Тюменский государственный университет в 2025 году отметит юбилей — 95 лет. За это время вуз успел зарекомендовать себя как федеральную площадку в развитии новых подходов к высшему образованию: так, в ближайшее время в структуре ТюмГУ появится колледж искусственного интеллекта, креативного мышления и мастерства. Ректор университета Иван Романчук в интервью ТАСС рассказал, как университет внедряет ИИ в образовательный процесс и отвечает на технологические вызовы.
Новое пространство и интересное содержание
— Иван Сергеевич, заканчивается календарный год. Следующий будет для ТюмГУ юбилейным — университету исполнится 95 лет. Какими результатами вуз может уже похвастаться?
— Этот год нам запомнится по ряду значимых событий. Завершилось строительство нового учебного корпуса — крупнейшего вновь возведенного в Уральском федеральном округе. Его общая площадь составит более 33 тыс. кв. м. Начал работу Военный учебный центр. Появился колледж искусственного интеллекта, креативного мышления и мастерства. В этом году году ТюмГУ заявил о себе в качестве федеральной дискуссионной и апробационной площадки по внедрению ИИ в систему высшего образования.
— Почему новый корпус стал знаковой точкой отсчета нового этапа развития? Сегодня готовится к реализации еще один правительственный амбициозный проект Тюменского межвузовского кампуса.
— Причин тому несколько. Прежде всего новый корпус — это первое здание в нашей истории, специально построенное под задачи высшего образования. Он станет центром научно-образовательного кластера, развивающегося в историческом центре Тюмени. В корпусе будут принципиально иные условия работы и обучения. Он адаптирован под образовательные задачи студентов первого и второго курсов. В распоряжении обучающихся будут мультиформатные аудитории, концертный зал, информационные системы цифрового бронирования аудиторий и коворкингов, ряд умных кампусных систем. Кстати, в разработке концепции межвузовского кампуса мы также принимаем самое активное участие
— Чем новым еще, кроме инфраструктуры, университет привлекает студентов?
— Наши студенты уже оценили модель "2+2+2", которая предоставляет им возможность проектировать наполненность и направленность своего обучения. Студенты могут выбирать направление профессиональной подготовки после второго курса.
Обучение строится в формате двухуровневого бакалавриата, по вектору от общеобразовательных курсов к более узкой специализации. Первые два года — это образование в самом широком смысле, включая способности смотреть на мир сквозь призму нескольких дисциплин. Следующие два года — развитие профессиональных компетенций. Третий уровень — магистратура, которая может стать продолжением основной специализации или точкой повторной смены профиля обучения.
Важно, что студенты могут проектировать свою траекторию в рамках нескольких образовательных программ. Мы одними из первых идем в российском образовании по этому сложному пути.
Вызовы современных технологий
— Вуз неоднократно заявлял о себе как о центре изучения использования ИИ в высшем образовании. Вы одни из первых разрешили использовать ИИ для написания выпускных квалификационных работ. Какие итоги есть?
— Мы работаем с этой темой почти год: прошли путь от робкого эксперимента по внедрению разных форм ИИ в образовании до официального одобрения его использования в вузе. В нашем университете состоялся масштабный форум "Искусственный интеллект в высшем образовании" с участием ученых и руководителей российских университетов. По итогам работы был опубликован меморандум. Мы убедились, что генеративный ИИ скоро существенно изменит ландшафт высшего образования. И готовы к новым вызовам, связанным с этой технологией.
— Программа правительства "Приоритет 2030" концентрируется на вузовских технологиях, которые позволяют имплементировать их в конкретные индустриальные решения, в инжиниринговые процессы. Какие результаты вы представите в рамках программы по итогам года?
— Говоря о технологиях, отмечу, что в прошлом учебном году мы стабильно и уверенно заключали контракты с индустриальными партнерами. В частности, 2024 год запомнится нам как время масштабирования направления малотоннажной химии и наращивания объема заказа индустриального партнера компании "Сибур". Наши ученые заканчивают работу над составом для аэрозольных и воздушно-эмульсионных огнетушителей. Область их применения широка: от ликвидации бытовых возгораний до автомобильных аварий. Работы ведутся по заказу компании "Орион", которая специализируется на создании инновационных противопожарных средств.
Мы активно встраиваемся в совместную работу с индустрией по оценке возможностей микрочипов для исследований в области химических методов увеличения нефтеотдачи. Запросы у индустрии есть. Мы работаем не только точечно, но и выходим на разные площадки, где компании размещают вызовы. Кстати, в университете есть собственный центр компьютерного инжиниринга, который в принципе заточен на решение прикладных задач индустрии. В этом году мы вышли на тендерные площадки.
Благодаря Центру трансфера технологий в ближайшее время начнется реализация еще ряда проектов. Подчеркну, ТюмГУ усиливает свои позиции в российских и международных рейтингах, а в них в обязательном порядке проводится анализ вуза и по науке, и по образованию, и по качеству кампусной политики, и по технологическим наработкам. Мы уверенно смотрим в будущее, активно ищем и находим свое место в жизни региона и страны.
Новые структурные единицы
— Университет открывает новую учебную структуру СПО, что значит этот проект для вуза?
— У нас есть опыт среднего профессионального образования в филиалах, поэтому в этой области будем действовать не как новички, а учитывая имеющийся опыт. Зная о дефиците кадров в реальном секторе экономики, понимаем, что нужно учить профессиональным навыкам по-новому: быстро и конкретно. В колледже искусственного интеллекта, креативного мышления и мастерства мы планируем создать новый уровень партнерских отношений с работодателями. Вся аналитическая работа уже завершена, сейчас формируется портфель образовательных программ.
— ТюмГУ открыл новый Военный учебный центр. Он выполняет задачи по патриотическому воспитанию в вузе?
— Конечно. И первый год его работы считаю успешным. В Военном учебном центре не только идет подготовка по соответствующим специальностям, программам подготовки сержантов и солдат запаса. Здесь решаются задачи по военно-профессиональной ориентации и воспитательной работе с обучающимися. За год работы у этой структуры уже есть достижения. Например, команда ВУЦ достойно выступила на межвузовской военно-инженерной универсиаде и вошла в пятерку лидеров.