27 ноября 2024, 13:00
Интервью

Генсек ОДКБ: организация изучит опыт применения Россией "Орешника"

Генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов
Генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов в интервью ТАСС рассказал о повестке саммита организации в Астане, изучении опыта применения Россией ракетного комплекса "Орешник", а также о возможностях для будущего диалога с администрацией избранного президента США Дональда Трампа

— 28 ноября в Астане состоится сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Какие у вас ожидания от предстоящего саммита? Какие документы планируется принять?

— За период с последней встречи руководителей государств — членов ОДКБ накопилось много вопросов, нуждающихся в подробном обсуждении. Прежде всего, предусмотрен обмен мнениями о военно-политической обстановке в регионах коллективной безопасности и на их рубежах. Лидеры наших стран дадут оценки итогам совместной работы за истекший период и наметят направления будущего сотрудничества.

Среди выносимых на рассмотрение Совета коллективной безопасности документов я бы особо выделил проект Целевой межгосударственной программы ОДКБ по укреплению таджикско-афганской границы. Как известно, на территории Афганистана сохраняются источники серьезных вызовов и угроз коллективной безопасности, и предлагаемый комплекс мер призван обеспечить государствам — членам ОДКБ значительно более высокий уровень защиты от них.

Отдельное внимание будет уделено вопросам подготовки к совместному празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Также планируется, что Киргизская Республика проинформирует о приоритетах своего председательства в организации в 2025 году.

— Планируется ли на заседании обсуждение ударов ракетами ATACMS по территории России? На ваш взгляд, может ли это стать основанием для оказания поддержки России со стороны союзников по ОДКБ?

— В той формулировке, которую вы приводите, отдельного вопроса в повестке заседания нет. Запланировано обсуждение ситуации в зоне ответственности ОДКБ и на ее рубежах, и оно охватит все три региона ответственности организации: восточноевропейский, кавказский, центральноазиатский. Безусловно, главы государств обсудят весь круг вопросов, связанных с обеспечением безопасности государств ОДКБ в современных условиях.

В рамках Договора о коллективной безопасности предоставление помощи, включая военную, происходит по просьбе, по запросу самого государства-участника. Как вы знаете, эта норма договора уже применялась на практике. На данный момент такого запроса от России не поступало.

— Будут ли в ОДКБ изучать опыт применения нового российского комплекса "Орешник" и что значит появление таких вооружений для безопасности региона?

— В ОДКБ изучают опыт применения, испытания, перспективы развития всех современных вооружений. Это неотъемлемая составляющая нашей работы. Также мы вместе анализируем международную ситуацию, в которой Россия оказалась вынуждена провести испытания новой ракетной системы. И возможные сценарии развития этой ситуации.

Было бы полезно, чтобы серьезный и ответственный анализ ситуации, и особенно анализ возможных последствий, провели и другие страны. Это важно для возвращения к мирным путям разрешения любых конфликтов, любых разногласий в мире.

— Сейчас контакты ОДКБ с Западом полностью заморожены. Как вы считаете, может ли приход администрации Дональда Трампа повлиять на разморозку отношений организации с США? Готовы ли в ОДКБ возобновить контакты?

— Когда политики, государственные деятели выступают за честный международный диалог, равноправное сотрудничество — это можно только приветствовать. Какую конкретно позицию займет будущая американская администрация — мы с вами увидим. По своей инициативе ОДКБ контактов не разрывала.

Отмечу, что есть площадки ООН, где полностью заблокировать тему ОДКБ невозможно. В июле текущего года в Совете Безопасности ООН по инициативе России обсуждалась роль ОДКБ, ШОС, СНГ в поддержании международного мира и безопасности. А совсем недавно, 18 ноября, Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о сотрудничестве между Организацией Объединенных Наций и Организацией Договора о коллективной безопасности. Конечно, позиция представителей стран НАТО при этом не была дружественной к ОДКБ. Тем не менее резолюция о сотрудничестве между ООН и ОДКБ была принята.

В целом же за позицией западных политиков, о которой вы говорите, за нежеланием вести диалог с ОДКБ стоит опасное непонимание того, что такое безопасность в современном мире и как ее возможно обеспечить.