30 августа, 10:00
Интервью

"Конкурент телевидения — телевидение". Генпродюсер НТВ о премьерах, ИИ и переезде канала

Тимур Вайнштейн. Сергей Фадеичев/ ТАСС
Тимур Вайнштейн
В наступающем телесезоне НТВ запускает детское шоу, снимает сериал с создателями "Слова пацана" и готовится пригласить свою аудиторию на новогоднее новоселье. Подробнее о том, как каналу привлечь внимание женщин, используют ли на телевидении искусственный интеллект и почему по-настоящему популярные проекты появляются только раз в 10 лет, ТАСС поговорил с генеральным продюсером НТВ Тимуром Вайнштейном

— Чем НТВ планирует удивлять зрителя в новом сезоне? Возможно, появятся какие-то новые форматы?

— Наш телесезон традиционно состоит из двух составляющих. Это проверенные временем франшизы и проекты, которые выйдут в эфир впервые. При этом хочу отметить, что у НТВ такое количество франшиз — это касается и сериалов, и программ, и шоу, — что, в общем-то, у нас в сетке остается не так много места для новых проектов. Тем более учитывая, например, что за один сезон может выйти всего четыре шоу. Поэтому я всегда говорю: много новых шоу пусть снимают те, у которых старые не работают.

В этом сезоне мы запустили один новый проект для всей семьи под названием "Чудо", премьера которого состоялась 17 августа. Я давно хотел сделать шоу про детей, про их таланты — и вот оно, наконец, получилось. Там нет ни судей, ни оценок — дети просто приходят, общаются с ведущим, показывают свои таланты, а приглашенные звезды их поддерживают. Здесь, конечно, очень много зависит от ведущего. И как нам кажется, мы сделали очень правильный выбор. Ведущим этой программы стал Арсений Попов, звезда шоу "Импровизация". У него есть несколько удивительно правильных качеств. Во-первых, он на равных общается с детьми, а во-вторых, умение импровизировать помогает ему решить любую ситуацию, которая может внезапно возникнуть на сцене.

 Какого возраста дети принимают в нем участие?

— От трех до 12 лет. У каждого из них, кстати, есть возможность обратиться к стране с экрана — это важный элемент, которого нет ни в одном другом шоу. Для этого мы поставили на сцене большой стул, на который дети могут встать или сесть после выступления и записать видеообращение к стране. После мы проведем народное голосование и выберем лучшее, которое выйдет в эфире НТВ прямо перед обращением президента России Владимира Владимировича Путина 31 декабря. Это будет главное новогоднее чудо.

— Что касается франшиз — какие из них получат продолжение?

— В этом телесезоне продолжение получит шоу "Ты супер!", в восьмом сезоне, который стартует уже в это воскресенье, примут участие 50 ребят из более чем 20 регионов России, а также из Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.

Также в ноябре-декабре мы выпустим третий сезон высокотехнологичного "Шоу Аватар" и пятый сезон "Суперстар!", в следующем году покажем второй сезон шоу "Звезды". У последнего, кстати, выйдет и большой новогодний спецвыпуск. Ну и конечно, "Маска" — в феврале выйдет шестой сезон шоу, уже идут переговоры со звездами.

— Поговорим немного о "Маске". Пять сезонов позади, впереди — шестой. Кажется, что мы уже всех артистов видели в шоу. Как решаете проблему с поиском новых участников, которые еще не скрывались под маской?

— Поток желающих принять участие в шоу вообще не спадает. Даже зачастую у тех, кто изначально говорил, что такое шоу им не подходит по формату, появляется желание попробовать себя.

А нам и правда становится сложнее. Проблема в том, что, с одной стороны, мы говорим, что у нас есть право приглашать участников еще раз, но с другой — мы понимаем, что повторно пригласить можем совсем небольшое количество звезд. При этом в головах у жюри сокращается список артистов, которые могут стать потенциальными участниками "Маски", поэтому им уже легче угадывать. Для того чтобы усложнить им задачу, в новом сезоне мы меняем принцип работы самих участников — перед ними встает необходимость искать новые вокальные оттенки, чтобы звучать максимально неузнаваемо.

— Ранее вы рассказывали, что прообраз шоу "Маска" вас зацепил, когда подобное шоу выходило в Корее.

— "Маска" — это как раз российская версия корейского формата Mask Singer, права на адаптацию этого шоу мы покупали именно у них. Но, поверьте, если вы увидите корейскую "Маску", вы удивитесь, насколько сильно она отличается от нашей.

— Есть ли уже какие-то новые зарубежные форматы, которые также зацепили ваше внимание?

— Дело в том, что такие форматы, как "Маска", "Голос", "Один в один", — это бесспорные блокбастеры, которые почти во всех странах мира становятся хитами. Они появляются в лучшем случае раз в 10 лет. Это те шоу, которые гарантированно дают тебе результат.

И это нормально, для нового тренда нужно время. Его надо почувствовать, понять, чего именно в этот момент хотят зрители. С сериалами то же самое. Большие сериалы никогда не появлялись каждый год по пять проектов. Например, в прошлом году вышел сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте", и таких же по масштабу популярности проектов, я думаю, еще лет 10 точно ждать не стоит. Второго сезона сериала в нашем новом телесезоне не будет, могу сказать точно.

— Опираясь на опыт канала, как вы считаете, сейчас важно делать упор на поражающие воображение технологии или все же на сутевую составляющую в новых шоу? Что вызывает больший отклик у зрителя?

— Одно другому не мешает. Но абсолютно точно могу сказать — без новых ярких идей с одними технологиями хит не сделать. Поэтому, как по мне, идея, драматургия шоу все равно важнее. А дальше ты должен это все дополнить технологиями. Но есть такие проекты, как, например, "Шоу Аватар", где без технологий идея невозможна. Тогда это, конечно же, компиляция всего. Этот формат можно было придумать много лет назад, но это было бы бессмысленно без тех технологий, которые у нас есть сегодня. Идея запустить подобный проект у нас была действительно давно, но мы понимали, что пока надо подождать.

— Есть ли уже примеры шоу, созданных при помощи именно отечественных технологий?

— Например, "Шоу Аватар" мы снимали при помощи отечественных технологий. Кроме того, мы проводим совершенно уникальные съемки в формате 360°: несколько лет назад мы провели трансляцию парада Победы в формате панорамного видео, VR-технологии для новостей и "Центрального телевидения" тоже отечественные. Российские технологии сегодня очень активно развиваются, и этот процесс будет только набирать обороты. Особенно учитывая санкционное давление.

— Как бы вы могли оценить "импортозамещенность" в этой сфере?

— Могу однозначно сказать, что движение к полной "импортозамещенности" идет, и идет очень активно. Если говорить про НТВ, то в нашем новом технопарке будет работать большое количество российских технологий, особенно критически важных.

— Используете ли вы ИИ в работе? Не планируете ли вводить, например, ведущих, сгенерированных ИИ?

— На мой взгляд, искусственный интеллект пока все же именно искусственный. Толку от него в креативном плане пока мало. Кто-то говорит, что он может писать сценарии, может снимать. Нет, пока не может. Я читал сценарий, написанный искусственным интеллектом, — большего бреда я пока в своей жизни не видел. При этом сегодня, например, активно развивается история с дипфейками. Есть у нее, конечно, и опасные стороны, но перспектива развития на телевидении очевидна. При этом я уверен — заменить кого-то в нашей профессии, где творческий подход является первичным, искусственным интеллектом мы точно не сможем.

А вот в техническом плане искусственный интеллект мы активно применяем. Например, провели ремастеринг всех сезонов "Мухтара", который был снят 20 лет назад. Конечно, сегодня качество серий, снятых в нулевые, не соответствует современным стандартам и не очень подходит для зрительского восприятия. Поэтому мы при помощи искусственного интеллекта отреставрировали около тысячи часов эфирного времени и начали показывать сериал в HD-качестве в формате 16:9 и с более качественным звуком. И вот с точки зрения технологий история с ИИ, конечно, начинает работать и творить чудеса.

— Вы упомянули, что новейшие технологии используете в том числе и при подготовке информационных программ. Как в целом обстоят дела с новостным вещанием на канале — вернулся ли зрительский интерес к развлекательным шоу, или новости все еще смотрят активно?

— Интерес к новостным программам вырос в 2022 году и сейчас сохраняется примерно на том же уровне. В этом году, например, доля информационных программ выросла на 5% в аудитории 18+, а доля московских зрителей выросла на 7%.

Доверие к нашим лицам, которые новости до аудитории доносят, сейчас очень высокое. И поэтому зрители, если хотят получить проверенную информацию, идут на НТВ. Поток информации ведь сегодня, на самом деле, зашкаливает. При этом ее нужно верифицировать. Что для этого зрителю нужно сделать? Например, либо зайти на сайт ТАСС и увидеть, что раз там вышло, значит, это правда. Либо включить телеканал, которому он доверяет.

— Можно ли сказать, что НТВ — все еще именно мужской канал? За счет чего привлекаете на канал женскую часть аудитории?

— Это миф. У НТВ соотношение женской и мужской аудитории — 60% и 40% соответственно. Но с другой стороны, 40% мужчин — это, конечно, правда много, и мы гордимся этим показателем. Сейчас для нас также важно, что нас смотрят семьями: 65% составляет именно семейная аудитория.

Что касается женской аудитории, то она с большим удовольствием смотрит наши сериалы. Когда мы выбираем главного героя, то опираемся на один принцип: он должен стать для мужчин другом, а для женщин… хотя не буду до конца раскрывать секрет, скажу просто — и он должен нравиться женщинам.

— А кто главный конкурент телеканалов сейчас? Онлайн-кинотеатры?

— Конкурент телевидения — это само телевидение. Потому что телевидение — это не экран, висящий в каждой квартире на стене, телевидение — это контент. И сегодня наш контент выходит в разных средах, в том числе и в онлайн-кинотеатрах. Поэтому мы не конкурируем, а активно сотрудничаем с онлайн-кинотеатрами.

В этом телесезоне вышли, например, наши совместные проекты с PREMIER, "Иви", Wink, Start, Kion, "Кинопоиском". И некоторые из них уже стали франшизами, как, например, наши совместные с "Иви" исторические детективы "Страх на Невой" и "Горький 53", — они получили продолжения, которые будут называться "Страх над Москвой-рекой" и "Горький 54" соответственно. Также с Wink мы будем делать продолжение серила "ГДР" — оно получит название "Югославия".

Еще один проект мы делаем в том же составе, что и "Слово пацана": совместно с Wink и Start мы работаем над сериалом "Дети перемен" с Викторией Исаковой, Сергеем Гилевым, Александром Яценко, Тимофеем Трибунцевым и другими. Как и со "Словом пацана", телевизионная премьера "Детей перемен" состоится на НТВ весной следующего года.

— То есть вы положительно относитесь к мультиплатформенным проектам, которые выходят и на ТВ, и онлайн? За ними будущее?

— Онлайн-кинотеатры как в России, так и во всем мире давно поняли, что сложные проекты, где вам покажут то, чего нет на телевидении, — это все для очень узкой аудитории. Сейчас онлайн-кинотеатры во всем мире понимают, что для увеличения своей аудитории и роста бизнеса необходимо показывать проекты, которые выходят на телевидении, потому что они изначально делаются для массовой аудитории. Поэтому мультиплатформенные проекты для нас сегодня — это возможность объединять бюджеты, делать еще более масштабные проекты. А на просмотр контента не сильно влияет, вышел ли уже сериал на онлайн-платформе или выходит параллельно с эфиром на ТВ. Аудитории практически не пересекаются. 

— Как на НТВ, кстати, прошел показ сериала "Слово пацана", показатели совпали с ожиданиями?

— Мы показывали этот проект не в прайм-тайм, потому что у сериала возрастное ограничение 18+. И результат, честно говоря, действительно превзошел наши ожидания. Потому что казалось, что уже все посмотрели этот сериал на платформах. Кто его будет смотреть на ТВ? Как оказалось, смотрели, и смотрели очень хорошо. Например, в городах, где проживает менее 100 тыс. человек, доля составила 21,5% в 18+. То есть в малых городах, куда платформы еще не пришли широко, сериал смотрели именно на НТВ. В этом месяце НТВ вообще был лидером по сериалам в молодежной аудитории 14–44.

— Можно ли сказать, что сериалы по-прежнему визитная карточка НТВ? Или после успеха "Маски" и "Шоу Аватар" канал стал уже больше про шоу?

— У нас много визитных карточек, и одна из них — это, конечно, сериалы. Новый телесезон мы начинаем с нового сезона детектива "Тверская", также покажем продолжения таких сериалов, как "Невский", "Скорая помощь", "Первый отдел", "Балабол", "Хозяин", "Шеф", "Морские дьяволы".

Также планируем показать новые сериалы. Например, исторический детектив "Плевако" с Сергеем Безруковым — сериал расскажет про известного адвоката Федора Плевако, который выиграл 199 из 200 своих дел, и драму "Пальцы", которую я называю нашей версией фильма "Однажды в Америке", — про молодых ребят, которые в 90-е создали свою команду "единого кулака", и у каждого было прозвище в соответствии с названием пальца.

И еще один уникальный проект — новогодняя комедия "Папаши". Мы решили на Новый год сделать подарок всем нашим зрителям и объединить любимых персонажей из остросюжетных франшиз канала в одном проекте. Например, Кулыгина из "Скорой помощи", Балабина из "Балабола", Сотникова из "Лихача", Соболева из "Тверской", собаку Бима из одноименного сериала. Их объединение строится вокруг истории про 11-летнего мальчика из детского дома, который решил написать письма любимым персонажам из телевизора. В своем письме мальчик сообщил каждому из них, что именно он — его отец. В результате все они съезжаются в один город, и начинаются настоящие новогодние приключения.

— А ведь раньше зрители НТВ активно смотрели программы про маньяков, скандалы, интриги, расследования и так далее…

— Мне кажется, что мы давно и сильно отошли от такого "лица" нашего канала. Если раньше про НТВ говорили "скандалы, интриги, расследования", то сейчас говорят: "Вы знаете, кто скрывается под маской?" или "Когда выйдет новый сезон "Слова пацана"?". Вот какие-то такие вопросы сейчас задают, когда говорят про НТВ. Когда мы только пришли на канал, я понимал, что должно пройти время, чтобы образ канала у зрителей изменился. Так и получилось. 

Раньше, например, был большой список звезд, которых никогда не было на НТВ. Сейчас такого списка нет. Мы большой федеральный канал для каждой семьи и для всей страны.

Мы, кстати, не скрываем, что НТВ в будние дни и по выходным — это два совершенно разных канала. Например, с понедельника по пятницу мы делаем больше упор на сериалы и информационно-аналитические программы. А в субботу и воскресенье выходят более развлекательные программы. Поэтому мы не удивляемся, что тот зритель, который с нами по будням, может проявлять меньше интереса к каналу по выходным и наоборот. И для нас это нормально, так даже интереснее.

— НТВ должен переехать в новый телекомплекс уже в этом году. Эти планы в силе? Планируется ли это сделать торжественно, пригласить гостей?

— Да, переезд должен начаться в сентябре-октябре. Но нужно понимать, что весь процесс займет не меньше восьми месяцев, поэтому на торжественное открытие приглашать гостей пока рано.

Но в первую очередь мы пригласим на новоселье наших зрителей. На Новый год мы покажем шоу, которое назвали "Новогоднее новоселье НТВ". Оно будет сниматься в нашем новом здании и объединит ведущих и членов жюри всех наших популярных программ и шоу — "Маска", "Суперстар!", "Шоу Аватар". Например, Юлия Высоцкая будет готовить, Леонид Каневский будет бродить по зданию и кричать: "Люди, кто так строит!" Это будет настоящее новогоднее новоселье, которое продлится в эфире всю новогоднюю ночь. Всех приглашаем присоединиться!