30 сентября, 12:00
Интервью

Илья Середюк: введенные санкции не отразятся на работе угольных предприятий Кузбасса

Илья Середюк. Софья Сандурская/ ТАСС
Илья Середюк
Губернатор Кемеровской области — о недополученных доходах, строительстве межвузовского кампуса и промышленном туризме

Низкие мировые цены на уголь, высокие тарифы на перевозку и перевалку, а также санкции от недружественных стран являются серьезными вызовами для угольной промышленности, которая продолжает оставаться ключевой для Кузбасса. Однако мировая потребность в угле продолжает оставаться очень высокой, что открывает новые перспективы для угольных предприятий. Как с возникшими проблемами поможет справиться восстановление портов Мариуполя и на каком этапе находится строительство аэропорта в Шерегеше и межвузовского кампуса, рассказал в интервью ТАСС губернатор Кузбасса Илья Середюк

Падение доходов

 Одна из тем прошедшей Российской энергетической недели была посвящена угольной промышленности. Как сильно экономика региона зависит от добычи угля?

— Российская энергетическая неделя один из самых главных форумов для нашего региона, где мы можем обменяться мнениями, высказать проблемы, поискать с нашими коллегами и партнерами решения. Кузбасс — это топовый энергетический регион, мы добываем половину всего угля страны, по особо ценным коксующимся маркам — до 70%. Регион зависит от работы угледобывающих компаний и 40% собственных доходов бюджета формирует именно угольная отрасль. Только треть добываемого угля мы оставляем внутри страны для потребления теплоэнергетических, металлургических или химических предприятий, а две трети мы направляем на экспорт. Поэтому мы зависим от мировых цены на уголь и от того, какая логистика складывается в тот или иной период.

В последнее время в связи с недружественными действиями западных стран мы переориентировали основные рынки сбыта на Юго-Восточную Азию, Индию, Китай. И мы сдержаны только пропускной способностью железных дорог. По поручению президента РФ Владимира Путина мы увеличиваем объемы добычи, но делаем это ровно настолько, сколько мы можем отправить продукции в восточном направлении. В угольной отрасли непосредственно на предприятиях работает почти 100 тысяч человек, в смежных отраслях — в два, три раза больше. Также мы зависим от пошлин и тех тарифов, которые формируют РЖД для отправки наших грузов, от стоимости перевалки в морских портах. И на сегодняшний день мы испытываем достаточно большие сложности по объемам поставки.

За восемь месяцев этого года мы недополучили 33,7 млрд рублей доходов в региональный бюджет. Эти деньги должны были пойти на реализацию социальных программ. Прогноз на следующий год для нас также не совсем благоприятный, тем не менее мы с такими кризисами периодически сталкиваемся. До конца года потери составят не менее 60 млрд рублей. Цены на уголь упали порядка на 30%, поэтому многие предприятия в Кузбассе фактически работают на уровне нулевой рентабельности.

— За счет чего будет восполнен этот недополученный доход бюджета? Будете просить федеральную поддержку или собственный бюджет достаточно сбалансирован?

— До сих пор мы справлялись со всеми социальными обязательствами самостоятельно благодаря накопленным резервам, благодаря правильно расставленным приоритетам. В последующем, если ситуация будет развиваться неблагоприятно, то мы будем рассчитывать на помощь федерального центра.

Санкции и Мариуполь

 Вы упоминали про Восточный полигон, который достаточно перегружен. Есть ли альтернативные варианты отправки угля, например, через порты Мариуполя?

— Совместно с руководством Донецкой Народной Республики мы обсуждаем этот вопрос. Было предложено рассмотреть морской порт Мариуполя именно как перевалочную базу для кузбасских производителей угля. Но здесь надо понимать, что это зависит от тарифов на перевозку и стоимости перевалки. Сейчас эти вопросы находятся в проработке, но для нас это, действительно, может стать одним из альтернативных вариантов поставки угля. До конца года мы придем к определенному решению.

 Недавно, буквально 23 августа, были введены санкции на угольные компании Кузбасса. Как они повлияют на работу компаний, не станет ли это дополнительным ограничением в их работе?

— Введенные санкции, введенные эмбарго, конечно, усложнили ситуацию для всех наших производителей. Но наши угольщики постоянно ищут новые рынки сбыта. И несмотря на внешние ограничения, у нас появляются новые потребители. На сегодняшний день мы видим, что потребность на уголь очень высокая, и все то, что мы добываем, может быть реализовано на других рынках, где мы ведем переговоры. Поэтому в перспективе введенные санкции не скажутся на работе угольных компаний региона за счет выхода на новые рынки.

 Майнинг и рост расходов электроэнергии на него это история, которая постоянно возникает в другом сибирском регионе. В Кузбассе отмечается ли рост расходов на криптофермы?

— У нас, безусловно, есть майнинговые фермы, но это не так развито. Кузбасс обладает достаточно серьезным запасом генерирующих мощностей. В целом, установленная мощность электростанций в нашей энергосистеме составляет 5,5 млн ГВт. Есть даже определенные резервы, этим и пользуются криптофермы. Модернизация существующих ТЭЦ больше связана с выработкой тепла, потому что более 80% генерируемого тепла мы получаем от тепловых станций.

Золотодобыча и промышленный туризм

— Президент РФ Владимир Путин поручил правительству предусмотреть в федеральном бюджете финансирование программ изучения недр Дальнего Востока и Сибири, подготовленных в рамках федерального проекта "Геология. Зарождение легенды". Что может предложить Кузбасс?

— Мы тесно работаем с Роснедрами, и направления, которые были обозначены для Кузбасса, это работа по оценке золотоносности пластов. В проекте программы будут учтены вопросы по разведке именно этого вида ископаемого.

 Другие виды ископаемых будут учтены?

— Безусловно, уголь тоже нужно доразведывать, но с этим справляются компании, которые стремятся расширять объемы добычи. Вырабатывая существующие пласты, они должны перемещать свои мощности. Разведку по другим полезным ископаемым мы пока не предлагаем.

 Президент также поддержал идею о создании в России туристических маршрутов на заброшенные шахты. Прорабатываются ли такие варианты в Кузбассе?

— Заброшенная шахта, как и любая другая, высокоопасное подземное техногенное сооружение. Для обеспечения работ нужно вкладывать большие деньги в безопасность. Чтобы запустить в шахты туристов, нужны колоссальные деньги. Тем не менее Кузбасс занимается промышленным туризмом, мы занимаем первое место в стране именно по этому направлению. В том числе на угольные разрезы, где можно с меньшими трудозатратами обеспечить безопасность пребывания туристов. Что касается непосредственно шахт — у нас есть макеты в наших музеях. Здесь полностью представлена экспозиция и можно полностью погрузиться в жизнь на шахте.

Пятизвездочные отели и детокс-центр

 Курорт "Шерегеш" предлагает более безопасный вид туризма — горнолыжный. Какие итоги летнего туристического сезона в Кемеровской области в Шерегеше?

— Шерегеш прежде всего горнолыжный курорт. И перед нами был вызов — обеспечить работу курорта в летнее время. У нас есть успехи. В целом, Шерегеш вошел в топ-10 самых посещаемых курортов России, а в летний период он стал полноценным туристическим местом для проведения отдыха. По итогам летнего сезона 2024 года в Шерегеше, по предварительным данным, побывало около 315 тысяч человек.

Для привлечения людей в летнее время мы открываем объекты отдыха и релакса, пешеходные тропы и горные маршруты, проводим форумы, фестивали. Недавно завершился Всероссийский молодежный форум "Шерегеш" для студентов IT-специальностей, куда приехало более одной тысячи человек.

 Какие услуги в премиальном секторе может предложить курорт? Удалось ли договориться о возобновлении строительства компанией "Каскад" пятизвездочной гостиницы в Шерегеше?

— Недружественные действия западных стран привели к заморозке проекта. Тем не менее "Каскад" договаривается с другими известными партнерами для того, чтобы эта гостиница была построена. Но есть еще минимум два инвестора, которые работают на горе Зеленая, готовые построить пятизвездочные отели, с одной из них, компанией "СДС" мы подписали соглашение на Петербургском международном экономическом форуме. Строительство двух новых пятизвездочных гостиниц начнется в 2025 году. Также у нас есть план строительства первого в регионе детокс-центра во второй половине 2025 года. Обслуживание здесь будет на уровне лучших мировых практик.

 А что с аукционом на строительство дороги к аэропорту Шерегеша? Получится ли успеть построить дорогу к моменту ввода в эксплуатацию аэропорта?

— Для увеличения доступности Шерегеша для туристов очень важно построить аэропорт. Об этом мы договорились с инвесторами, которые выполняют проектную документацию на весь аэропорт. Подъездная дорога будет построена за счет регионального бюджета, общая стоимость более 8 млрд рублей. Мы ждем ответа от федерального центра, чтобы синхронизировать строительство дороги и взлетно-посадочной полосы (ВПП), то есть синхронизировать усилия инвесторов. Буквально в течение двух месяцев появится четкая ясность о сроках строительства ВПП. После этого мы в документации к строительству дороги четко и ясно укажем сроки, когда нам нужна будет дорога.

Межвузовский кампус и научные разработки

 Когда планируется начать строительство регионального межвузовского кампуса "Кузбасс" с филиалами в Кемерове и Новокузнецке? Получил ли проект федеральную поддержку? Какова стоимость проекта?

— Мы сформировали достаточно амбициозный план, включающий строительство межвузовского кампуса на севере и на юге Кузбасса. У нас есть вузы, на которые мы можем опереться. Общая стоимость проекта превышает 55 млрд рублей. Сюда включены создание новых учебных и мастерских помещений, общежитий.

Проект реализовываем поэтапно — сейчас разрабатывается проект на реновацию всех помещений на южной площадке в Новокузнецке, и на строительство здания для программы Сбербанка "Школа 21" в Кемерове. Также мы достигли предварительной договоренности с Министерством образования и науки РФ, что в случае определенного уровня софинансирования со стороны региона, эти проекты могут быть включены в федеральную программу.

 Получил ли регион субсидию на создание опытного образца очистного комбайна для добычи угля? И когда мы сможем этот образец увидеть?

— Кузбасс всегда был испытательным полигоном для западных стран, но сейчас нам важно создавать собственное производство горношахтного оборудования по программам импортозамещения. Очистной комбайн — один из самых высокотехнологичных комплексов, мы его проектируем в рамках программы научно-образовательного центра "Кузбасс-Донбасс". В ближайшие дни мы будем подавать заявку в правительство на одобрение проекта, получение субсидии на создание опытного образца.

После создания опытного образца можно будет говорить о массовом производстве, где будут задействованы многие регионы. Очистной комбайн — это высокотехнологичный комплекс. Например, подшипники производят в европейской части России, гидравлику можем делать мы, шестеренки — в Донецкой Народной Республике. Сборочное производство мы бы хотели делать в Кузбассе, а детали на различных машиностроительных предприятиях России.

 А вы уже определяли потребность в очистных комбайнах?

— Очень высока, ежегодно угольные предприятия региона приобретают не менее 30-ти таких комбайнов.

Специальная военная операция (СВО)

 С Донбассом у региона очень тесные связи, в частности, большая помощь оказывается Горловке. Что будет сделано по итогам этого года? Насколько город готов к зимнему сезону?

— Горловка к подаче тепла готова: восстановлены котельные, отремонтировано оборудование. Буквально в ближайшие дни начнется запуск тепла, это будет зависеть от погоды. Мы помогаем Горловке уже третий год, подготавливая инфраструктуру, которая не реконструировалась с советских времен. Все наши планы оттачиваем совместно с руководством Горловки и ДНР. Прежде всего, мы занимаемся восстановлением социальных объектов, магистральных сетей. Здесь работают наши врачи, строители. На эти цели мы ежегодно выделяем порядка 1,2 — 1,4 млрд рублей. На 2025 год запланировано также около 1,4 млрд рублей.

— Кузбасс славится своей юргинской бригадой, которая немало сделала на фронте. Нет ли планов как-то увековечить ее путь на Донбассе?

— Действительно, 74-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада из Юргинского округа знаменита как на фронте, так и среди жителей Кузбасса. Мы помогаем семьям всем необходимым. Для увековечивания мы создали отдельный проект с Юргинской телерадиокомпанией, командованием юргинской бригады и приступили к созданию фильма, посвященного боевому подвигу этого подразделения.

Второе направление — для увековечивания памяти военнослужащих, погибших в ходе специальной военной операции, разработана концепция памятника. Место для установки памятника будут определять военнослужащие и члены их семей, возможно в зоне спецоперации. В Юрге мы увековечиваем память, устанавливая мемориальные доски, создали аллею  "Героев славных имена" в сквере имени Георгия Басырова. У нас никто не забыт, память о каждом очень крепкая. И конечно же, у нас разработана концепция музейных экспозиций, посвященная участникам специальной военной операции из Кузбасса.