Дмитрий Дюжев: среди прохожих настоящего героя никогда не узнаешь

В начале мая 2025 года в кинотеатрах вышла военная драма "Алдан", в съемках которой участвовали Якутия и Запорожская область, а в одной из главных ролей в фильме выступил актер Дмитрий Дюжев. Артист рассказал ТАСС о поддержке российского кино, о патриотизме и значении уроков "Разговоры о важном", а также выразил свое отношение к тенденции снимать ремейки
Полина Богомолова, Даниил Хмелевской, Анастасия Кирсанова
17 июня, 07:00

Дмитрий Дюжев

— Вы исполнили в драматической картине "Алдан" роль командира батальона имени Судоплатова — полковника Шатуна. Какие черты этого персонажа были для вас наиболее значимыми?

— Да, действительно, он очень мне помог в подготовке к роли. Он сам приехал на съемочную площадку, иной возможности для встречи с ним не было. Все было засекречено: его лицо, имя. Нельзя было даже фотографию на память сделать. Мой прообраз: человек скромный, немногословный. Я пытался его разговорить, чтобы понять, какой он командир.

 ТАСС

Ведь командиром можно быть очень разным. Дело в том, что мы до этого сделали серию программ, которые называются "Герой по соседству". И там каждая программа была посвящена судьбе наших воинов. Там были встречи с командирами, и что-то было общее между ними. 

Но в общении я понял, что это человек очень спокойный, уверенный, и это дает понять, что среди прохожих ты настоящего героя никогда не узнаешь. Те люди, которые получают ордена, также ведут себя очень тихо, скромно

Это такая человеческая, героическая машина, для которой нет страха, нет сомнения, нет никаких вопросов, и ничто ему не мешает. Ты делаешь свое дело, ты его просчитал, ты его проанализировал, и ты знаешь, как достичь победы.

— И в этой же картине сыграл Иван Охлобыстин. Вы наверняка пересекались на съемочной площадке. Как вам с ним работалось?

— Да, Иван Охлобыстин потрясающий актер. Имеет невероятную актерскую органику. Можно сказать, что в этой роли он становился где-то на себя непохожим. Хотя в фильме Лунгина "Царь" Охлобыстин сыграл остро характерную роль. Он умеет удивлять, и в этот раз снова удивил.

— А после того, как вы сыграли в этой картине, когда вы в это окунулись, изменилось ли ваше восприятие происходящих сегодня событий?

— Я уже четыре раза ездил на фронтовую линию. Я общался с нашими воинами и гражданскими, много слышал разных историй, рассказов. Как будто это была журналистская деятельность: я набирал информацию для своего жизненного актерского багажа, который мне пригодился.

— Как вы воспринимаете происходящие сегодня события как человек, а не как актер? Что для вас значит это? 

— Как человек я не должен сомневаться, ни в коем случае не должен сомневаться. Меня что, иначе воспитывали родители, иначе преподавали уроки в советской школе? Да нет, какие могут быть сомнения? Родина призвала, значит, я должен быть там, на защите своей родины.

— То есть вы можете смело назвать себя патриотом?

— Я могу сказать, что люблю свою страну, не сомневаюсь в правильности ее решений, я уважаю своего любимого президента Владимира Владимировича Путина и вижу стратегию, которую он предлагает. Я вижу кабинет министров, который заодно с нашим президентом, я вижу, что качество жизни улучшилось. И, как говорил Асадов: "Моя родина никого нигде не унижала".

— Безусловно верите в победу?

— Безусловно верю в победу. И возвращение исторических земель. Это тот смысл, который уже на протяжении нескольких веков снова и снова возникал.

— Дмитрий Петрович, вы для многих старшеклассников — герой, игравший в "Жмурках", в "Бригаде". А как вы относитесь к инициативе Карена Шахназарова, что в школах должны показывать фильмы, которые формируют человека?

— Да, как Владимир Ильич Ленин говорил, кино — это самое сильное оружие. Мы понимаем, что действительно через кинематограф более ясно, более понятно в психологию зрительского восприятия входят те темы, которые закладывают сценарист и режиссер. И очень правильно, что нашим детям по понедельникам проводят урок "Разговоры о важном". И я стал ловить себя на том, что когда расспрашиваю своих сыновей, то они начинают мне рассказывать то, что мне казалось и так понятным, но я им про это не говорил.

— Иногда понятное нужно озвучить.

— Да. И я понял, насколько важны эти уроки, потому что у родителей не всегда есть повод начать об этом говорить.

— То есть вы поддерживаете такую инициативу?

— Я абсолютно поддерживаю инициативу Карена Георгиевича. Он талантливейший режиссер, очень мной любимый. Я снимался у него в картине "Конь бледный", про Савинкова-революционера. Да и, конечно, дети должны видеть пример мужества, пример героизма.

— Фильм "Алдан" стал первым межрегиональным кинопроектом Якутии и Запорожской области. Как вы оцениваете значение такого сотрудничества для российского кинематографа?

— Я очень рад, что это произошло в наше время. Это доказывает, что мы на верном пути. Историческая земля Запорожья вернулась к нам, хочет снимать свое кино, хочет снимать о себе. И Якутия откликнулась на эту идею.

И это говорит о том, что у нас одна ментальность, много тем, которые нас объединяют, которые делают нас братьями и сестрами, делают нас понимающими друг друга людьми. Запорожская область и Якутия хоть и находятся на разных концах нашей самой большой в мире страны, но понимают друг друга не меньше

И я счастлив, что откликнулись на эту тему наши области и республики, руководители этих регионов, которые также хотят делать кино, которое им нравится и которое мы сами любим смотреть. И есть что показать детям. Я очень рад, что в Республике Якутия наши коллеги, кинематографисты-якуты, организовали свой кинопроцесс.

— Вообще якутское кино сегодня становится очень популярным.

— Да, якуты захотели внести в российский кинематограф свою историю, ментальность, героев и свидетельство современного дня в регионе.

— Получается, зрителям это очень понравилось.

— Это свои актеры, которых они знают в городе и видят их на экране. Это свои режиссеры. Я знаю, что руководители прилагают большое усилие для развития якутского кинематографа. Это прекрасный пример для областей и республик в том, что можно делать свое кино и оно может быть интересно своим жителям.

— А что вы можете сказать о работе с режиссером?

— Режиссер Дмитрий Кольцов обладает магией, что ли. Вообще в Якутии есть что-то, что многим может быть не сразу понятно. И вообще они умеют между строк, как-то безэмоционально выражать свои мысли, и в них есть удивительная, привлекательная, обаятельная загадка. Например, главный герой Илья: стоит на меня смотрит, а я не могу понять, в какой момент он играет, а когда просто говорит. И такая же магия присуща режиссеру.

— В каком сейчас состоянии, на ваш взгляд, находится современный кинематограф?

— Есть современные режиссеры, которые на сегодняшний день проявляют свое умение снимать большие картины, широкоформатные. Время наступления новой эры — февраль 2022 года, когда мы стали отрезаны от проката американских картин, и с того момента в российском кинематографе появился рост — как числа картин, так и финансирования. А производство детско-юношеского кино государство стало поддерживать еще больше, предоставляя стопроцентное финансирование на его производство.

— То есть российское кино сейчас на высоком уровне.

— Мы и были на уровне. Но в 90-е у государства не было возможности финансировать кино на должном уровне, из-за чего кино стали производить частные компании, у которых принцип: поменьше вложить, побольше собрать. А это значит, что ты не можешь себе позволить ни компьютерной графики, ни дорогого профессионала, ни хорошую технику.

— Дмитрий Петрович, а над какими проектами вы сейчас работаете? Чего нам ждать?

— По поводу выхода картины "Романовы", где я сыграл Григория Ефимовича Распутина, — это мое большое ожидание. Его обещают показать в конце года на Первом канале, 10 серий, но также будет и полный метр.

— А где проходили съемки?

— В разных городах: и в Тюменской области, в Москве, в Санкт-Петербурге.

— А в его настоящей квартире на Гороховой снимали какие-нибудь эпизоды?

— Да, на Гороховой, на втором этаже. Это история откроет истинную биографию Распутина, не очерненную революционерами и английскими агентами вместе с Юсуповыми.

— А как долго длились съемки? 

— Съемки длились год, поэтому есть надежда, что это будет интересно и талантливо. В общем, мы очень ждем этой картины, но на сегодняшний день мы рады, что наша картина "Алдан" объединила российские регионы.

Это зарождение большой надежды, что мы входим в новую эпоху кинематографа, как в советское время, когда киностудии находились в разных городах

— И в заключение хочется поговорить с вами о популярной сегодня теме, а именно о ремейках. Как бы вы отнеслись, например, к тому, если бы пересняли "Жмурки" или "Бригаду"? И как вам вообще идеи с ремейками?

— Я очень благодарен телеканалу "Россия" за то, что они обновили сериал "Бригада". И в начале этого года, в первых числах января, были показаны все серии в обновленном формате после цифровой реставрации. Мне было приятно смотреть, потому что это уже выглядит как новое, современное, свежее кино.

— Но это не ремейк.

— Бывает, когда режиссер переносит действия, допустим, в современный мир или на какую-то другую планету, в другую галактику, потому что ему, возможно, понравилась именно фабула сценария. Но если говорить о ремейках "Жмурок" или "Бригады", то это большие работы двух режиссеров — Балабанова и Сидорова, где нашли отражение их наблюдения из жизни. Поэтому современным режиссерам лучше придумать свои истории.

Хотя я знаю, как режиссеры оправдывают себя, снимая ремейки, перезапускать эти картины сейчас не имеет смысла. Это конкретный Сидоров, и конкретный Балабанов, которые сняли их. Это плод воображения конкретных людей. Но режиссер захотел именно эту фабулу показать на экране, рассказать ее зрителю по-новому. Тогда я понимаю отношение, но в основном это оправдания о том, что мы в своем детстве смотрели такую-то советскую картину, нам было смешно и интересно.

А вот сейчас я смотрю с детьми, говорит какой-то продюсер, эту же картину, а детям это совсем не смешно и не интересно. И я пересниму ее так, чтобы моим детям было смешно и интересно. Это вечная тема для обсуждения — искусство отвечает на вопросы или задача искусства ставить вопросы перед зрителем? Искусство образовывает, вдохновляет, увлекает за собой, отрывает тебя от бренности бытовой жизни и затягивает тебя в свою историю, в мир своих героев. Мы все, и кинематографисты, и зрители, в кино идем за одним — быть похожим на героя.