Скоростная магистраль, мост и ретротрамваи. Вице-губернатор Поляков — о планах Петербурга

Кирилл Поляков
— Расскажите, как развиваются транспортные проекты у нас в городе, помимо строительства ВСМ Петербург — Москва.
— Кроме магистрали скоростного движения, мы строим Большой Смоленский мост. Надеемся в этом году запустить движение по трамвайной линии Купчино — Шушары — Славянка.
В рамках городских программ по обновлению подвижного состава городского общественного транспорта в 2025 году планируем пополнить городские парки суммарно более чем на 210 единиц: трамваев, троллейбусов, электробусов, а также не менее 80 вагонов метро модели "Балтиец". У нас план в этом году завершить обновление по ретротрамваям в центральной части города и по основным маршрутам. С нашим питерским предприятием ПК ТС, которое производит для нас подвижной состав, в том числе "Витязь", "Богатырь", "Невский", мы прорабатываем вопрос создания пятисекционного трамвая для маршрутов, где большой пассажиропоток.
В рамках цифровизации планируем запустить новую систему оплаты проезда при помощи биометрии, а также мобильное приложение "Подорожник" для покупки всех видов проездных билетов, включая льготные.
В прошлом году мы испытали первое сделанное в Петербурге электрическое судно "Мойка 2.0". В целом у нас настрой идти в сторону экологичного транспорта. Мы все гуляем по центру города и видим проплывающие корабли, которые коптят и гремят двигателями внутреннего сгорания. Есть такая мечта, чтобы все корабли в наших каналах имели электрический привод. Это же и другой уровень комфорта в части туристических поездок.
В 2025 году планируем приступить к реализации реформы на водном транспорте, в рамках которой будет создана единая комфортная инфраструктура на реках и каналах для пассажиров.
В целях безопасности на водном транспорте в Северной столице будет проводиться мониторинг водного пространства. На мостах и набережных установим и запустим в эксплуатацию комплексы видеонаблюдения, которые будут работать так же, как система видеофиксации нарушений автомобилистов. Кроме того, всю городскую причальную инфраструктуру планируем оборудовать терминалами "вход-выход" для мониторинга и контроля пассажиропотока.
Ну и, конечно, продолжим работу над высокоскоростной железнодорожной магистралью Санкт-Петербург — Москва.
После реализации проекта ВСЖМ и снятия инфраструктурных ограничений мы сможем улучшить транспортную доступность Колпино путем запуска тактового движения пригородных электричек на данном участке.
— Какие у вас ожидания от 2025 года? Каким проектам будет дан старт в этом году?
— Наш прогноз на этот год и на пятилетку достаточно четкий. Ключевая задача — обеспечить темпы развития промышленности выше, чем среднероссийские.
Вторая, не менее важная задача — запустить ряд инновационных производств в особой экономической зоне "Санкт-Петербург". Надеемся, что Минэкономразвития нас поддержит в запуске пятой площадки ОЭЗ около метро "Дыбенко". Она будет находиться на бывшей территории технопарка, которая сейчас не сильно задействована. Там будет развиваться в первую очередь ИТ-направление.
В этом году начнем строительство научно-производственного центра, где смогут разместиться резиденты в сфере беспилотных авиационных систем. Новый центр создается с прицелом на разработку и производство тяжелых беспилотных аппаратов, которые будут обладать грузоподъемностью свыше 750 кг, такая задача поставлена президентом страны.
Новый центр развития беспилотных технологий будет расположен на площадке "Новоорловская" ОЭЗ. Его площадь составит 18 тыс. кв. м. Инвестиции в проект составят от 3 млрд рублей. Отмечу, что более трети, а по некоторым подсчетам, более 40% всех беспилотников в стране производится на различных предприятиях в Петербурге.
У нас несколько в этом году запусков и закладок предприятий по различным направлениям, в том числе в нашей прорывной отрасли — фармацевтике. Мы ожидаем открытие одной из площадок "Активного компонента", "Вертекс" создает новые мощности и т.д. В рамках инвестиционного проекта по запуску производства лопаток и комплектующих для двигателей "ОДК-Климов" ожидается начало проектирования производственно-конструкторского корпуса в ОЭЗ.
В планах открытие в этом году на площадке "Новоорловская" более 10 инновационных производственных объектов в высокотехнологичных отраслях промышленности. Например, "Техноком Авиа" запустит производство гибких и жестких трубопроводов. Они сегодня нужны для обслуживания всех типов летательных аппаратов.
Компания "Инстелрус" откроет инновационный учебный центр по разработке стекольных конструкций с экстремальным углом гнутья.
Пищевая промышленность получит новый научно-производственный комплекс по разработке и изготовлению комплексных пищевых добавок. Его обещает ввести в строй компания "НПО "Технологии".
Петербургский производитель лопаток для газотурбинных двигателей и установок ООО "Точка плавления" готовится запустить производство деталей для газотурбинных двигателей.
Высокотехнологичная компания "БР Инвест" запустит центр компетенций по производству и исследованию вариантов противокоррозионной обработки и сохранения внешнего вида листовых материалов из меди, латуни и нержавеющей стали, их композитов, а также деталей из этих металлов для интерьерных и экстерьерных решений. К концу года ожидается, что завод "Электроаппарат" построит завод по производству электротехнического оборудования.
Продолжается работа по наращиваю численности резидентов. На территорию особой экономической зоны в этом году планируется привлечь не менее 10 новых резидентов.
— Государственная поддержка имеет важное значение для приоритетных отраслей экономики. Какие меры поддержки бизнеса будут запущены в 2025 году? Какие программы были востребованы у компаний в 2024 году?
— Здесь стоит отметить, что в прошлом году в ситуации возросшей ключевой ставки особенно актуальны были программы льготного кредитования. Перед городом встала задача — обеспечить бизнес доступными кредитами.
В 2024 году в общей сложности свыше 32,5 млрд рублей привлекло бизнес-сообщество Петербурга благодаря программам гарантийной и микрофинансовой поддержки, которые реализуют Фонд содействия кредитованию и Фонд микрофинансирования.
Абсолютной победой считаю то, что повышение ключевой ставки не затронуло программы льготных займов: суммы до 5 млн рублей представители МСП активно получали под 1–5%. В общей сложности предпринимателям выдано 842 займа на общую сумму 1,8 млрд рублей.
В связи с перезапуском петербургского автопрома была разработана и запущена программа "Автотранспорт и спецтехника для бизнеса". Мера поддержки позволила предпринимателям получить займы до 5 млн рублей под 5% годовых на приобретение автомобилей и спецтехники ведущих городских предприятий. Это альтернатива лизингу, который сейчас очень дорогой. Это касается в первую очередь таксомотора и любых других представителей малого и среднего бизнеса. Наши автомобильные заводы получают в лице наших предпринимателей своего заказчика.
Кроме того, мы выстроили эффективную коммуникацию между МСП и крупными коммерческими и государственными заказчиками. Так, через Биржу поставщиков петербургские предприниматели заключили в 2024 году контракты на сумму более 3 млрд рублей.
Продолжим и в этом году вести работу по поддержке предприятий путем предоставления субсидий — лизинг, кадры, энергоэффективность, аренда жилья.
В 2025 году рассчитываем довести до наших промышленных предприятий порядка 860 млн рублей в виде субсидий.
Лимит субсидий на возмещение части затрат организаций, связанных с уплатой лизинговых платежей за приобретаемое технологическое оборудование, составляет 450 млн рублей.
Сохраняются объемы финансирования на уровне прошлого года по субсидиям на повышение энергоэффективности предприятий — 21 млн рублей, а также возмещение затрат на переподготовку кадров — 50 млн рублей.
Общий объем субсидий на аренду жилья для иногородних сотрудников крупных и средних предприятий ОПК в этом году составит 240 млн рублей.
С этого года начнем возмещать затраты на внедрение роботизированных систем и комплексов. На эту программу заложено 100 млн рублей.
Внедрение программы поможет петербургскому бизнесу решить проблемы, связанные с низкой производительностью труда, высокими энергозатратами и себестоимостью выпуска продукции. Также мера поспособствует своевременной модернизации оборудования и сокращению кадрового дефицита на промышленных предприятиях города.
Через Фонд развития промышленности планируем довести не менее 3 млрд рублей до наших промышленных предприятий.



