9 июля, 13:17
Интервью

Тренер "Флориды": есть мечта поработать с российскими хоккеистами из НХЛ на Олимпиаде

Максим Иванов. Фото из личного архива Максима Иванова
Максим Иванов
Максим Иванов подвел итоги сезона в чемпионском сезоне НХЛ и поделился планами на будущее

Российский тренер Максим Иванов в конце июня 2024 года стал трехкратным обладателем Кубка Стэнли. Специалист выиграл трофей с "Флоридой", ранее он побеждал с "Питтсбургом" в 2016 и 2017 годах. В интервью ТАСС Иванов рассказал, как команда добилась успеха, о мотивации игроков после поражения в одном из матчей финальной серии с "Эдмонтоном" со счетом 1:8 и о секрете успеха в заключительном, седьмом матче финала плей-офф Национальной хоккейной лиги (НХЛ). Специалист также признался, что у него есть мечта возглавить сборную России на Олимпиаде 2026 года, отметив, что без россиян олимпийский турнир не так полноценен.

— Вы сейчас вернулись в Россию. Готовы ли к тому, что ваc попросят поделиться опытом в спортивных школах, рассказывать о победе в Кубке Стэнли?

— Да, мне уже поступает много звонков, сообщений. Все пишут, спрашивают, поздравляют. И за это спасибо огромное, к сожалению, не могу всем ответить. Действительно, столько звонков я не получил ни на день рождения, ни на какие-то другие праздники. Тем, кому мог, ответил, чуть попозже разберу остальные сообщения. Готов поделиться опытом и всегда это делаю, с этим проблем нет. Посмотрю, что мне люди пишут, может, есть какие-то предложения в плане общения с молодыми игроками.

— Насколько сильно ощущается разница между нынешней победой и успехами с "Питтсбургом"?

— Важно то, что мы впервые выиграли плей-офф во Флориде, это серьезный момент для региона и всей организации. Если сравнивать те победы с "Питтсбургом", то страсти были такими же, каждый нюанс был предельно важен, с каждым раундом становилось все напряженнее, было все больше и больше работы. Это касалось и анализа соперников, когда мы разбирали их по сериям. Соответственно, был важен и психологический момент: как удержать ребят в тонусе, настраивать их, разговаривать с ними.

— В последний день июня был традиционный чемпионский парад "Флориды". Что вам запомнилось на нем больше всего?

— Парад — это серьезное событие для города, фанатов. Перед его началом, как только мы поехали на 15 автобусах, пошел сильный-сильный ливень. Мы немного напряглись, но потом плюнули на все, были все мокрые и счастливые. И наверное, это сыграло свою роль, потому что никто не напрягался, сразу все расслабились, получили удовольствие.

— На параде российский вратарь команды Сергей Бобровский выступал перед болельщиками с российским флагом на плечах? Это получилось спонтанно?

— Болельщик на парад пришел с флагом и отдал его сразу Сергею. Ничего тут запланированного не было, как всегда и бывает. Фанаты сами обычно флаги дают.

— По традиции каждый член команды может взять Кубок Стэнли к себе на один день в межсезонье. Когда придет ваша очередь?

— Мне недавно пришло сообщение, что я должен выбрать этот день. Дали время до начала сезона и еще какой-то дополнительный день. Я бы с удовольствием взял бы его в Россию, но Гэри Беттмэн (комиссар НХЛ — прим. ТАСС) сказал, что пока, к сожалению, этого нельзя сделать. Жаль, так как я хотел кубок показать друзьям, родственникам, знакомым. Наверное, кубок будет у меня во Флориде.

— Ваш контракт с "Флоридой" еще продолжает действовать?​​​​​​

— Да, еще год. Сейчас разговаривали о том, чтобы продлить его. Руководство клуба выразило в этом заинтересованность. Плюс главный тренер сказал, что тоже очень хотел бы, чтобы я, как и весь наш тренерский коллектив в составе восьми человек, включая и его, остались в команде на несколько лет. Я готов продлить контракт, здесь хорошая организация, наша тренерская команда тоже супер, все устраивает. Была проделана хорошая работа за последние четыре года. Надо дальше двигаться, все настроены на работу, каждый знает, что нужно делать.

— В дни финала в интервью вы говорили, что расскажете, на какой психологический ход пошел главный тренер "Флориды" Пол Морис по ходу плей-офф после начавшихся поражений от "Эдмонтона". Что он делал тогда?

— Он очень грамотный психолог, не нагонял никакой паники, говорил игрокам расслабиться. И перед седьмой игрой он сказал им, чтобы они почувствовали свободу, freedom. Мол, расслабьтесь, покажите тот хоккей, в который вы играли большую часть сезона.

— Не было ли ощущения, что хоккеисты "Флориды" были зажаты после поражения в четвертом матче со счетом 1:8 ("Флорида" вела в серии до четырех побед, но уступила в четвертой игре и потом еще в двух встречах — прим. ТАСС)?

— То поражение 100% никак на команду не повлияло, на ужине после игры никакого напряжения не было, у всех было достаточно нормальное настроение. Хорошо сыграли три матча, надо было, конечно, забирать игру дома, чтобы не доводить до седьмой. В пятой игре мы почти сравняли счет, нельзя было пропускать в меньшинстве два поединка подряд, немного это нас подбило. Но еще раз говорю, что это финал, плохих команд в нем не бывает. Надо было продержать тот настрой и каждую секунду стараться играть без ошибок.

— Было ли ощущение, что "Эдмонтон" в ходе серии после трех матчей по игре удивил?

— Каких-то таких сюрпризов не было, все знали, что за игроки у соперника. Знали, что Коннор Макдэвид, немного молчавший первые матчи, обязательно вернется. Он и вернулся в четвертой и пятой играх, набрав восемь очков за две игры. Все было знакомо, читаемо, мы играли с ними два матча в сезоне и оба выиграли. Нужно было немного грамотно сыграть с Макдэвидом, позиционно плотно. И в принципе, первые три матча и седьмой мы сыграли против него правильно на 100%, но было тяжело. Для меня это лучший игрок в плане того, что в любой ситуации он играет без всякой паники. И неважно, какой счет, 0:3 или что, еще какая-то критическая ситуация. Он не думает об этом, продолжает играть. При счете 0:3 он еще добавил, потянул ребят, и для меня этот момент важен. Он еще раз показал, что является лучшим игроком НХЛ на данный момент.

— Помните ли вы подробно, как проводили время в тот день до начала заключительной игры сезона?

— За день до матча мы провели тренировку, и мне кажется, она была лучшей во всем сезоне. Все было настолько позитивно, быстро, на сумасшедших скоростях. И я тогда понимал, что мы по-любому выиграем. Ребята ни в чем не унывали, на лицах были улыбки, в глазах было видно, что все готовы. Мы даже обсудили с тренерами, какой это был заряд.

— Как бы вы охарактеризовали то, как вел себя в тот момент Бобровский? Был ли он общителен или погружен в себя?

— Ничего не поменялось. Он как был раньше общительный, так и так же настраивался, был, как говорится, fun, улыбался, шутил после тренировок, как и все. В этом плане у него не было никакого напряжения, оно вообще отсутствовало. Тренировка была как обычная, очень хорошая, какой она обычно бывает в середине сезона. Хотя, если вдуматься, это был самый важный матч для всех игроков стопроцентно. Потому что, может быть, такое уже для них не повторится.

— Насколько сильно Бобровский переживал после поражения со счетом 1:8, особенно когда его заменили после пяти пропущенных голов?

— Нисколько он не переживал. Как я уже сказал, мы на ужине после того матча все шутили, общались. Никакого намека в настроении, присутствия мыслей о проигрыше не было. Все было достаточно хорошо, и все понимали, что ничего страшного, что мы проиграли. Там неважно, крупный счет или не крупный.

— Как оцените игру защитника Дмитрия Куликова, вернувшегося во "Флориду" два года назад? В седьмом матче именно он начал атаку, приведшую к победному голу.​​​​​​

— Этот сезон был лучшим в его карьере и жизни, и так он провел весь плей-офф. Наверное, тот пас стал пока самым важным в его карьере.

— Что можете сказать об участии российского форварда Владимира Тарасенко в становлении чемпионской команды? Насколько жалко, что его не будет во "Флориде" в следующем сезоне?

— Вы сами видели, как он сыграл в плей-офф. Все понимали, какой это игрок, какой у него опыт, что он уже выигрывал. Мы много общались с ним по разным игровым ситуациям, разбирали их, принимали какие-то решения, находили что-то новое. Очень много было такого правильного, идей, каких-то мыслей, поэтому он хорошо влился в команду и хорошо отыграл. Естественно, его отсутствие может повлиять на игру команды, но я знаю, что мы подписали на днях несколько неплохих ребят. Думаю, менеджмент клуба найдет хорошее решение в плане селекции.

— Телезрители могли видеть, как эмоционально после второго подряд поражения "Флориды" в финале на неудачный результат отреагировал генеральный менеджер "Флориды" Билл Зито, швырнув бутылку об стену. Перенес ли он те эмоции потом на раздевалку?

— Нет. Билл всегда спускается к нам в тренерскую после игры. Я видел то видео, но когда он спустился, я не заметил ничего необычного, мы также разбирали игру, общались. Такого выплеска эмоций не было.

— Уже известен календарь регулярного сезона-2024/2025 НХЛ. Как считаете, не исчерпан ли во "Флориде" этот чемпионский ресурс с прошлого года?

— Чемпионский ресурс никогда не исчерпывается. У нас вся та же команда. Думаю, у нас есть в следующем году шансы тоже выиграть сезон.

— Есть ощущение, что НХЛ может продавить решение разрешить российским игрокам лиги выступить на Олимпиаде 2026 года, учитывая, что на предстоящих летних Играх Международный олимпийский комитет уже допустил российских теннисистов. В таком случае есть ли у вас мечта возглавить нашу команду или войти в ее тренерский штаб? Кого вы считаете оптимальным в качестве главного тренера сборной?

— Я бы очень хотел, чтобы сборная России приняла участие в Олимпиаде. Это очень важно для болельщиков, для олимпийского турнира, потому что он без россиян не так полноценен. Естественно, есть мечта помочь команде, войти в ее тренерский штаб. Я уже больше 10 лет в НХЛ и думаю, что отлично знаю 99% игроков, выступающих в лиге, постоянно их разбираем, и уже сколько лет работаю только над этим. Есть определенный опыт с хорошими тренерами в лиге — те же Морис, Дэн Байлсма. Если меня позовут и я буду нужен, то однозначно готов помочь игрокам и тренерскому штабу, чтобы выиграть медали.

Что касается тренерского штаба сборной, думаю, в большинстве своем он должен состоять из людей, работающих в НХЛ. Потому что когда ты трудишься в лиге, то понимаешь эту систему, кто у соперников будет главным тренером, что они любят делать, какой стиль игры тренеры привнесут своим хоккеистам. Ты знаешь этих игроков, что они любят, какие у них слабые и сильные стороны, как против них играть. Это приходит не сейчас, а с годами, так как ты смотришь на них каждый день, как они играют, видишь, что у них получается, как против них играть.

Необязательно главный тренер команды должен быть назначен из НХЛ, но его помощники должны быть из лиги. Очень много специалистов из России сейчас работает в НХЛ, и думаю, что тренерский штаб должен быть немаленьким, так как каждый привнесет свою мысль, идеи, знания. И тем самым мы можем получить преимущества над соперниками. 

Теги:
НХЛ