23 декабря, 09:00
Интервью

Вице-президент МТС Белов: к 2027 году планируем полностью отказаться от 3G

Виктор Белов. Пресс-служба МТС
Виктор Белов
Виктор Белов — об отказе от технологий 3G и переходе на 5G

Вице-президент МТС по технике Виктор Белов в интервью ТАСС рассказал о запуске отечественных базовых станций на сетях компании, планах по их установке в следующем году, создании прообраза архитектуры для связи 5G и намерениях отказаться от технологии 3G.

— Как сейчас обстоят дела у МТС с запуском отечественных базовых станций производства компании "Иртея"? В какой срок планируется запустить их, в каких регионах?

— У нас все идет по плану. Мы устанавливаем базовые станции "Иртея" двух типов: в диапазонах 800 МГц и 1800 МГц. В этом году мы запускаем в эфир большинство из запланированных 200 площадок, часть из них уже обслуживает наших пользователей. Площадки будут функционировать в 37 регионах России — от Приморского края, Ямало-Ненецкого АО и регионов Сибири до европейской части страны и Южного федерального округа.​

Запуск такого количества локаций позволяет решить ряд важных задач. Во-первых, проверить работу базовых станций в реальных условиях эксплуатации на действующей сети в регионах, где климатические условия сильно различаются, и на площадках разных типов. Во-вторых, познакомить максимально широкий круг сотрудников МТС, включая специалистов по эксплуатации, с новым оборудованием.

Это даст разработчикам и нам как оператору связи бесценный опыт. Одно дело — тестировать оборудование по стандартным протоколам на бумаге, и совсем другое — на реальной сети, когда на каждой базовой станции оказываются настоящие пользователи с сотнями моделей телефонов и с различными пользовательскими сценариями.

— Вы согласны, что запуск оборудования "Иртеи" — это успешный ответ на западные санкции? Как вы справляетесь с этим внешним давлением, учитывая, что телекоммуникационное оборудование сейчас непросто приобрести?

— Здесь нет прямой причинно-следственной связи, хотя внешние факторы ускорили наше движение вперед. Еще до всей этой истории у нас был масштабный план по использованию собственных разработок. Это не было связано с импортозамещением или санкциями, а исходило из нашей веры в то, что мы можем делать определенные вещи лучше других и это даст нам сильное конкурентное преимущество.

Мы давно и активно сотрудничаем с российскими разработчиками. Начинали с российского ПО, так как телекоммуникационная сеть — это не только аппаратная часть и базовые станции, но и большое количество софта, которое управляет сетью

Потом настала очередь оборудования. Сегодня значительная часть нового оборудования на нашей транспортной сети в основном российского производства. Это оптические кабели и мультиплексоры, маршрутизаторы, радиорелейные линии. Недавно на всем Черноморском побережье Краснодарского края мы заменили старые маршрутизаторы на новые российские. Это часть крупного проекта по развитию транспортной сети во всем Южном федеральном округе, частично в Москве, на Северо-Западе и в нескольких других крупных регионах.

За 30 лет существования МТС мы научились справляться с проблемами различной сложности, решали их спокойно, без паники и последовательно. Мы давно принялись за развитие внутренних компетенций, еще в пандемию нам удалось создать значительный запас прочности сети, а с 2022 года принимали своевременные меры — расширяли и оптимизировали сеть, искали альтернативных поставщиков. Поэтому сейчас у нас не возникает серьезных проблем.

— Вы с 2019 года занимались продвижением концепции Open RAN (открытая сеть радиодоступа, которая разделяет функционал базовых станций на аппаратную и программную части — прим. ТАСС). Удалось ли воплотить этот стандарт в новых базовых станциях?

— С того момента наш подход трансформировался. Сначала мы планировали заниматься только ПО и использовать открытый стандарт Open RAN, чтобы повысить конкуренцию в "железе", улучшить функционал и эффективность работы сети. И это нам очень помогло, когда стало понятно, что нужно делать полностью российский продукт. Мы просто органически развили эту концепцию. Это, конечно, было бы невозможно без поддержки Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и [министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций] Максута Игоревича Шадаева в рамках дорожной карты "Современные и перспективные сети мобильной связи".

Новые базовые станции целиком построены с использованием Open RAN. Благодаря этому "Иртея" добилась впечатляющих результатов. Создан продукт, который больше похож на современную IT-инфраструктуру, а не на привычное "железо" телеком-оборудования. Это более универсальная платформа, управление которой больше напоминает подход интернет-компаний, нежели операторов связи. Это первое достижение разработчиков.

Второе достижение — возможность быстрой разработки и развития продукта. Опора на открытую архитектуру значительно упрощает распределение функционала между командами разработчиков, так как есть открытый стандарт, который разбивает работу на определенные модули, описывает, как они должны между собой взаимодействовать. В результате экономится огромное количество времени и ресурсов на разработку сложных решений.

Под Open RAN мы подготовили большую тестовую зону. Это целый город Куровское в Московской области. Здесь действующая сеть полностью перестроена, чтобы обеспечить полную виртуализацию радиосети. На десяти площадках находятся только радиомодули и антенны, и через оптические линии они подключены к вычислительным ресурсам в облаке, на серверах. Так, незаметно для пользователей этот далеко не самый маленький город с населением 20 тыс. человек перейдет на технологию Open RAN, полную клаудизацию радиоподсистемы и одновременно на российское оборудование и ПО.

— Можно сказать, что архитектура сети в Куровском будет являться прообразом архитектуры для 5G?

— Я бы сказал, что изначально архитектура Open RAN создавалась для 5G. Дело в том, что именно в 5G произошли значительные архитектурные изменения. Сети пятого поколения больше похожи на большое распределенное облако, чем на сеть радиодоступа, к которой мы привыкли со времен предыдущих технологий.

— То есть при действующей архитектуре Open RAN перейти на 5G будет гораздо проще?

— Это в любом случае будет непростой задачей. 5G ставит много новых вопросов, и большинство из них касаются регулирования и выделения частот, а не технологий. Но в целом чем раньше вы начинаете изучать что-то новое, тем легче и быстрее вы сможете это новое использовать на практике.

— Какие планы у МТС по установке российских базовых станций на следующий год?

— В этом году мы устанавливаем и запускаем базовые станции в основном в местах с низкой плотностью населения. Это позволяет сначала протестировать продукт под не очень большими нагрузками, что способствует его скорейшей доработке. Следующий шаг — более крупные населенные пункты.

В следующем году мы планируем установить базовые станции "Иртея" еще на тысяче площадок. Кроме диапазонов 800 МГц и 1800 МГц мы начнем использовать эти базовые станции в других диапазонах частот, необходимых для работы с более плотной концентрацией пользователей. В 2025 году планируем добавить диапазоны 2100 МГц и 2600 МГц с тем, чтобы абоненты получали в мобильной сети привычный качественный сервис.

— Операторы связи начинают отказываться от использования 3G. Как МТС подходит к этому вопросу?

— Кажется, пришло время полностью отказаться от этой технологии. Количество телефонов с поддержкой 3G-only на руках у абонентов стремительно сокращается, а перевод частот 2100 МГц из UMTS в LTE дает прирост скорости передачи данных примерно на четверть. В октябре мы полностью отключили сеть UMTS 2100 в первом крупном регионе — Санкт-Петербурге и Ленинградской области — даже раньше, чем планировали. Этот пилотный проект показал, что даже в таком густонаселенном регионе мы можем действовать быстрее, чем ожидали, и отключать сеть старого стандарта незаметно для абонентов.

Поэтому этой осенью мы запустили пилоты по высвобождению частот 3G еще в 19 регионах, а на 2025 год у нас есть четкий план — отключить не менее 50% базовых станций 3G в различных регионах России. Цель — до конца 2027 года полностью отказаться от стандарта 3G по всей стране.