9 сентября, 11:30
Интервью

Сопредседатель РИО: иностранных студентов после обучения в РФ не обманешь мифами о стране

Константин Могилевский . Сергей Булкин/ ТАСС
Константин Могилевский
Замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский — о том, как обеспечить защиту и сохранение историко-культурного наследия России

Сегодня Россия является не только страной — хранительницей огромного объема историко-культурного наследия разных этносов, но и защитницей традиционных ценностей. Государство активно участвует в формировании нового многополярного мира. О том, как в условиях нынешних политических реалий сохранить и приумножить свое наследие и какое место этот вопрос занимает в отечественных университетах, в преддверии X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур в интервью ТАСС рассказал сопредседатель Российского исторического общества (РИО), замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский.

— В рамках Х Санкт-Петербургского международного культурного форума вы курируете секцию "Право на наследие в многополярном мире". Каким образом наследие России воплощает вклад нашей цивилизации в развитие всего человечества?

— Размышляя о наследии, мы подразумеваем под ним всю совокупность духовных и материальных ценностей, созданных талантом, трудом и упорством наших предков. У разных стран различный объем наследия, поскольку он зависит и от протяженности их истории, и от многих других факторов. Нам в этом отношении повезло. Россия — самая большая и одна из самых древних стран мира, хранящая наследие разных этносов и культур. Это наследие — наше огромное достояние, не менее важное, чем природные богатства. Именно благодаря ему мы заявляем о себе как об одном из немногих государств-цивилизаций.

Добавлю, что наследие никогда не было для нас поводом почивать на лаврах. На протяжении всей истории оно, наоборот, служило драйвером развития, побуждало бороться за интеллектуальное, культурное и политическое лидерство. Частью нашего наследия являются и священная память о Великой Победе, и память о первом полете человека в космос, и многие другие исторические эпизоды всемирного значения. Огромную роль сегодня играет и русский язык — один из языков ООН, на котором говорят несколько сотен миллионов человек во всем мире. Думаю, что к культурному наследию России следует отнести и многовековую традицию отечественной государственности. Одним из ее воплощений служит по-имперски прекрасный Санкт-Петербург, где будет проходить наш форум. Эта реализованная задумка Петра I тоже представляет собой вклад нашей цивилизации в развитие всего человечества.

Сегодня Россия вновь, отчасти вынужденно, берет на себя бремя глобального лидерства, активно участвует в формировании нового, многополярного мира, обеспечивает защиту традиционных ценностей и классической культуры, противостоящей неолиберальному мейнстриму

К этому нас во многом тоже побуждает наше наследие, память о том, что именно с Россией неоднократно связывались надежды на восстановление стабильности и порядка в Европе. 

Серьезный запрос на диалог о современной роли наследия сегодня есть не только у нас. Принять участие в нашей секции выразили желание представители 14 стран. Среди них крупные общественные и государственные деятели, историки и археологи, писатели и издатели, руководители музеев и библиотек. Уверен, что предстоящий разговор выйдет полезным и интересным.

— Как, по вашему мнению, России обеспечить защиту своего историко-культурного наследия в условиях нынешних политических реалий, в том числе информационных войн? Какое место этот вопрос занимает в российских университетах?

— Лучшая защита в информационной войне — это нападение. Нам нужно активнее продвигать и популяризировать собственное наследие, знакомить с ним наших граждан, соотечественников и заинтересованных иностранцев, чтобы они самостоятельно убеждались бы в том, какие широкие возможности для саморазвития предоставляет российская культура, какую гордость ощущаешь от причастности к ней. 

Наши университеты играют в этой работе огромную роль. Достаточно обратить внимание на то, какое количество иностранных студентов сегодня делают выбор в пользу получения высшего образования в России. В прошлом году их было более 355 тыс., то есть фактически в четыре раза больше, чем в конце 1980-х в РСФСР. А к 2030 году нам предстоит принять до полумиллиона иностранных обучающихся. Так что отечественное высшее образование не просто не утратило позиции, но и наращивает свою привлекательность.

Приехав сюда за знаниями, большинство иностранных студентов напитываются здесь нашей культурой, после чего их уже не обманешь западными пропагандистскими мифами о России. И, возвратившись к себе на родину, сделав там успешную карьеру, они остаются друзьями нашей страны, укрепляют наши двусторонние отношения

Так что сегодня мы не просто отстаиваем собственное наследие, но и успешно помогаем тем, кто нуждается в нашей поддержке. За примерами тут далеко ходить не нужно. В последние годы в Пальмире команда археологов и реставраторов из Института истории материальной культуры РАН фактически полностью оцифровала разрушенный террористами ИГИЛ (прежнее название запрещенной в России террористической группировки "Исламское государство" — прим. ТАСС) центр античного города. Впереди — большие работы по материальному восстановлению этих памятников. Нет никаких сомнений в том, что и на этом этапе будет востребован опыт российских ученых.

— Вы ранее отмечали, что курс по истории России для студентов неисторических специальностей перегружен. Поэтому необходимо разработать программу историко-культурного минимума, куда войдут самые знаковые даты, события и факты, которые обязательно должен знать каждый студент. Какие предложения есть у министерства для того, чтобы курс по истории не был перегружен? 

— Обновленный курс "История России" для студентов неисторических специальностей играет огромную мировоззренческую роль. Осваивая его, каждый человек, получающий высшее образование, может обрести твердые знания о нашем общем прошлом и ощутить свою сопричастность к судьбе страны. Буквально на днях во все российские вузы поступил новый учебник по истории России для студентов неисторических специальностей. Над ним работал солидный авторский коллектив под руководством директора Института российской истории РАН Юрия Александровича Петрова. Уверен, что он будет полезен и востребован, будет способствовать получению необходимых знаний об истории нашей страны. Цель — не учебник, цель — знания.

При этом, не будучи оторванными от жизни, мы хорошо понимаем, что целиком этот учебник — а в нем больше 500 страниц — часть студентов из тех, кто не связывает свое профессиональное будущее с историей, не освоит. Надо, чтобы освоили хоть что-то, самое главное. Поэтому и родилась идея сформулировать определенный минимум, планку, достаточную для тройки. И уж этот минимум надо бы освоить всем студентам, чтобы получить диплом. В него, на мой взгляд, должны войти основные вехи истории отечественной государственности, ключевые имена, события и даты. Возможные подходы к этому минимуму будут обсуждаться на предстоящем Форуме преподавателей истории в Тюмени. Он состоится уже в начале октября. 

— На расширенном заседании Экспертного совета по развитию исторического образования обсуждалось в том числе, что сейчас идет процесс сокращения по всей стране изучения всеобщей истории в вузах. Так ли это? 

— Во-первых, ни история России, ни всеобщая история на неисторических специальностях в вузах как следует вообще не изучалась, хотя и была прописана в стандартах. Дело часто оборачивалось профанацией, говорю со всей ответственностью. Как можно за 72 часа, половина из которых отводится для самостоятельные работы, освоить и отечественную, и всеобщую историю? Ну бред же! Поэтому ни о каком сокращении говорить не корректно. 

Во-вторых, два года назад, когда мы начали проектировать обновление курса истории России для студентов неисторических специальностей, предполагалось дополнить рассказ о ключевых событиях нашего прошлого справочными сведениями об истории зарубежных стран. За счет этого, по задумке, студенты должны были получить более полное представление о вкладе России в развитие человечества. Однако практика показала, что модель работает плохо. Курс вышел перегруженным и до конца по-прежнему не осваивался. Поэтому и было принято решение об исключении дополнительных разделов по всеобщей истории. Вместо них решено разработать отдельный модуль по всеобщей истории для тех направлений подготовки, где без глубоких предметных знаний по всеобщей истории не обойтись. Например, будущих политологов, регионоведов или юристов-международников.

При этом замечу, что главные события отечественной истории все равно глубоко вплетены в ткань всемирной истории. Понять значение реформ Петра, Отечественной войны 1812 года или Великой Победы можно, лишь будучи знакомым с внешнеполитическим контекстом соответствующих эпох. Этот необходимый минимум сведений по всеобщей истории в рамках основного курса остался.

— В следующем году будет отмечаться 80-летие победы в Великой Отечественной войне. Будет ли рекомендовано вузам провести специальные мероприятия, посвященные Победе?

— Университеты и без наших рекомендаций активно ведут эту работу. Министерство помогает, координирует ее. Во всех вузах страны празднованию 80-летия Великой Победы будет уделено исключительное внимание. Встретим юбилей подготовленными, отметим его достойно.