Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Имангали Тасмагамбетов в интервью ТАСС рассказал о ключевых итогах Совета глав МИД организации в Алма-Ате, ответил на вопрос о возможности помощи России от ОДКБ после терактов в Дагестане и назвал угрозы искусственного интеллекта для сферы безопасности.
— Каковы основные результаты заседаний уставных органов ОДКБ, прошедших в Алма-Ате?
— В целом результаты заседаний уставных органов ОДКБ позитивные. Мероприятия в формате Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности, Парламентской ассамблеи ОДКБ прошли в доброжелательной атмосфере, все ключевые задачи были реализованы. Хочу выразить благодарность принимающей стороне — председательствующей в этом году Республике Казахстан — за высокий уровень организации всех мероприятий и гостеприимство.
В числе ключевых результатов обсуждений нужно отметить, во-первых, принятый проект решения Совета коллективной безопасности ОДКБ "О Целевой межгосударственной программе Организации Договора о коллективной безопасности по укреплению таджикско-афганской границы".
Во-вторых, ряд совместных заявлений министров иностранных дел: по актуальным вопросам исследования и использования космического пространства в мирных целях; в связи с 80-й годовщиной освобождения Белоруссии от нацистских захватчиков; об обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке; о расширении сотрудничества в области международной информационной безопасности; в связи с развитием технологий искусственного интеллекта.
В-третьих, были рассмотрены и подписаны документы, касающиеся оснащения компонентов войск (Коллективных сил) ОДКБ современными и перспективными образцами вооружения и военной техники, планирования совместной оперативной и боевой подготовки, совершенствования методики подготовки миротворческих контингентов ОДКБ. Кроме того, главы делегаций подробно обсудили военно-политическую обстановку в зоне ответственности ОДКБ и возможные варианты ее развития.
Представляется, что принятые документы имеют большое значение для обеспечения региональной безопасности. В настоящее время Секретариат ОДКБ приступил к реализации одобренных инициатив и достигнутых договоренностей.
— Насколько успешно ОДКБ справляется с возложенными на нее функциями? Что бы вы назвали "точками роста" и, наоборот, есть ли что-то, что вызывает у вас беспокойство?
— Оценки глав делегаций, присутствовавших на заседаниях уставных органов ОДКБ, подтвердили, что организация успешно справляется с возложенными на нее функциями. С этим в целом согласны и наблюдатели, и представители экспертного сообщества. В качестве "точек роста" я бы определил потенциал миротворчества, которым располагает организация. Мы его постоянно совершенствуем. Так, к примеру, введение статуса "координирующего государства" позволяет нам участвовать в операциях по установлению и поддержанию мира по мандату ООН. Еще одним продуктивным направлением мы считаем парламентское измерение — здесь огромный потенциал, который, к сожалению, пока используется не в полной мере.
Аналитическая составляющая работы секретариата также динамично развивается. В настоящее время мы отмечаем успехи в налаживании сотрудничества с аналитическими структурами, функционирующими в государствах — членах организации и ряде других стран.
Что касается предметов беспокойства, как и в любой международной организации, у нас периодически возникают спорные вопросы и дискуссии. Однако уровень взаимопонимания между государствами-членами таков, что эти вопросы быстро находят решение.
— Каков ключевой вектор развития ОДКБ? Каким вам представляется будущее организации?
— Ключевой вектор развития организации связан с традиционным направлением работы — политико-дипломатическим. Да и сам механизм принятия решений — а они принимаются консенсусом — предполагает, что базовый инструментарий для выполнения уставных целей организации — это переговоры и поиск взаимоприемлемых решений на политическом уровне. Мы убеждены, что любую проблему можно решить дипломатическим путем, если есть политическая воля и желание договариваться.
Будущее ОДКБ будет определяться странами, которые входят в этот союз. Обладая независимостью и суверенным правом самостоятельно определять свою внешнюю политику, они выбирают актуальный инструментарий для обеспечения национальной безопасности. История последних двух столетий показывает, что наиболее востребованным инструментарием выступает именно коллективная безопасность. Нарастание напряженности в стремительно разрушающейся системе международной безопасности, как представляется, будет привлекать все больше внимания к таким организациям, как ОДКБ. А социально-политический запрос на безопасность может обусловить как расширение функционала организации, так и, возможно, увеличение количества ее участников.
— Каким вам видится влияние искусственного интеллекта на сферу безопасности? Это, скорее, положительный фактор или вызов?
— Как и любая новация в рамках научно-технического прогресса, наряду с положительным и созидательным потенциалом она предполагает и определенный набор рисков. В данном случае они особенно заметны в гуманитарно-технической области. В первую очередь тревогу вызывает аспект, связанный с использованием искусственного интеллекта в военной сфере, в области управления поведением человека и массовым сознанием, политтехнологиях.
Положительных аспектов тоже масса. В первую очередь это оптимизация многих процессов, связанных с анализом и прогнозом ситуации с безопасностью в отдельных регионах и субрегионах. На мой взгляд, на нынешнем этапе ключевой задачей является сохранение контроля государства над такими технологиями, так как попадание подобного инструмента в руки деструктивных негосударственных игроков может иметь непредсказуемые последствия и дополнительно дестабилизировать международную обстановку.
— Вопрос в связи с вчерашними терактами в Дагестане. Как эти события влияют на обстановку в зоне ответственности ОДКБ? Возможно ли обращение России за помощью к союзникам?
— Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности с чувством глубокой боли воспринял известия о трагических событиях в Махачкале и Дербенте. Мы решительно осуждаем действия террористов и любые попытки разжечь межрелигиозную рознь. Нет никаких оправданий таким преступлениям.
Разумеется, такие события способны значительно дестабилизировать обстановку на региональном уровне, особенно учитывая сетевой характер организации подобных экстремистских и террористических группировок. Необходимо дождаться результатов расследования этого преступления, уверен, они многое прояснят. И уже на основе этого политическое руководство определит направления своих внешнеполитических усилий для купирования возможных последствий.
На текущий момент в Секретариат не поступало обращений за помощью со стороны Российской Федерации. Россия располагает собственным потенциалом и опытом для успешного решения такого рода проблем. Значителен потенциал и двустороннего межведомственного взаимодействия. Однако я уверен, что в случае обращения России за помощью союзники не останутся в стороне.