Глава "Соллерс": мы конкурентоспособны против любого прямого импорта китайских авто

Николай Соболев
Продажи новых автомобилей в РФ в феврале текущего года (за исключением февраля 2023 года) достигли рекордно низкого показателя за последние десять лет, а количество проданных "легковушек" в первом квартале снизилось на четверть. О том, как сейчас чувствует себя российский авторынок, чего ждать в текущем году, о планах компании и предстоящих новинках рассказал в интервью ТАСС генеральный директор группы "Соллерс" Николай Соболев.
— Николай Александрович, рынок автомобилей в начале 2025 года показал заметное снижение. Как оцениваете его состояние на данный момент?
— Очевидно, что сейчас авторынок находится в очень тяжелом положении. По нашим оценкам, восстановление спроса в ближайшей перспективе маловероятно. Это обусловлено тем, что часть клиентов не имеет финансовой возможности приобрести автомобиль или обновить автопарк в условиях высокой ключевой ставки и роста стоимости лизинга и автокредитования. А другие потребители перешли к сберегательной стратегии и предпочитают хранить средства на депозитах, а не инвестировать в крупные покупки, включая автомобили.
Конечно, больше всего пострадали сегменты тяжелых грузовиков и пассажирских автомобилей, которые в марте показали падение на 59% и на 46%, соответственно. Приоритетный для "Соллерс" сегмент легких коммерческих автомобилей в прошлом месяце также сократился на 26%, причем темпы падения продолжают ускоряться.
Если макроэкономическая ситуация — например, ключевая ставка, — не улучшится, то мы прогнозируем, что в первом полугодии спрос на легкие коммерческие автомобили может упасть на 40%.
На горизонте года ключевыми факторами останутся ставка ЦБ, доступность лизинга и кредитования в целом. При оптимистичном сценарии — смягчении условий и снижении ставки — падение рынка легких коммерческих автомобилей составит 20–25%. В случае, если макросреда не изменится, ситуация будет намного хуже.
— Какие сегменты показывают наибольший потенциал у “Соллерс”?
— Мы видим наибольший потенциал в сегменте пикапов — данный рынок в последние годы растет и показывает неплохую динамику даже в текущей ситуации. В этом сегменте у нас уже есть пикапы УАЗ и Sollers ST6, ST8, которые производятся на ульяновской площадке по полному циклу с высоким уровнем локализации. В ближайшее время планируем старт производства нового пикапа ST9, что позволит нам сформировать максимально широкую линейку, охватывающую практически все сегменты потребителей. Мы рассчитываем, что это позволит группе прирасти в объемах.
Кроме того, нам интересен сегмент минивэнов, в котором современные автомобили пока не представлены локальным производством в России. Мы планируем вывести на этот рынок свой новый продукт Sollers SP7, что тоже даст нам существенный потенциал по приросту объемов. Но все будет зависеть от того, как поведет себя макроэкономика.
— Как планируете нарастить долю компании на рынке?
— Наши объемы продаж и доля, безусловно, будут зависеть от динамики макроэкономических показателей и ценовой политики конкурентов.
Однако в ключевом для нас сегменте легких коммерческих автомобилей мы рассчитываем на рост доли благодаря продуктовым новинкам. В ближайшее время выведем на рынок малотоннажный фургон Sollers SF1 — это новый продукт для городской доставки с хорошим рыночным потенциалом. Также мы запускаем обновленный цельнометаллический фургон Sollers Atlant, который получит ряд новых опций, важных для наших клиентов. В том числе будет версия с автоматической коробкой передач. Это тоже уникальное предложение для российского рынка легких коммерческих автомобилей.
Кроме того, мы планируем запустить новую версию фургона Atlant XL с увеличенной длиной и грузоподъемностью, что, по сути, позволит нам закрыть все ниши внутри рынка легких коммерческих автомобилей грузоподъемностью от 1 до 4 тонн.
— Это все новинки или планируются еще какие-то в этом году?
— Еще одна из ключевых премьер этого года для нашей компании — новый внедорожник Sollers. Мы считаем, что этот проект станет важным продуктовым событием не только в рамках группы "Соллерс", но и для всего российского рынка.
Впервые за долгие годы в России будет запущено локальное производство полноразмерного рамного внедорожника. После ухода японских брендов мы видим дефицит этого продукта на отечественном рынке
Разработка ведется совместно командой инженеров центра продуктового развития "Соллерс" и нашими технологическими партнерами из Китая. Сейчас проект находится на финальной стадии: в ближайшее время мы приступим к продуктовым испытаниям в России — как отдельных агрегатов, так и автомобиля. Планируем к концу года завершить проверку всех аспектов, связанных с выполнением сертификационных требований, и финализировать инженерные решения. Рассчитываем запустить производство и вывести новый внедорожник на рынок в конце 2025 — начале 2026-го.
— При разработке планируется ли локализация ключевых компонентов?
— Несомненно, как и во всех проектах, которые мы реализуем на российском рынке. Мы говорим о беспрецедентно высоком уровне локализации внедорожника, сопоставимом с нашими флагманскими продуктами.
В первую очередь автомобиль получит локальный силовой агрегат — двигатель и коробку передач, также локализуем штамповку практически всех деталей кузова, детали экстерьера и интерьера и, конечно, компоненты системы безопасности — это тоже проект, который мы реализуем также на ульяновской площадке.
— Какой сегмент рынка будет занимать внедорожник?
— Это будет сегмент полноразмерных рамных внедорожников с уникальными свойствами проходимости, аналогов которых в локальном производстве нет. Все то, что нужно нашим клиентам.
— Известна ли уже цена внедорожника?
— Стоимость объявим ближе к запуску.
— Кто будет партнером при выпуске внедорожника?
— Наш основной технологический партнер по проекту внедорожника — компания JAC. Кроме того, мы активно сотрудничаем с локальными поставщиками компонентов, так как развиваем и активно инвестируем в локализацию здесь, в России.
Производство будет налажено на индустриальной площадке Ульяновского автомобильного завода. В преддверии запуска мы проводим колоссальную работу по ее модернизации. Наша задача — в течение 2025 года превратить УАЗ в один из самых современных, с точки зрения технологических решений, производственный комплекс.
— Расскажете поподробнее?
— За последние два года мы уже запустили на ульяновской площадке абсолютно новые заводы по производству коммерческих автомобилей Sollers Argo и грузовиков Sollers TR, а летом дадим старт производству компонентов системы безопасности, о которых я уже упомянул выше. Речь о высоколокализованных компонентах систем безопасности — от рулевых колес с использованием локальных сплавов до подушек и ремней безопасности, а также электронных блоков управления. Все эти проекты уже существенно преобразили площадку УАЗ благодаря строительству новых корпусов и запуску современного технологического оборудования.
Общий объем инвестиций в площадку Ульяновского автозавода в 2023-2026 годах превысит 16 млрд рублей.
Важно то, что все мероприятия по модернизации площадки и обновлению технологических переделов существенно улучшат качество автомобилей УАЗ. Так, мы планируем запустить новую прессовую линию для штамповки кузовов пикапов и внедорожников Sollers, а также для нового модельного ряда УАЗ. Кроме того, рассчитываем провести глубокую модернизацию окрасочного комплекса Ульяновского автозавода, прежде всего, катафорезной линии.
Мы серьезно работаем на повышение производительности труда, технологичности, над переходом на самые современные технологии производства всей модельной линейки УАЗ. И рост производительности труда позволяет нам принимать решения по дальнейшему повышению заработной платы. Так, с 1 июня мы планируем проиндексировать ее на 10% для производственных работников Ульяновского автозавода и ЗМЗ.
— В начале апреля на Кубе был собран первый УАЗ. Планируете ли также организовывать сборку и в других странах?
— Безусловно, у нас есть определенный интерес к организации сборочных производств. Это в первую очередь касается тех регионов, которым соответствует ДНК бренда УАЗ. Такая работа ведется.
— А какие регионы рассматриваете для сборки в перспективе?
— Традиционными рынками сбыта для нас остаются страны СНГ. Вместе с тем мы активно изучаем потенциалы рынков Африки, но в настоящий момент называть конкретные локации преждевременно.
— Ожидать ли новинки или обновления текущего ряда УАЗ?
— Да, мы ведем постоянную работу как по модернизации существующего модельного ряда, так и по разработке перспективных моделей. В ближайшее время выведем на рынок легкие коммерческие автомобили УАЗ "Профи" с локальными дизельным двигателем и шестиступенчатой коробкой передач. Речь о версии с задним приводом.
К концу года планируем представить обновленные УАЗ "Патриот" и "Пикап" с российскими агрегатами: дизельным двигателем, коробкой передач и раздаточной коробкой
— Николай Александрович, сейчас дилеры часто говорят о том, что доля китайских брендов в 2025–2026 году будет расти. Согласны ли вы с этим мнением?
— Доля китайских брендов действительно увеличивается, однако в последнее время мы наблюдаем тренд на смещение в сторону локализации производства. В этом контексте "Соллерс" уже сегодня является наиболее высоколокализованным производителем в сегментах пикапов и лёгких коммерческих автомобилей, на которых мы и сфокусированы. При этом мы продолжаем развивать локализацию, что позволяет нам минимизировать зависимость от внешних поставок и формировать конкурентное ценовое предложение. Поэтому мы уверены, что сможем быть конкурентоспособны против любого прямого импорта китайских автомобилей.
— Планируете ли сотрудничество с другими восточными странами?
— В настоящий момент у нас широкая продуктовая линейка и масштабные планы по запуску новых автомобилей. Поэтому мы сосредоточены на повышении уровня локализации и работе с нашими клиентами в рамках той линейки, которая уже представлена на рынке.
— Предлагаю также поговорить об итогах этого года. Как вы оцениваете финансовое положение компании на данный момент?
— В целом прошлый год оказался успешным для группы "Соллерс" — и для площадки "УАЗ", и для нашего завода в Елабуге. Мы также запустили новое производство автобусов во Владивостоке. Финансовые показатели по МСФО мы раскроем чуть позже, однако уже могу сказать, что группа закончила 2024 год с прибылью.
— А каких финансовых результатов ожидаете в этом году?
— Безусловно, мы рассчитываем на то, что по мере роста уровня локализации и реализации индустриальных проектов, направленных на повышение эффективности работы наших производственных площадок, мы сможем в целом быть весьма конкурентоспособны и прибыльны. Но, повторюсь, по 2025 году все будет зависеть от рынка, его тенденций, и макроэкономических факторов.
— Будете ли выплачивать дивиденды по итогам 2024 года?
— "Соллерс" придерживается дивидендной политики, принятой советом директоров компании — решение о финальных дивидендах будет зависеть от порогового значения коэффициента "чистый долг/EBITDA". Если компания его не превышает, то совет директоров рекомендует выплачивать дивиденды. Окончательное решение по дивидендам будет принято после публикации отчетности МСФО и рекомендации совета директоров.



