В пятницу, 7 июня, комиссия по этике Международной шахматной федерации (FIDE) лишила Федерацию шахмат России (ФШР) членства в организации на два года. Решение связано с тем, что ФШР включила в свой состав региональные федерации новых территорий России, оно вступит в силу через 60 дней. Также комиссия сделала выговор президенту FIDE Аркадию Дворковичу.
В интервью ТАСС Дворкович подробно рассказал о случившемся. Он заявил, что будет подавать апелляцию на лишение членства, о том, что в сентябре на генеральной ассамблее FIDE будут пересматривать полномочия этической комиссии и что развитие шахмат на новых территориях РФ — вопрос гуманитарный, а не политический.
— ФШР объявила, что будет подавать апелляцию на решение этической комиссии FIDE. Будете ли вы это делать?
— Да, буду! Дело по иску Федерации шахмат Украины и моих конкурентов по предыдущим выборам длится уже несколько месяцев. Все это время и ФШР, и я представляли аргументы с отрицанием каких-либо нарушений. Считаю, что эти аргументы являются абсолютно обоснованными. Тем не менее первая инстанция этической комиссии в составе трех человек (двумя голосами против одного) приняла свое решение. Решение состоит из двух частей, а именно: временное исключение ФШР из FIDE и выговор мне. Решение должно вступить в силу через 60 дней, однако апелляцию надо подать в течение 21 дня. Однако это только первая инстанция; в части процедур это означает, что есть время на апелляцию и защиту.
— Два человека из этической комиссии могут так легко исключить целую федерацию! Не слишком ли много полномочий у этого органа?
— Здесь есть несколько важных обстоятельств. Прежде всего, между представителями конституционной комиссии FIDE и представителями этической комиссии FIDE существует принципиальное разногласие — а есть ли вообще у этической комиссии полномочия по исключению национальной федерации? Ряд юристов считает, что в силу Устава FIDE такого права вообще не было и любой вопрос об исключении должна рассматривать только генеральная ассамблея FIDE. Тем не менее у этической комиссии, опирающейся на Кодекс этики, есть мнение, что такое право у них есть. С учетом текущей ситуации вопрос о полномочиях этической комиссии будет вынесен на генеральную ассамблею FIDE в сентябре этого года в Будапеште, подобные предложения, к слову, поступили еще даже до вынесения текущего решения.
— Могли бы вы что-то сказать по существу дела и мотивов принятых решений?
— Этическая комиссия предъявила претензии к двум основным моментам. Первое — наличие в ФШР попечительского совета, куда входит несколько человек, и я в том числе. Председателем этого совета является Дмитрий Песков. Основная претензия состояла в том, что в состав совета входят люди, которые попали под санкции некоторых стран. Это, с точки зрения комиссии, является проблемой для репутации FIDE. Это утверждение кажется преувеличенным, ведь мы говорим об органе самой ФШР, а вовсе не FIDE. Пока неизвестны прецеденты, чтобы хотя бы одна международная федерация предъявила аналогичные претензии, и логично, чтобы FIDE применяла такие же требования, как и иные федерации, а не ужесточала их.
Вторая часть обвинения касается новых территорий, где также есть шахматисты, где есть детские и взрослые шахматы. Конечно, люди там имеют право играть в шахматы, как и в любой точке мира. Разумеется, FIDE обязано следовать и следует общим правилам МОК, например, мы не имеем права учитывать в рейтинге проводимые там турниры. Однако это не должно исключать гуманитарного вопроса, вопроса интересов самих шахматистов. Здесь мы не пытаемся политизировать ситуацию и вступать в какие-либо политические дискуссии. Вопрос исключительно гуманитарный. Надеюсь, апелляционная инстанция даст оценку этим доводам.
— Объявлено, что на шахматистах из РФ не скажется никак это решение. А что действительно означает исключение из состава FIDE?
— Пока идет рассмотрение апелляции, все будет продолжаться, как и было. Никакие права российских шахматистов, арбитров, организаторов не будут ущемлены. В конечном счете глобально эта ситуация будет рассматриваться генеральной ассамблеей FIDE. Генассамблея — высший орган FIDE, который вправе принимать любые решения, касающиеся жизни организации.
— Есть ли смысл ФШР подавать жалобу в Спортивный арбитражный суд (CAS)?
— Подавать такую жалобу можно только в том случае, если исчерпаны возможности внутри FIDE. Это и апелляция, которую будет рассматривать другой состав комиссии, и генеральная ассамблея FIDE. Если итоговое решение не устроит ФШР или меня, если говорить о моем деле, — то есть возможность обратиться в CAS. Надеюсь, до этого не дойдет.