2 декабря, 18:00
Интервью

Дмитрий Махонин: промышленники — наши надежные партнеры в развитии Пермского края

Дмитрий Махонин. Пресс-служба Администрации губернатора Пермского края
Дмитрий Махонин
Губернатор Пермского края рассказал в интервью ТАСС, почему предприятия инвестируют в благоустройство и образование, зачем власти берутся за смелые и амбициозные проекты и где находят средства на их реализацию

Правительство Прикамья улучшает качество жизни в территориях, заручившись поддержкой предприятий и внедряя новые подходы для решения задач.

Пермский край — один из ключевых промышленных центров страны. Здесь активно занимаются расселением аварийного жилья, привлечением кадров на предприятия и решением других вопросов, актуальных для многих регионов. При этом в Прикамье продолжают строить школы, больницы, а также другие, более масштабные инфраструктурные объекты. Губернатор Дмитрий Махонин рассказал ТАСС, почему предприятия инвестируют в благоустройство и образование, зачем власти берутся за смелые и амбициозные проекты и где находят средства на их реализацию.

 Пермь, Пермский край часто звучат в федеральной повестке. Только за последнее время с участием президента страны были торжественно открыты новая Пермская краевая инфекционная больница и спорткомплекс "Энергия". На завершающей стадии строительство здания Пермской художественной галереи. Эти и другие масштабные проекты получили финансовую поддержку со стороны федерального правительства. Как вам это удается?

— Экономика Пермского края устойчива. При этом у нас и амбиций очень много, есть большой потенциал развития региональной столицы и других территорий. Прикамье — опорный край державы. У нас успешно работают и развиваются оборонно-промышленные предприятия, двигателестроение, аэрокосмический, химический и нефтегазовый комплексы. Мы лидируем в производстве минеральных удобрений. Людям, которые работают в этих и других отраслях, нужна инфраструктура, чтобы они хотели оставаться жить и работать в Прикамье. Желательно, чтобы наши дети и молодежь тоже стремились к этому. Это наша главная задача. Поэтому нам необходимо развивать инфраструктуру, строить новое жилье, благоустраивать парки и скверы по всему краю, развивать транспортную систему, так как мобильность имеет большое значение для людей.

Конечно, как и другие регионы, мы получаем мощную поддержку правительства Российской Федерации в виде национальных проектов, участвуем в других федеральных проектах и программах, пользуемся льготными кредитами. Новым импульсом развития всего региона стала инфраструктурная программа "Пермь-300".  На этапе подготовки к юбилею мы определили для себя в каждой отрасли проекты-флагманы. Среди них были финансовоемкие, но очень нужные людям, региону. Поэтому мы выбрали стратегию: приступаем к этим проектам, рассчитываем на свои силы — средства краевого бюджета. И параллельно прорабатывали с профильными федеральными ведомствами вопрос софинансирования со стороны правительства РФ. Когда у тебя уже есть проект, находящийся на госэкспертизе, или полным ходом идут работы на стройплощадке объекта, это выглядит более убедительно, чем просто презентация идеи. В результате ряд наших проектов получили финансовую поддержку со стороны Федерации.

И благодаря этому мы смогли больше средств из краевого бюджета направлять в развитие территорий Пермского края. Только в 2023 году построили 11 школ и столько же крупных объектов здравоохранения в разных муниципалитетах. В этом году открыли новый учебный корпус Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова и уникальную Пермскую краевую специальную музыкальную школу — в них учатся ребята со всего Прикамья и других регионов. Сейчас активно идут работы по возведению уникального детского реабилитационного центра для детей с инвалидностью. Продолжаем возводить школы, поликлиники, модульные лыжные базы и стадионы. Приступили к строительству крытых ледовых катков в четырех муниципалитетах — в рамках регионального проекта "Комфортный край". Его мы создали, чтобы оборудовать остановки и освещение, а также асфальтировать тротуары и ремонтировать объекты водоснабжения в небольших населенных пунктах. Запустили проект "Медицинские кадры Прикамья" — с помощью выплат привлекли в территории порядка 500 врачей и фельдшеров. Реализуем региональные проекты "Тренер нашего двора", "Умею плавать!" и другие. Решение всех этих вопросов напрямую влияет на качество жизни людей.

 Один из самых крупных инфраструктурных проектов, которые сейчас реализуются в Пермском крае, — модернизация электротранспорта в региональной столице. Трехсторонний концессионный договор об обновлении подвижного состава и реконструкции трамвайной инфраструктуры был подписан в 2022 году. Результат оправдал ожидания? 

— Проект еще на стадии реализации. Не скрою, в нем есть определенные сложности — мы их обсуждаем с концессионером.  При этом уже заменили трамваи — 44 вагона поставлено досрочно. Сейчас у нас самый молодой трамвайный парк в стране (если не брать в расчет Москву, конечно). Да, город с помощью субсидии регионального бюджета ранее постепенно приобретал новые трамваи. Но чтобы провести такое масштабное обновление подвижного состава, могли потребоваться годы. Кроме того, продолжается модернизация инфраструктуры — уже переложено 15 км трамвайных путей из 35 запланированных.

В Перми трамвай — один из наиболее востребованных видов транспорта (после электричек). Современный трамвай — это практически беззвучный, быстрый и комфортный транспорт. Мы видим, как с поступлением новых вагонов растет пассажиропоток на трамвайных линиях. В прошлом году уже перепрыгнули цифру 30 млн пассажиров. Это очень серьезный показатель, достичь его мы планировали после завершения всего проекта. Конечно, мы нацелены на дальнейшее развитие электротранспорта. Ожидаем, что вместе с модернизацией инфраструктуры и другими мероприятиями скорость прохождения по маршрутам вырастет на 30%. Кроме того, благодаря концессии мы получили субсидию и приобрели 16 электробусов на маршрут, связывающий растущий микрорайон с центром города.

Концессия — это возможность прямо сейчас реализовать такие крупные проекты. Многое в первую очередь зависит от региона, от компетенций команды правительства, большое значение имеет ключевая ставка. Но без поддержки федерального бюджета, без участия института развития ВЭБ.РФ, без капитального гранта Федерации реализовать такие планы достаточно сложно.

Одновременно обновляем автобусы — только с 2020 по 2023 год заменили в крае более 1 200 единиц транспорта. В этом году уже поставлено свыше 120 автобусов и будут еще. Применяем современные технологии управления транспортными потоками, строим дороги. Комплексный подход позволяет Перми второй год подряд занимать лидирующую позицию среди городов России по качеству общественного транспорта в рейтинге Центра компетенций SIMETRA (в нем не учитываются Москва и Санкт-Петербург).

На этом не останавливаемся. Развиваем маршруты и инфраструктуру городских электричек. И даже на реке у нас теперь есть электротранспорт. В прошлую навигацию запустили первое электросудно как транспорт для перевозки пассажиров и для турмаршрута. Есть результаты и планы по расширению речного сообщения. На форуме "Транспортная неделя — 2024" они получили высокую оценку председателя правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина.

 В рейтинге Минэкономразвития РФ по итогам 2023 года вы входите в пятерку регионов — лидеров по развитию государственно-частного партнерства (ГЧП). Известно, что самые первые проекты были направлены на решение вопросов в коммунальной сфере. Почему вы продолжаете использовать ГЧП и где сейчас применяете этот механизм?

Приоритет регионального бюджета — это все-таки выполнение социальных обязательств: зарплаты работникам бюджетной сферы, различные меры поддержки населения. И мы понимаем, что прямо сейчас реализовать некоторые планы можно, только привлекая частные инвестиции. Сейчас у нас в реализации свыше 100 проектов государственно-частного партнерства, и более половины из них по-прежнему направлены на обновление коммунальной инфраструктуры, которая по всей стране за десятилетия пришла в ветхое состояние.

За последние два-три года мы расширили применение ГЧП на другие сферы. Например, в рамках концессии построили семь школ. Есть другие проекты в области образования, а также в спорте, здравоохранении. Сейчас строим современный онкоцентр на 550 коек стационара. Он станет одним из ведущих в стране, с оборудованием уровня федеральных учреждений онкологического профиля. И будет работать в системе ОМС. Это важный проект для региона, так как онкологические заболевания среди причин смерти в России занимают второе место. Завершение строительства планируется в 2026 году, затем будем готовиться к открытию. Без участия бизнеса нам было бы крайне сложно реализовать этот масштабный проект в такие сроки.

 На повышение качества жизни влияет активность властей в расселении аварийного жилья. Прикамье здесь в последние годы тоже находится на лидирующих позициях. Это потому что у вас таких домов было больше, чем в других регионах?

— Мы много расселяем, потому что выбрали такой подход к решению вопроса. Пермский край по числу фактически аварийных домов ничем не отличается от других регионов нашей климатической зоны. В 30-е, 40-е, 50-е и последующие годы их строилось очень много, в том числе для работников предприятий. Дома старели, в 90-е, в начале нулевых не было возможности ими заниматься, и этот фонд фактически изношенных домов накапливался. Затем, благодаря решениям президента России Владимира Путина и правительства Российской Федерации, была запущена программа расселения. Она беспрецедентная: не знаю случаев, чтобы где-то в другой стране тебе, собственнику квартиры, которая пришла в негодность, за счет государства предоставляли новое жилье. Это огромная поддержка для людей в улучшении качества их жизни. И большая ответственность в том, как решать этот вопрос. Можно было тихонько расселить дома, которые уже были признаны аварийными, и на этом остановиться. Пермский край выбрал иной путь. За последние пять лет интенсивно обследовали большое количество домов, чтобы они официально получали статус аварийных. Только в этом случае их можно включать в программу расселения. Это было осознанное решение: да, работы больше, но и людей, которые переедут в комфортное жилье, — тоже. На 1 января 2024 года в регионе площадь аварийного жилья составляет более 900 тыс. кв. м.

Второе, что повлияло на наши показатели, — мы стали одним из немногих регионов, кто не ограничился реализацией национального проекта, по которому расселялось аварийное жилье, признанное таковым до января 2017 года. Мы дополнили его своими, региональными мероприятиями. Это позволило ускорить темпы расселения и делать это комплексно. Региональный проект направлен на расселение объектов, признанных аварийными после января 2017 года, но расположенных рядом с аварийными домами, получившими статус по 2016 год включительно. Кроме того, в проект входит расселение из труднодоступных территорий края, а также в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций. Благодаря национальному и региональному проектам за пять лет, с 2019 по 2023 год, у нас переселено более 46 тыс. человек.

На следующий этап расселения, на 2025–2027 годы, в бюджете региона предусмотрели более 5 млрд рублей. Ждем дальнейших решений правительства Российской Федерации по утверждению нового национального проекта и финансированию на последующие годы. Кроме того, продолжим активно использовать механизм комплексного развития территорий (КРТ). В рамках него застройщики возводят новые дома, но прежде расселяя аварийные. Ну и конечно, продолжаем поддерживать строительство многоквартирных домов в небольших городах. Тех, в которых бизнесу пока не очень выгодно развивать жилищное строительство. Делаем это, чтобы было куда переселять. Только в этом году многоквартирные дома введены в девяти округах.

— Одно из последних решений правительства Пермского края — передача полномочий по строительству социальных объектов от администраций муниципалитетов на региональный уровень. С чем это связано?

— Это тактический ход, связанный с вопросом кадров. За пять лет объемы строительства соцобъектов в регионе выросли почти в два раза. При этом анализ показал, что в территориях не хватает квалифицированных специалистов. Например, в прошлом году почти 20% проектов муниципальных объектов получили отрицательные заключения госэкспертизы. Им потребовалась доработка, новые экспертизы, и, соответственно, сроки строительства были сдвинуты.

Например, в одном муниципалитете несколько лет назад решили строить детский сад на 55 мест. Он объективно нужен, но были допущены ошибки, пока их устраняли — выросли цены, потребовалась помощь краевого бюджета на достройку. В итоге там до сих пор тянется процедура приемки объекта. За это время под контролем Минстроя Прикамья мы построили и открыли в этом же населенном пункте школу на 825 мест.

Люди не должны ждать и страдать из-за чьей-то некомпетентности. Поэтому с 2025 года проектированием и контролем крупных строек будут заниматься специалисты регионального уровня. Это касается объектов образования, культуры и спорта стоимостью более 50 млн рублей. Кроме того, такой механизм применим к строительству и капремонту гидротехнических сооружений и местных дорог с софинансированием из федерального бюджета. Здесь тоже установлены планки: речь об объектах стоимостью выше 450 млн рублей, в Перми — более 1 млрд рублей.

 Вернемся к теме промышленности. Задача любого региона — развивать предприятия, помогать и поддерживать. Какие главные задачи вы как губернатор ставите себе в этом вопросе?  

— Промышленность не должна жить отдельно от всего региона. Мои коллеги и я прекрасно понимаем: чем больше рабочих мест, чем технологичнее эти рабочие места, чем выше маржинальность бизнеса, чем больше предприятия поставляют высокотехнологичной продукции, тем лучше будет экономическое здоровье Прикамья. Вспомним ситуацию с моногородами. Когда заводы закрывались, это была просто трагедия.

Но когда промышленность развита, когда она чувствует себя неплохо, ощущает поддержку, она становится помощником власти. Она вкладывается в социальную сферу, участвует в создании комфортной среды для жителей, для своих же работников. В рамках программы "Пермь-300" мы благоустроили и построили более 40 парков и скверов. И большинство этих проектов реализовано при участии частных денег, средств промышленных предприятий. Поэтому задача — помогать бизнесу решать все его проблемы. Например, я лично звоню в РЖД, прошу обеспечить вывоз продукции наших предприятий, если с этим возникают проблемы. Но это экстренные меры.

Важнее системная помощь: в поиске партнеров, в обеспечении рынков сбыта, в привлечении инвестиций в модернизацию, другие формы государственной поддержки.

Наш региональный Фонд развития промышленности входит в тройку лидеров в Российской Федерации.

Развиваем промышленную кооперацию — у нас в ней участвуют порядка 580 компаний, поставляя разработки, продукцию и услуги 47 отечественным и зарубежным холдингам.  Объем их заказов, размещенных на предприятиях Пермского края, достиг 140 млрд рублей ежегодно.

Активно продвигаем продукцию наших предприятий. За два-три года компании Прикамья перестроили логистические цепочки, а в сбыте переориентировались на другие рынки. Нашли новых партнеров в России, в экспорте сконцентрировались на странах, наиболее перспективных для расширения товарооборота. Сегодня это Индия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, а также Китай, Турция, Республика Беларусь.

У нас работает Пермский научно-образовательный центр мирового уровня "Рациональное недропользование" (НОЦ). То, чем он занимается, — это не наука ради науки: разработки наших ученых имеют прикладную направленность. Они создаются для решения конкретных задач промышленников и внедряются на производствах. Это одна из причин включения Пермского НОЦ в тройку лучших в стране по итогам 2023 года.

Все это дает результаты. Пермский край стабильно входит в топ-20 регионов России по объему ВРП. По итогам 2022 года он превысил 2 трлн рублей. За этим — налоговые поступления в бюджет, социальная стабильность сотрудников предприятий и их семей. Участие промышленников в подготовке кадров, в строительстве учебных корпусов и общежитий для колледжей и техникумов, в ремонте социальных объектов. Это более 300 профильных классов в наших школах, 10 учебно-производственных кластеров в рамках федерального проекта "Профессионалитет" и другие инициативы, которые реализуем вместе с предприятиями. Сегодня промышленники — наши надежные партнеры в развитии Пермского края. Мы работаем над тем, чтобы это сотрудничество развивалось во всех территориях.

 В Пермском крае недавно появилась налоговая льгота для организаций, которые передают имущество образовательным учреждениям. Вычет по налогу на прибыль снизит объемы поступлений в бюджет. Зачем вы его ввели?

— Может показаться, что это невыгодно, но на самом деле мы работаем на перспективу. Новая налоговая льгота — как раз еще один из механизмов поддержки компаний. Ей мы стимулируем предприятия инвестировать в будущие кадры, в свою стабильную работу. Благодаря этой налоговой льготе еще больше работодателей будут напрямую вкладывать средства в развитие школ, колледжей, техникумов и вузов, чтобы получать квалифицированных специалистов для своих производств.

В целом мы очень гибко и вдумчиво подходим к налоговым льготам, постоянно совершенствуем налоговую систему. Например, у нас наблюдался недостаток логистических мощностей. Мы ввели льготу по налогу на имущество для логистических комплексов площадью свыше 15 тыс. кв. м. Она распространяется на инициативы со статусом "приоритетный инвестиционный проект". В результате на сегодня в Прикамье на разных этапах реализации находятся 11 таких проектов в сфере логистики, от строительства небольших объектов формата "лайт индастриал" до крупных комплексов.

 Пермский край уже хорошо показал, как умеет удивлять, например, открыв выставку-форум "Оружие Победы", которая сейчас работает под названием "Мы защищаем свой родной дом". Приближается 80-летие Победы: планируются ли в Прикамье новые интересные проекты с участием предприятий?

— Новые проекты есть. Сейчас наши промышленники со Свердловской железной дорогой, Пермским НОЦ и региональным Минпромторгом формируют состав Поезда Победы "Молотов". В нем будет отображено, какой вклад молотовцы внесли в Победу в годы Великой Отечественной войны. С мая следующего года он будет курсировать по Пермскому краю, его городам и округам и знакомить прикамцев с историей Прикамья в тот период.

Кроме того, сейчас пермские дайверы поднимают со дна реки Сылвы элементы колесного парохода "Вера Фигнер". В годы Великой Отечественной войны на нем возили в Молотов раненых и эвакуированных из блокадного Ленинграда. В год юбилея Победы хотим установить монумент, в котором используем элементы парохода. Памятник будет символизировать связь жителей двух регионов и подвига наших дедов и прадедов.