Гендиректор Корпорации МСП Исаевич: сектор уже давно вышел за рамки торговли и общепита

​​​​​​Малый и средний бизнес в России активно развивается в высокотехнологичных отраслях, включая космическую промышленность, производство беспилотников и электронных компонентов. Сегодня в нашей стране более 450 тыс. промышленных МСП, которые не только замещают импортные решения, но и становятся драйверами технологического суверенитета России. О том, какую в этом поддержку оказывает государство, в интервью ТАСС на полях ПМЭФ рассказал генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич
Елизавета Царицына
17 июня, 21:10

Александр Исаевич

Президент Владимир Путин ранее заявлял о необходимости вовлечения МСП в реализацию задач промышленного сектора. Можете назвать динамику роста предпринимателей, которые за последние годы развивались в этом направлении? Насколько активный интерес к этой сфере?

— У нас в стране малый и средний бизнес прочно ассоциируется только с торговлей, эдакий купи-продай. Ну, и плюс услуги, прежде всего в сфере общепита: кофейни, кафе, кондитерские и т.д. Однако это глубокое заблуждение, и мы вместе с предпринимателями не первый год этот стереотип старательно разбиваем. Если посмотреть на сектор МСП внимательно, то мы увидим, что малый и средний бизнес вышел уже далеко за приписываемые ему рамки торговли и общественного питания. Сегодня МСП — активный участник буквально всех процессов в стране вплоть до авиастроения и космических программ. И это не фигура речи: у нас в стране больше сотни малых и средних предприятий, которые занимаются производством космических аппаратов, ракет-носителей и компонентов для них. Или взять, к примеру, сферу беспилотников. Это не только и не столько крупный бизнес — два из трех производственных предприятий в этой отрасли относятся к МСП.

— Что именно в этой сфере приходится на производство малого и среднего бизнеса, например?

— Это в том числе электронные компоненты и роботизированные комплексы с искусственным интеллектом, оборудование связи и композитные материалы, МСП участвует в разработке инновационных решений в области телекоммуникаций. И это не частные истории, это тренд, который сложился в том числе и под воздействием обстоятельств. Иностранные вендоры после введения санкций, побросав все, ушли с нашего рынка, а крупному бизнесу, чтобы вписаться в эту историю, нужно много времени: найти бюджеты, согласовать с акционерами, открыть НИРы, закупить комплектующие и т.п. Небольшим компаниям в этом плане проще, они быстрее могут адаптироваться под запросы рынка, оперативно освоить и запустить производство востребованной продукции.

— А как рынок оценивает отечественные решения в промышленности?

— Спрос на них только растет. Это, с одной стороны, вызов для наших предприятий, с другой — возможности для запуска новых предприятий, роста и масштабирования существующих. И наши МСП активно стараются не упустить свой шанс и занять место под солнцем на этом рынке. Отсюда и динамика прироста промышленных МСП в России: сегодня их более 450 тыс., и численность продолжает расти. С начала 2025 года — плюс 10 тыс. Наша задача — поддержать этот тренд, подставить свое плечо, чтобы такие компании росли и развивались, при этом находясь в фарватере национальной цели по обеспечению технологического суверенитета.

— И где взять МСП сегодня необходимое для развития финансирование? Обсуждаются ли такие механизмы и для каких направлений?

— Как я уже сказал, поддержка и развитие технологического бизнеса — это одно из тех направлений, которые сейчас находятся в фокусе внимания государства. Нам надо не просто что-то где-то заменить. Нет, стоит большая государственная задача — ликвидировать зависимость от импорта в чувствительных для нашей страны сферах. Сегодня есть несколько направлений, где увеличение поддержки и стимулирование активности малого и среднего бизнеса может дать необходимый импульс целым секторам экономики. К ним, например, относятся малые технологические компании (МТК) и предприятия в сфере станкостроения и робототехники. Для них мы вместе с профильными министерствами запустили специальные льготные программы, по которым получить средства можно существенно дешевле, чем на рынке. Чтобы не быть голословным, несколько цифр. Для МТК льготные кредиты предоставляются по ставке "ключ" минус 7%, сегодня это 13%. Производителям станков и промышленных роботов привлечение банковских средств доступно по ставке от 5% годовых. И мы уже видим живой интерес предпринимателей к этим программам. Уже заключены первые договоры на общую сумму 770 млн рублей. Уверен, что эти финансовые инструменты зайдут бизнесу и помогут получить тот самый качественный рост сектора МСП, о котором говорил президент. Цель перед нами стоит абсолютно четкая: обеспечить реальный рост дохода на одного работника субъекта МСП в 1,2 раза выше, чем рост ВВП.

— Вы упомянули переходы бизнеса из одной категории в другую. Какова сейчас динамика?

— Мы не первый год отслеживаем изменения количества переходов представителей МСП в более высокие категории бизнеса. Это один из индикаторов здоровья сектора, такой своеобразный градусник, который помогает контролировать температуру в этой сфере и при необходимости, раз уж используем медицинскую терминологию, проводить профилактические мероприятия. Я имею в виду корректировки действующих программ для бизнеса, создание новых механизмов, внесение поправок в нормативные документы. За прошедший год почти 38 тыс. малых и средних предприятий выросли и получили новый статус. Это на треть больше, чем в прошлом году. Если углубиться, то мы увидим, что самый большой скачок по числу переходов отмечен в категории "микробизнес — средний", где рост составил примерно 1,6 раза и число переходов превысило 1,4 тыс.

— Как обстоит ситуация с интеграцией предпринимателей в новые регионы России? В том числе с точки зрения нормативной базы?

— Сегодня мы видим, что сектор малого и среднего бизнеса в новых регионах активно развивается. Общее количество зарегистрированных МСП уже превысило 121 тыс. Динамики по числу переходов МСП в более высокие категории бизнеса, понятное дело, у нас пока нет. Но по абсолютным цифрам эти регионы показывают себя весьма хорошо — почти 1,5 тыс. переходов за прошедший год. То есть местный бизнес растет и масштабируется.

— Чтобы поддержать эту тенденцию, местным предпринимателям нужны меры поддержки. Что уже доступно МСП новых регионов?

— Специальные льготные кредитные программы, наши зонтичные поручительства и льготный лизинг. В прошлом году предприниматели Донбасса и Новороссии смогли привлечь с нашими зонтами более 1 млрд рублей. В этом году спецлимит зонтичных поручительств для этих регионов поможет получить еще порядка 8,5 млрд рублей. Востребован у бизнеса льготный лизинг. По итогам 2024 года наша "дочка", "МСП Лизинг", предоставила 4,6 млрд рублей льготного лизингового финансирования. В этом году уже заключены первые лизинговые договоры с предприятиями Запорожской области. Большая работа была проведена по обеспечению доступа МСП новых регионов к участию в закупках крупнейших госкомпаний. С начала 2025 года по сравнению с годом ранее рост объема закупок составил почти 14 млрд рублей.

— Для каких категорий МСП, самозанятых планируются или обсуждаются дополнительные налоговые и другие льготы? Нужно ли продлевать льготы для самозанятых и если да, то на какой период?

— Очевидно, стабильность налоговой системы, ее предсказуемость — это базовые условия для планирования предпринимательской и инвестиционной деятельности. Что касается конкретно деятельности самозанятых, то тут важно помнить, что мы пока живем в реалиях эксперимента, который действует до конца 2028 года. Судя по статистике, существующие условия для самозанятых вполне комфортны и устраивают предпринимателей: если в конце 2024 года на НПД работали 12 млн человек, то к концу мая 2025 года это уже почти 13,5 млн. Самозанятость — это удобно вне зависимости от того, выходишь ли ты из тени с уже действующим бизнесом или делаешь первые шаги и начинаешь собственное дело. И мы в меру своих возможностей будем поддерживать самозанятых — чтобы они успешно вели свой бизнес и по возможности вырастали до полноценных субъектов МСП.

— Сейчас, наверное, сложно говорить о трендах и перспективах международной кооперации МСП. И все-таки — насколько активно выходят наши предприниматели на зарубежные рынки? И какие страны проявляют наибольший интерес к сотрудничеству с нашим малым бизнесом?

— Международная кооперация в последние годы претерпевает, наверное, самые значительные трансформации в новейшей истории. И связано это не только с геополитическими факторами, но и со стремительной цифровизацией. Этот тренд на платформизацию мы увидели еще несколько лет назад и в 2022 году создали сервис, который упрощает взаимодействие предпринимателей между собой, переводит его в цифру, стирая границы. Этот функционал для международной кооперации нашего бизнеса мы реализовали на МСП.РФ. Сегодня у нас на цифровой платформе более сотни зарубежных компаний из 14 стран. Это и ближайшие соседи, в частности наши партнеры по ЕАЭС и страны СНГ, а также дальнее зарубежье: Китай, Турция, ОАЭ и даже Мексика. С помощью нашего сервиса российские МСП-предприятия уже стали поставщиками и работают с более чем 50 зарубежными компаниями. Больше всего сделок — около двух третей от общего количества — это производство одежды и текстиля. Далее идут производство комплектующих, выпуск автокомпонентов и промышленного оборудования, производство пищевой продукции.

— Какие льготы и преференции можно разработать для МСП, выходящих на зарубежные рынки?

— Большинство сложностей для работы на зарубежных рынках у российских МСП сейчас возникает из-за внешних ограничений. Это и отключение российских банков от SWIFT, валютные ограничения, закрытие рынков некоторых стран для товаров из России, логистические сложности. При этом практика показывает, что наши предприниматели и такие проблемы успешно решают. Просто не нужно самим создавать барьеры для бизнеса, а лучше просто посмотреть, что можно упростить у себя внутри, какие процедуры перевести в цифру и ускорить, и, главное, быть полезными там, где можно подставить бизнесу плечо.