор. Он также рассказал о том, как блок планирует добиться победы на выборах президента и референдуме о будущем страны в октябре, готовы ли его соратники выйти на улицы, если результаты волеизъявления будут сфальсифицированы, а также зачем ускоренными темпами в Молдавию поставляется западное оружие.

— Илан Миронович, приветствую вас на стенде нашего агентства. Хотелось бы начать с вопроса про форум. Расскажите, пожалуйста, ознакомились ли вы с выставками, стендами, с кем уже встретились, что обсудили, какие дальнейшие планы. Намечены встречи с членами правительства РФ, с президентом России.

— Я впервые нахожусь на Санкт-Петербургском форуме. Мне действительно очень интересно. Это великолепная возможность общения, шикарная площадка, в рамках которой можно добиваться достаточно больших результатов. У меня уже были обсуждения с различными структурами, я был участником достаточно интересной сессии о развитии ЕАЭС и ШОС и других площадок, которые сегодня очень важны.

У нас есть планы встреч, мы хотим на этом форуме углубить процессы нашего взаимодействия, сотрудничества между теми регионами, которыми управляет моя партия, и Российской Федерацией. Я благодарен сегодня Российской Федерации, президенту РФ за то, что мы сумели благодаря доброй воле открыть пенсионерам из Гагаузии в Промсвязьбанке счета, я благодарен Промсвязьбанку за прекрасную отлаженную работу, это действительно большая помощь.

Сегодня мы хотим расширить эту программу и на другие регионы нашей страны. Очень важен факт того, что мы сумели показать, что это сотрудничество является дружественным, что это во благо и во имя людей. Я благодарен Российской Федерации за то, что нам открыли возможность экспорта фруктов и овощей из Гагаузской автономии. Это большая поддержка и помощь для наших сельхозпроизводителей.

Мы выступаем за участие Молдовы во всех возможных площадках, где есть экономическое, идеологическое объединение постсоветских стран. Мы считаем, что это критически важно. Именно поэтому я вошел в совет [некоммерческой организации содействия развитию международного сотрудничества] "Евразия", которая очень активно занимается проектами. Для нас это большая возможность показать людям реальность — к чему мы можем прийти вместе с ЕАЭС.

— В конце мая вы объявили о планах открыть торговый дом Молдавии в России. Когда начнутся поставки продуктов и по какому маршруту они будут осуществляться?

— Офис откроется в ближайшие две недели. Мы начнем поставки уже в июне. Маршруты определяют логисты. Уже ведутся переговоры с нашими производителями, переговоры с сетями, в которых будем продавать. Мы собрали хорошую мощную команду, задача которой — максимально развить данный проект.

— Где будет находиться торговый дом?

— В Москве. Офис мы сейчас определяем.

— 9 июня в российской столице пройдет второй съезд блока "Победа". Как вы говорили, на нем будет присутствовать все руководство объединения. Какие решения планируете принять по итогам? Будет объявлено на съезде имя единого кандидата от оппозиции? Возможно ли объединение вашего блока с Партией коммунистов и Партией социалистов?

— Мы всегда выступали за объединение. Считаем, что это очень полезно. Посмотрим, сможем ли мы к этому прийти. Хватит ли нам всем политической воли. Однозначно сегодня оппозиция имеет больше [шансов], чем действующая власть, действующий прозападный режим. Повестка дня — обсуждение нашей тактики действия. Потому что в Молдове, вы знаете, за последний год закрыто 13 оппозиционных телеканалов. Нам очень сложно доносить информацию, мы доносим только с помощью сетки людей. У нас самая большая сетка, и мы донесем информацию до людей. Мы будем обсуждать президентские выборы, что тоже очень важно для нас. Это ведь не просто съезд — это съезд, куда приезжают лидеры первичных организаций, которые сталкиваются с большим давлением. Власти, по сути, делают все, чтобы не допустить людей на наш форум. Мы хотим услышать голос народа, хотим услышать наших лидеров в селах, городах, которые слышат позицию людей. Мы хотим услышать их и поговорить. Важно не просто формализовать на таких мероприятиях какие-то уже заранее подготовленные решения, а важно услышать то, что хотят до нас донести люди.

— Вы упомянули препятствие со стороны власти по отношению к оппозиции, и как раз [президент Молдавии Майя] Санду, по сути, пользуется полным контролем над судебной и правоохранительной системой. Были известны случаи, как делегатов первого съезда без причины задерживали в аэропорту. Когда лидера партии "Шанс" Алексея Лунгу задержали, он назвал эти действия власти политическим терроризмом. Согласны вы с его оценкой?

— Это даже хуже. Это подрывные действия в отношении собственного государства. Поэтому мы сейчас очень хотим сделать все возможное и невозможное, чтобы мы остановили этот политический беспредел в нашей республике.

— Вы имеете в виду "остановить" — это идти в суд?

— Нет. Это победить и снести действующий прозападный режим. Снести любой ценой, потому что сегодня стоит вопрос будущего Республики Молдова — ей быть или ей больше не быть.

— На что вы здесь рассчитываете больше всего?

— Если мы столкнемся, а мы столкнемся с беспределом, то мы выйдем на улицу, будем защищать свои права до конца, у нас нет другого выхода. Мы сегодня не играемся. Сегодня стоит вопрос о будущем Республики Молдова.

— Большое число жителей вас поддержит?

— Большая часть жителей Республики Молдова "за".

— Хотелось бы остановиться на одном из самых насущных вопросов для Молдавии — энергетике. Какими вы видите решения проблем в этой сфере?

— Молдавские власти, к большому сожалению, сегодня во всем пытаются искать схемы для бизнеса. Это тоже является схемой для бизнеса, потому что, закупая газ, электроэнергию у европейских операторов… мы же понимаем, что там есть какая-то маржа. Значит, они воруют, воруют напрямую из кармана населения.

— То есть, по сути, все эти решения — это, скажем так, сделано сугубо для выгоды...

— Услужить хозяевам в Америке и плюс — заработать денег.

— Тогда почему мы не видим судебных процессов, разбирательств?

— Потому что власть захвачена, юстиция захвачена. Это западная власть, они ее поддерживают и на все говорят: "Да, молодцы".

— Люди это видят, возмущаются...

— Видят, возмущаются, но сделать ничего не могут. Поэтому будем биться до конца.

— Хотелось бы отдельно [остановиться] на газе. Еще один важный вопрос. Известно, что с октября 2022 года "Газпром", который ранее был единственным поставщиком газа в Молдавию, на 30% сократил суточный объем подачи из-за проблем с транзитом по территории Украины. Теперь "Энергоком" полностью закупает топливо у европейских поставщиков, поэтому жители Молдавии вынуждены значительно переплачивать за газ. По вашему мнению, возможно ли возвращение российского газа в Молдавию, и обсуждаете ли вы этот вопрос в Москве?

— Конечно, возможно и жизненно необходимо. У европейских операторов тот же российский газ и покупается, просто по завышенной цене. Поэтому мы на сегодняшний день считаем, что это очень важный вопрос, но для этого надо снести действующий прозападный режим, прийти к власти и быстро восстановить отношения с Россией, которые являются для Молдовы очень важными.

— По сути, здесь нет никаких иллюзий в отношении того, что нынешний Кишинев может что-то сделать?

— Нет, конечно. Они наемные менеджеры Запада, которых поставили для того, чтобы... Мы прекрасно понимаем, что Молдову, вероятно, готовят к сценарию Украины. Мы четко понимаем, что Запад любит воевать не своими руками, им же все равно до украинцев, до молдаван. Зачем беднейшей стране поставили за три месяца на $0,5 млрд оружия, что сделали с Молдовой? Мы понимаем, что они готовят. Мы не дадим им это сделать.

— На днях соцсети облетели видео с сильно обмелевшим Днестром. На ваш взгляд, Кишинев должен активнее заниматься этой проблемой?

— Кишинев должен активнее заниматься в принципе своей страной. Знаете, у нас ходит в Молдове шутка, которая, к сожалению, стала уже реальностью, — что президент Молдовы с коротким визитом приехал в Молдову. Конечно, приятней кататься на частных самолетах с европейскими лидерами по Европе, по Америке, кушать круассаны, пить хорошее французское вино, пока твой нищий народ вынужден, извините за выражение, жрать зиму. Потому что она именно до этого довела сегодня свой народ. У нас нет демократии сегодня в Молдове, у нас с выборов снимают оппозиционные силы, которые должны занять первое место, по щелчку в пятницу, когда в воскресенье выборы. Сегодня в Молдове, к сожалению, невозможно биться демократическим путем, поэтому мы будем биться любыми путями, которые дадут результат.

— Тут сложно не вспомнить об активной милитаризации Молдавии. Проводится много учений. Вы можете объяснить логику властей в Кишиневе? Зачем маленькой республике с населением примерно в 1 млн человек столько оружия и столько учений?

— Конечно, я уже сказал: воевать не своими руками. Не исключаем, что готовится украинской сценарий на территории Молдовы.

— То есть силовое решение вопроса Приднестровья, вы имеете в виду?

— Конечно. Мы должны этого не допустить, но исключать сами факты не можем.

— Последний вопрос. На форуме работает молдавский двор, очень красиво оформленный, с народным орнаментом, очень гостеприимный. Видно, как он популярен, что в России хотят дружить с молдаванами, с Молдавией. Как вы считаете, у Санду не получится отдалить страну от России?

— Конечно, не получится. Потому что у нас есть 70 лет красивой, чистой истории, которую ни у кого не получится разрушить. К сожалению, мы должны признать, что за постсоветское время в Молдове не получилось, скажем так, что-то глобальное создать, мы живем на тех детсадах, школах, зданиях, университетах, которые построили при советской власти. И сегодня наша задача, моя лично персональная задача, которую я перед собой ставлю, — чтобы с постсоветскими странами мы могли создать единое экономическое, внешнеполитическое, идеологическое пространство, где мы можем задать вместе вопросы о политике безопасности.

— Спасибо вам за интервью.