Михаил Алексеев: положительный эффект от интеграции будет сказываться еще долгие годы

Глава банка "Открытие" Михаил Алексеев рассказал, как происходила самая большая интеграция бизнеса на российском банковском рынке
Редакция сайта ТАСС
26 декабря 2024, 09:00

Михаил Алексеев

Банк "Открытие" (входит в список системно значимых кредитных организаций) в конце 2024 года завершит интеграцию своего бизнеса в ВТБ. После этого "Открытие" будет присоединен к БМ-банку (бывший "Банк Москвы"), а все его клиенты, за редким исключением, перейдут в ВТБ. Как происходила самая большая интеграция бизнеса на российском банковском рынке, в интервью ТАСС рассказал глава банка "Открытие" Михаил Алексеев.

— Михаил Юрьевич, с 1 января 2025 года банк "Открытие" будет присоединен к БМ-банку. Можно уже говорить о том, что интеграция с ВТБ состоялась? 

— Несмотря на то что до конца года еще остается несколько дней, можно с уверенностью говорить - интеграция "Открытия" и ВТБ состоялась, причем исключительно успешно. Подавляющее большинство клиентов перевели свои счета и свой бизнес в ВТБ. Коммерческая миграция прошла по плану, по самому наилучшему сценарию.

— Как происходил процесс перехода?

— Перевод бизнеса из одного банка в другой — незаметный для большинства людей, но на самом деле очень непростой процесс. В течение двух лет работа не прекращалась ни на один день. Необходимо было решить огромный комплекс вопросов, связанных с разработкой концепции и планов миграции, гармонизацией нормативных документов, созданием программного обеспечения, информированием клиентов, внутренней коммуникацией сотрудников. Поскольку у группы ВТБ накоплен большой опыт интеграции банковских активов, все прошло гладко, как говорится, "без сучка, без задоринки".

За всю историю российского банковского сектора столь масштабной интеграции двух крупнейших банков, входящих в десятку системообразующих, еще не случалось. Причем банки работали, не сбавляя оборотов, интегрировались, так сказать, на полном ходу. При этом и ВТБ, и "Открытие" получили прекрасные финансовые результаты. Это наше, как я считаю, очень большое достижение.

— Кого проще было переводить на другую платформу: физлиц или корпоративных клиентов?

— Это была нетривиальная задача и для одного сегмента бизнеса, и для другого. Корпоративных клиентов меньше, но продукты и услуги, которые им предоставляются, сложнее и разнообразнее, и тут были свои проблемы, которые приходилось решать.

Клиентов корпоративно-инвестиционного бизнеса начали переводить еще в первом квартале 2023 года, в каждом конкретном случае с ними нужно было проводить индивидуальные переговоры, обговаривать условия. Этот процесс уже завершен.

То же самое касается малого и среднего бизнеса, массовый перевод которого стартовал в октябре прошлого года с запуском "Бизнес платформы ВТБ". Перевод всех активных клиентов МСБ завершим до конца года.

В рознице своя специфика. Это несколько миллионов человек. Нужно было не просто их перевести, а получить с их стороны активное действие и согласие: клиент должен был сам захотеть совершить переход из "Открытия" в ВТБ. И важно было предложить не только удобный цифровой путь, но привлекательные продуктовые предложения от ВТБ для клиентов "Открытия".

Линейка продуктов у физических лиц попроще, однако у нас на обслуживании находилось несколько миллионов людей. Чтобы нашим клиентам из числа физических лиц было проще переходить в ВТБ, мы разработали уникальную, не имеющую аналогов на рынке технологию мобильной миграции, когда всего за пару минут, нажав несколько раз на условные кнопки в мобильных приложениях, можно было легко открыть счета в ВТБ, перевести на эти счета свои активы и закрыть счета в "Открытии".

Поэтому сложно сказать, где проще, где тяжелее было. И там, и там были свои нюансы.

— Были ли "молчуны"? Что с ними?

— Да, как и при любой интеграции. Но в этот раз их оказалось немного — как раз из-за выгодных условий, которые предложил ВТБ при миграции. Те, кто не откликнулся на наше предложение, с 1 января 2025 года переходят в БМ-банк — бывший "Банк Москвы". Все средства на их счетах сохраняются, просто клиенты "Открытия" становятся клиентами БМ-банка. Потом, когда БМ-банк присоединится к ВТБ, они тоже станут клиентами ВТБ. Воспользоваться своими деньгами клиенты смогут в любой момент, когда сочтут необходимым.

— То есть "молчуны" перейдут в БМ-банк, а те, кто согласился, — они в ВТБ?

— Да. И еще очень небольшая часть клиентов перешла в другие банки. Но все оказалось значительно лучше, чем было в наших самых оптимистичных расчетах. До конца текущего года в ВТБ перейдет бо́льшая часть всех активных клиентов "Открытия" — около 2,5 млн, и это практически 100% от всей планируемой к переводу клиентской базы. Также в ВТБ передан по цессии весь объем розничных кредитов — ипотека, автокредиты, кредиты наличными — 770 млрд рублей, и практически весь объем средств клиентов — 940 млрд рублей.

— Какой процент клиентов решили выбрать другой банк?

— Это единицы процентов.

— А во сколько обошлась банку интеграция в плане затрат?

— У нас был интеграционный бюджет. Мы его размер традиционно не раскрываем. Но можем сказать, что он был очень компактный, мы в него полностью вложились. Это не было дорогое мероприятие, поверьте мне. К тому же мы заработали, скажем так, очень прилично. Наша прибыль, сверхплановая, перекрывает все эти затраты, они составляют   незначительный процент общих от финансовых результатов. Предельно малый.

— Затраты были только на стороне "Открытия"?

— Затраты по интеграции несли на себе как группа ВТБ, так и банк "Открытие".

— С чем вы связываете решение некоторых сотрудников все-таки уйти из "Открытия"?

— Одной из важнейших задач проекта был перевод сотрудников между банками, и основная цель — максимально сохранить людей, особенно тех, кто работает с клиентами. Большинству сотрудников "Открытия" была предоставлена возможность перейти на работу в ВТБ, решение при этом принимал каждый самостоятельно. Сейчас можно сказать, что бо́льшая часть сотрудников "Открытия" уже перешла в ВТБ.

— И если дублировались какие-то функции?

— В каждом случае принималось отдельное решение на руке ВТБ, то есть руководством соответствующих направлений. У нас есть примеры, когда руководители наших территориальных подразделений в каких-то регионах становились во главе объединенного бизнеса.

— Было и переобучение сотрудников?

— Было и переобучение, и смена профиля деятельности,и смена структурных подразделений. Здесь вся палитра вариантов проявлялась.

— Что еще привнесло "Открытие" в группу ВТБ? Может быть, какой-то интересный опыт, новые технологии?

— Ключевые продукты, которыми пользовались клиенты "Открытия", были сохранены. При этом было важно, чтобы процесс интеграции "Открытия" и ВТБ привнес в группу лучшие практики и сервисы и сделал их доступными для всех клиентов группы. Безусловно, у нас были и интересные продукты, и определенные технологические решения. Но я считаю, что главный наш актив — это люди. Те, кто перешел в ВТБ, — это очень высококлассные специалисты, они с собой принесли и опыт, и экспертизу, и способность создавать новые продукты. Это долгоиграющая история, положительный синергетический эффект интеграции будет сказываться еще долгие годы.

— У "Открытия" в прошлом также был свой опыт по интеграции банков. Это как-то помогло?

— Безусловно. У нас много коллег, которые имеют бесценный опыт объединения банковских активов. Просто так, как говорится, "с холодного старта", не имея за плечами историй интеграций — причем не одной, а нескольких, — сложно достичь успеха в таком непростом деле. Это один из самых интеллектуально интересных проектов, с которыми я работал в своей жизни.

— На ваш взгляд, удалось ли менеджменту "Открытия" выполнить все задачи, которые перед ним ставил акционер?

— Нам удалось все поставленные перед нами задачи не только успешно выполнить в полном объеме, но и значительно перевыполнить. В таких случаях обычно говорят "результат превзошел все мыслимые ожидания". Мы перевели большую часть активных клиентов в ВТБ, одновременно сохраняя высокую степень эффективности бизнеса, обеспечили высокий уровень рентабельности. Это все равно что постоянно модернизировать самолет, который находится в полете, и при этом прибыть в пункт назначения комфортно для пассажиров и в срок. Самое главное, чтобы клиенты "Открытия" сохраняли это чувство легкости и выгоды даже после завершения нашего совместного "рейса". И я уверен, что ВТБ их не разочарует. А сам я безмерно счастлив достигнутыми нами совместными успехами и горжусь результатами работы замечательной команды профессионалов высочайшего уровня ВТБ и банка "Открытие".

Беседовала Мария Степанова