Художник Горшенин: каждый лауреат "Бриллиантовой бабочки" по праву становится победителем

Петр Горшенин
— Как "Бриллиантовая бабочка" может повлиять на развитие кинематографа?
— На мой взгляд, масштабная Евразийская кинопремия "Бриллиантовая бабочка", охватывающая киноиндустрии как в Евразийском регионе, так и за его пределами, способна объединить разные культуры в многогранный творческий союз. Основа развития премии — взаимообмен национальными художественными импульсами через кинематограф, потому что именно кино отражает все грани человеческой жизни.
Такое объединение кинематографистов через их произведения неизбежно повлияет на социальные и политические процессы — сначала в Евразийском регионе, а затем и в мировом масштабе.
— На какие критерии опирается экспертный совет при оценке картин стран — участниц премии?
— Для членов экспертного совета оценка кинокартин — это всегда сложная и ответственная задача. Оценивать кинопроизведения коллег исключительно по формальным критериям невозможно, поэтому в нашей работе ключевую роль играет духовно-эмоциональная составляющая. Она основывается на принципах морали, справедливости и традиционных ценностях. Наши оценки призваны задавать созидательный вектор развития, а не разрушающий.
— Что кинопремия дает участникам?
— У всех причастных к премии — а впоследствии и у зрителей — уже сформировалось осознание: каждый лауреат "Бриллиантовой бабочки" по праву становится победителем и входит в историю мирового кинематографа.
— Что лично для вас значит участие в экспертном совете "Бриллиантовой бабочки"?
— Для меня участие в экспертном совете — это проверка моего мнения о киноискусстве, которое формировалось на протяжении 30 лет работы в кинематографе. За мою карьеру я участвовал примерно в 90 художественных кинопроектах, и каждая задача была по-своему уникальной — от сложных до практически невыполнимых.
И благодаря смекалке, глубокому анализу, профессиональным знаниям, фундаментальной художественной подготовке и практике в скульптуре, живописи и графике мне удавалось находить решения даже для самых нетривиальных задач.
— Принимали ли вы участие в съемках иностранных кино? Как такой опыт может транслироваться на кинопремию?
— Мне посчастливилось участвовать в национальных кинопроектах Китая, Индии, Индонезии и других стран. Этот опыт обогатил мое творческое мышление: я открыл новые подходы к подаче киноисторий, освоил нестандартные композиционные решения и научился создавать необычные атмосферные состояния. Работа в иностранных съемочных группах, их неповторимый колорит существенно расширили мой творческий потенциал.
Кинопремия "Бриллиантовая бабочка" масштабирует этот процесс, объединяя киноиндустрии всего Евразийского региона. Ее итогом станет интенсивный творческий взаимообмен, который обеспечит качественный рост национальных киноиндустрий.
— На что вы в первую очередь обращаете внимание при оценке фильма как профессионал в области пластического грима и спецэффектов?
— Я прежде всего оцениваю, работает ли спецэффект или грим на драматургию, а не существует ради самого эффекта. Не менее важно, чтобы все элементы, созданные с помощью пластических эффектов, аниматроники или грима, выглядели органично и реалистично. Здесь вспоминается знаменитый принцип Станиславского: "Не верю".
Так, в приоритете для меня — драматургия. Пластический грим и визуальные спецэффекты — лишь инструменты для решения драматургических задач. У меня есть ориентиры — фильмы, где профильные элементы органично вписаны в канву сюжета и гармонично дополняют сюжет.
— Сегодня CGI-технологии стремительно развиваются. Как, по-вашему, должен выстраиваться диалог между традиционными методами и цифровыми решениями?
— Компьютерные технологии действительно развиваются стремительно, но они остаются лишь инструментами для достижения драматургических целей. Выбор инструментов зависит от режиссера, хотя на это решение нередко влияет и продюсер.
Я выступаю за здравый смысл и рациональность: если есть возможность снимать вживую, стоит ею воспользоваться. Реальный объект в кадре обладает подлинной светотеневой игрой — естественным светом, тенями, рефлексами. Если же съемка вживую невозможна, на помощь приходят CG-технологии. Оптимальный результат зачастую дает сочетание физических и компьютерных эффектов.
— Что бы вы порекомендовали молодым художникам по гриму, которые хотят работать в большом кино?
— Молодым специалистам в области грима и спецэффектов я бы посоветовал сосредоточиться не на технологиях и материалах (хотя знание новинок важно), а на требовательности к себе, развитии художественной составляющей и постоянном совершенствовании профессионального уровня.



