— В последние годы идет тренд на здоровое питание. Есть ли ГОСТ на безлактозные, растительные или протеиновые продукты?
— В первую очередь надо сказать, что ГОСТы появляются тогда, когда требуется установление понятных, единообразных характеристик к тому или иному продукту или услуге. Это могут быть характеристики, относящиеся не только к безопасности, но и к качеству, функциональности и так далее. Главное, что в любом случае характеристики, закладываемые в ГОСТе, — это результат достижения согласия, своего рода баланс между интересами государства, бизнеса и общества.
Поэтому появление на рынке новых продуктов, обладающих спросом, зачастую ведет к необходимости появления соответствующих ГОСТов — то есть тех самых согласованных правил. Кстати, это необходимо и для защиты рынка от контрафакта.
Так, появился интерес к спортивному питанию, становится более популярен здоровый образ жизни, и уже действуют несколько ГОСТов в этой сфере. То же касается растительной продукции. Мы видим рост интереса к растительной продукции, имитирующей продукцию животного происхождения, — значит, необходимо появление ГОСТов.
— Какие именно новые ГОСТы на спортивное питание разрабатываете сейчас?
— Сейчас действуют три базовых ГОСТа на спортивное питание — в первую очередь на термины и определения, а также на напитки белковые, белково-углеводные и углеводно-белковые сухие для питания спортсменов. ГОСТ на термины и определения, базовые понятия в области спортивного питания в этом году будет обновлен.
— А что по растительным и безлактозным продуктам?
— В отношении пищевых продуктов, изготовленных из растительного сырья, но по своим органолептическим характеристикам, а иногда и физико-химическим, имитирующим традиционную пищевую продукцию животного происхождения, действует базовый ГОСТ, установивший технические критерии, которым должны соответствовать пищевые продукты и их ингредиенты, а также маркировка пищевых продуктов и заявления о них.
В этом году будет принят стандарт по классификации продукции растительного питания. Также в 2025 году должен быть принят и ГОСТ на десерты, приготовленные из продуктов на растительной основе, без добавления животных жиров.
— Вы говорили, что планируется разработать ГОСТ на детское питание. Когда он будет утвержден?
— На детское питание в РФ уже действует около 120 ГОСТов, из них три десятка — на наиболее уязвимую категорию, питание для детей от 0 до 3 лет.
Сейчас идет большая работа по обновлению данных ГОСТов. В этом году разрабатываются или обновляются свыше 20 стандартов на детское питание. Это абсолютный рекорд. Причем около 10 — это новое направление, стандарты на ингредиенты для молочного питания для детей от 0 до 3 лет. Их мы увидим в этом году. Это ингредиенты, которые используются в заменителях грудного молока, смесях. Ранее они по большей части поставлялись из-за рубежа. Сейчас появляются российские производители, готовые представить безопасную, качественную продукцию на рынке.

— Какие новые стандарты по популярным продуктам питания нам ждать?
— Ведутся работы по трем направлениям стандартов в данной сфере.
Первое — когда продукт не новый для потребителя, но технология его производства осваивается в РФ, как это было с ГОСТом на твердые сыры. В данном отношении стандарты на традиционную продукцию будут развиваться.
Второе — когда ГОСТ разрабатывается не на продукт, а на метод его испытаний или исследований. Это важно в качестве меры защиты рынка от контрафакта. Например, продолжается работа над новыми стандартами, методиками исследований в отношении меда — в первую очередь выявления добавляемых сахарных сиропов.
Наконец, ГОСТы на принципиально новые виды продуктов, появляющиеся на рынке, — например, амарантовую муку. Казалось бы, экзотический продукт, но уже появились его российские производства. В этом году у нас появляются первые ГОСТы на продукцию из амарантовой муки, которая уже присутствует на рынке, но понятных требований к ней нет.
В целом в этом году ожидаем порядка 50 новых ГОСТов в сфере пищевой продукции и методов ее испытаний.
Интересная работа, которая сейчас идет, — обновление ГОСТа на икру с точки зрения снижения массовой доли соли. Это тоже один из методов защиты от фальсифицированной икры, которая появляется на российских прилавках.
— А обновление ГОСТов не повлечет за собой повышение цен?
— Ни в коем случае. Оно повлечет за собой исчезновение, по крайней мере постепенное, фальсификаторов с рынка.
— Не так давно был принят ГОСТ на винные карты. Планируется ли подобное по другому алкоголю?
— Инициатива по принятию этого ГОСТа шла от бизнеса, от рестораторов. Одним из его положений является рекомендованное наличие в винной карте не менее 20% российских вин. Высококачественное отечественное вино становится все более популярным. Значит, нужно через точки общепита дать возможность российским виноделам реализовывать свою продукцию, что и заложено в ГОСТе.
Если говорить в целом про ГОСТы на алкоголь, они для производства такой продукции являются обязательными. Ведь производство алкогольной продукции, не соответствующей национальным стандартам, является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот данной продукции, а продукция, не соответствующая стандартам, подлежит изъятию из незаконного оборота.
Важно, чтобы появлялись стандарты не столько на саму продукцию, сколько на методики ее исследований для выявления небезопасных, некачественных составляющих.
— Многие производители пользуются не ГОСТами, а техническими условиями. Есть ли инициативы о переходе только на ГОСТы?
— Нет. Производитель вправе сам решать, по каким документам изготавливать продукцию и оказывать услуги — по национальным стандартам, по техническим условиям или иным документам. Однако при этом требования технических условий не могут быть ниже требований технических регламентов, а также национальных стандартов при наличии таковых. В самих технических условиях ничего плохого нет — ведь изначально они должны разрабатываться тогда, когда производитель хочет повысить требования ГОСТа или ввести свои дополнительные требования.
В этой связи, конечно же, никаких инициатив по отмене ТУ нет. Речь, скорее всего, идет о принятом в январе этого года Государственной думой в первом чтении изменений в законодательство о стандартизации. Если производитель хочет производить по своим техусловиям, он должен будет зарегистрировать данные о них.
— О ГОСТах в высокотехнологичных отраслях: планируются ли новые стандарты на электронику?
— В прошлом году были приняты первые российские ГОСТы на ноутбуки, планшеты, в этом году — на мониторы. В ближайшее время будут приняты ГОСТы на серверное оборудование.
Все больше наших производителей начали выпускать такую продукцию. Если мы хотим развивать производство электротехники, нам нужны стандарты, вбирающие все лучшее в мире, но направленные на российские технологии. Появление подобных стандартов является необходимым условием для унификации, совместимости, информационной безопасности, масштабирования наилучших практик.
Объем работ в этой сфере колоссальный. Речь идет о новых ГОСТах по электронному машиностроению, СВЧ- и силовой электронике. Вступил в силу ГОСТ на электронные учебные устройства, месяц назад появились стандарты на устройства виртуальной реальности для обучения. Ведь актуальными являются и образовательный эффект, и эргономика, охрана зрения, предотвращение эффекта светочувствительности, гигиенические требования, социально-психологические аспекты.

— А планируется регулировать прозрачность и безопасность ИИ-систем?
— РФ входит в число мировых лидеров по стандартизации технологий ИИ. Но если в мире пошли по пути стандартизации самих технологий, то у нас — в сторону верификации, проверки, оценки технологий применительно к конкретному случаю.
Сейчас в этой сфере принято порядка 150 ГОСТов. Можно гордиться линейкой стандартов по верификации технологий ИИ в медицине, здравоохранении. Аналогичные стандарты приняты в отношении верификации ИИ-технологий на транспорте, в дистанционном зондировании Земли.
— Нуждаются ли в отдельном стандарте беспилотные автомобили?
— Однозначно да. В прошлом году появилось несколько ГОСТов по применению технологий ИИ для таких машин: распознавание сигнала светофора, дорожной разметки, неровности на дорогах. Сейчас разрабатывается линейка из пяти ГОСТов на автомобили с высокой степенью автономности. Ожидаем, что первые базовые стандарты на беспилотный автотранспорт до конца этого года будут приняты.
— Что конкретно будут стандартизировать эти ГОСТы?
— Базовые требования безопасности, функциональности беспилотных автомобилей и автоматизированные системы вождения.
— Все чаще слышим об отзывных кампаниях автомобилей. Что сейчас с ними происходит?
— За последние пять лет в РФ по отзывным программам было отозвано почти 1,7 млн автомобилей. Только за этот год — уже свыше 200 тыс. машин разных производителей. В целом производителей, которые добровольно инициируют отзывные кампании, согласовывают их с нами, реализуют за свой счет и отчитываются об устранении проблем, все-таки больше, чем тех, с кем приходится действовать более жестко.
Проверки идут постоянно. Сейчас проверяем несколько марок транспортных средств. Поскольку проверки не закончены, будет некорректно их называть.
— А возможны такие отзывные кампании для другой промышленной продукции?
— Отзывные кампании — это полезный инструмент. Они могут успешно работать в отношении всех видов продукции, связанной с повышенным риском. Сейчас они возможны там, где законом установлен государственный контроль за обязательными требованиями.
С прошлого года реализуется эксперимент по контролю за рядом стройматериалов и изделий: кабели для строительства, сухие строительные смеси, цемент, радиаторы отопления. Представьте, по тому же кабелю доля контрафакта превышает 20%.
Росстандарт проводит контрольно-надзорные мероприятия в этой сфере — отбираем образцы, испытываем. Однако производители все больше сами добровольно устраняют нарушения после уведомления. Отозвал продукцию более чем на 100 млн рублей один из производителей строительных смесей в Ленинградской области, то же самое по кабелю в Челябинской области.
Все это позволяет считать, что на рынке все же больше добросовестных производителей.

— Вы занимаетесь и регулированием топлива. Как изменилась доля контрафакта и некачественного топлива в РФ?
— С 2015 по 2024 год мы проверили свыше 10 тыс. АЗС в России — четверть всех существующих в стране. Когда мы начинали работу, доля несоответствующего обязательствам топлива в среднем по стране превышала 20%. Сейчас — 3,8–3,9%. Отдельные проверки продолжаем проводить в регионах после соответствующих сигналов. В прошлом году они прошли в Кабардино-Балкарии, в Крыму, в Дагестане.
Мы видим, что ситуация улучшается. Но только проверками ситуацию не решить. Для борьбы с недоливом были приняты стандарты на требования к топливораздаточным колонкам. Как результат — недолива стало гораздо меньше. Появился не имеющий аналогов в мире экспресс-метод определения содержания доли серы в бензине. Любой может проверить: если содержание серы повышено, качество бензина должно вызывать вопросы.
Рынок очищается, но есть новые вызовы. Один из них — фактически не регулируемые передвижные АЗС. По поручению Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции мы с работаем в этом направлении, чтобы подготовить изменения в нормативно-правовые акты и стандарты, и эту работу проводим с целым рядом ведомств, чтобы вывести мобильные АЗС из серой зоны.
В отношении АЗС проверки проводятся точечно, нет необходимости плановых проверок. Они зависят от индикаторов риска, когда мы получаем информацию, что на каких-то заправках могут быть проблемы. Кстати, поставщики топлива нам очень помогают в этой работе. Они заинтересованы, чтобы в рознице реализовывалось качественное и безопасное топливо.
— Какие новые возможности появились в измерениях в последнее время?
— Достижений много. У нас сформирована одна из лучших в мире метрологических систем — Россия занимает ведущие позиции по измерительным возможностям, зарегистрированным в Международном бюро мер и весов.
В прошлом году с Газпромом был создан газовый эталон, обеспечивающий абсолютную точность измерений расхода газа при его поставках. Также появился собственный эталон единицы числа копий последовательности ДНК, что важно для лабораторной медицины, фармацевтики, судебной экспертизы. А благодаря нашему первичному эталону времени и частоты, вносящему наибольший вклад в формирование международной шкалы времени, весь мир может сверять время по нашим часам.
Так что измерение — это та область, где мы уже однозначно достигли технологического суверенитета.