Губернатор Приморья: наша цель — создание "кремниевой долины" на острове Русском

Приморские порты обрабатывают почти половину контейнеров, перевозимых в РФ морем, в регионе строят суда ледового класса, возводят "сухие" порты и модернизируют пункты пропуска на границе с Китаем. Регион не останавливается на достигнутом, параллельно развивая технологии будущего. В интервью ТАСС глава субъекта рассказал о строительстве промышленных предприятий, реконструкции системы электроснабжения и создании ИНТЦ — площадки для размещения высокотехнологических стартапов
Редакция сайта ТАСС
29 ноября, 02:00

Губернатор Приморского края Олег Кожемяко

— Олег Николаевич, с какими показателями Приморский край завершает этот год и к чему будет стремиться в 2026-м?

— Регион занимает лидирующее место в Дальневосточном федеральном округе по строительству, туризму, экспорту, торговле, а также малому и среднему предпринимательству. С учетом положительной динамики растет валовой региональный продукт — в прошлом году он превысил 2 трлн рублей, в этом году ожидаем рост на 2% — до 2,3 трлн. Инвестиции на душу населения в 2025 году достигли 223 тыс. рублей, тогда как в 2018-м было 68 тыс.

Отмечу, что Приморье — один из самых привлекательных регионов Дальнего Востока для вложений капитала. В первом полугодии объем инвестиций вырос почти на 8%, что в два раза превышает динамику по стране. По итогам года мы ожидаем, что в экономику края будет привлечено более чем 466 млрд рублей инвестиций, и динамика сохраняется, несмотря на все внешние вызовы.

— Что привлекает инвесторов, готовых вкладывать деньги в реализацию проектов на территории субъекта?

— У нас самое большое в России количество преференциальных режимов, которые помогают развивать бизнес. Для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ) предусмотрены льготы по налогам, сниженные тарифы страховых взносов, упрощенный порядок таможенного оформления. Кроме того, для развития ТОР создается инфраструктура за счет бюджетных средств, что снижает издержки проектов и повышает привлекательность вложений.

Для инвесторов действует практика курирования на уровне правительства региона, каждый проект, признанный приоритетным, получает право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов. Мы обеспечиваем предсказуемые условия, инфраструктурную базу и реальный спрос на услуги и продукцию. Такой подход дает инвесторам уверенность в долгосрочной выгоде, а также стимулирует модернизацию экономики края, рост рабочих мест, развитие переработки, туризма и творческих индустрий.

В этом году только резидентами ТОР и СПВ стали 183 новых проекта на сумму 410 млрд рублей, что превышает прошлогодние показатели по объему инвестиций почти в три раза. В крае действует 2 154 резидента преференциальных режимов, из них уже работают 637, а более 1 тыс. находятся в активной стадии реализации. За весь период действия преференций для бизнеса в Приморском крае уже создано 75 тыс. рабочих мест, из них 6 тыс. — в текущем году.

— Достаточно ли в регионе квалифицированных специалистов, чтобы занять вакантные рабочие места?

— Сегодня в регионе открыто более 42 тыс. вакансий. Чтобы закрыть кадровую потребность в социально значимых и приоритетных отраслях экономики, мы делаем ставку на целевое обучение. По таким договорам студенты учатся бесплатно, получают стипендию, а также могут претендовать на дополнительные меры поддержки от будущего работодателя — например, возмещение расходов на проезд, предоставление жилья, оплата питания. Студентам вузов, заключившим целевой договор и поступившим на очную форму обучения по высоким результатам ЕГЭ, выплачивается стипендия правительства региона в размере 10 тыс. рублей, а студентам колледжей, заключившим целевые договоры с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, — именная стипендия губернатора — тоже 10 тыс. рублей.

Существенное влияние на решение кадровой проблемы оказывает и проведение конкурса молодых специалистов в социально значимых и приоритетных отраслях экономики. Так, 500 выпускников колледжей и вузов региона, ставшие победителями и призерами, в течение первого года работы будут получать ежемесячную доплату к зарплате — от 12 тыс. до 22 тыс. рублей.

Важно отметить, что Приморье лидирует по привлечению узких специалистов из других регионов. Ежегодно к нам переезжают 400–500 человек. По программе "Мобильность трудовых ресурсов" работодатели могут оказать финансовую поддержку 1 млн рублей, чтобы новый сотрудник обустроился на территории края.

В настоящее время 40 приморских предприятий трудоустроили 311 приезжих сотрудников, есть планы еще на декабрь текущего года. Основная задача программы — обеспечение кадрами предприятий судостроительного, рыбодобывающего и сельскохозяйственного комплекса, а также оборонно-промышленного.

— Как в Приморье планируют развивать инновации? Будет ли использован потенциал, накопленный местными вузами?

— Следующее амбициозное направление нашей работы — создание на острове Русском "Дальневосточной кремниевой долины". Саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), прошедший во Владивостоке в 2012 году, дал нам кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) — один из самых крупных и современных в стране. Новая цель — строительство объектов научной, образовательной и туристической инфраструктуры, развитие стартапов и технологического предпринимательства. Мы ведем работы более чем по 50 потенциальным проектам с объемом инвестиций свыше 100 млрд рублей.

В крае и в целом на Дальнем Востоке реализуется целая плеяда крупных высокотехнологичных проектов в транспорте, производстве, туризме. Крайне важно, чтобы система образования готовила востребованных специалистов, служила местом для развития молодежи и генерации инноваций. Для этого принят целый ряд решений, так, ведется строительство второй очереди кампуса ДВФУ, выделены средства на проектирование и строительство на острове Русском ИНТЦ, его специализация — "Биотехнологии", "Морской океан", "Инфоком". Во время X Восточного экономического форума президентом РФ Владимиром Путиным была запущена пилотная площадка центра, и уже в следующем году там начнут работать 16 первых резидентов, в портфеле которых 30 инновационных проектов. Также на острове Русском запланировано размещение установки класса "Мегасайенс".

— Какие еще приморские проекты войдут в стратегию развития Дальневосточного федерального округа на период до 2036 года?

— Правительство края разработало и направило ряд предложений, сформированных с учетом сильных сторон нашего региона. Это, прежде всего, усиление роли Приморья в развитии трансарктических грузовых перевозок по Северному морскому пути (СМП). Владивостокские порты обрабатывают почти половину морских контейнеров страны. С начала этого года грузооборот составил более 30 млн т, рост — 11,5%, контейнерооборот — 794 тыс. TEU.

Владивосток станет отправной точкой нового трансарктического маршрута, и в этом поможет строительство судостроительной верфи в бухте Промежуточная — восточного траспортно-логистического узла СМП, а также создание на приморских верфях судов ледового класса и развитие судоремонтной базы. Строятся "сухие" порты, открылась первая очередь крупного траспортно-логистического узла "Артем", направляются средства на создание транспортной инфраструктуры для гармоничного развития грузового и пассажирского транспорта.

Уже в следующем году откроются новые модернизированные пункты пропуска через государственную границу — Пограничный, Краскино и Марково. Суммарная мощность автомобильных пунктов пропуска после их реконструкции вырастет в 7,5 раза — это более 900 тыс. авто в год.

Не забываем о торговле, ведь сфера транспорта и торговли формирует почти 40% от валового регионального продукта региона, дает значительную налоговую отдачу. Отмечу, что в этом году внешняя торговля показывает положительную динамику, несмотря на российский тренд к снижению. Импорт и экспорт выросли на 10,4%, а к 2030 году экспорт увеличится еще на 30% — до $4 млрд, а импорт — на все 40% — до порядка $11 млрд.

Ведется строительство новых промышленных предприятий. Более 4 млн т химических веществ в год будет выпускать Находкинский завод минеральных удобрений, а Приморский металлургический завод — более 15 млн т стальной продукции. Строится промышленный парк в Большом Камне: в следующем году сдадим первый административно-производственный комплекс, а к 2029 году свои проекты здесь обещают запустить ключевые резиденты.

— Приморье с 2022 года оказывает шефскую помощь городу Торез в ДНР. Какие работы запланированы на следующий год?

— В планах — 10 комплексных мероприятий по направлению ЖКХ, транспортной инфраструктуры и образования. Заменим 7,5 км сетей водоснабжения, приведем в нормативное состояние 1,5 км городских дорог и отремонтируем кровлю школы №11. Кроме того, имеются предварительные договоренности о выделении федерального финансирования для дополнительных работ на сетях тепло- и водоснабжения.

Нами сформированы и предварительно утверждены планы до 2030 года. Обращу внимание, что речь идет исключительно о мероприятиях по восстановлению инфраструктуры муниципалитета, однако наше участие в жизни Тореза этим не ограничивается. Все так же мы планируем оказывать помощь гуманитарного характера — это работа бригад для оперативной ликвидации аварийных ситуаций на инженерных сетях, вручение новогодних подарков детям и первоклассникам — к Первому сентября, организация летнего отдыха школьникам и многое другое.

— Приморье предоставляет более 35 мер поддержки участникам специальной военной операции (СВО) и членам их семей. Планируется ли расширять эту помощь?

— Это безусловный приоритет правительства Приморья. Безусловно, в первую очередь мы стремимся сделать все для того, чтобы наши земляки по возвращении с фронта могли максимально быстро влиться в гражданское общество. Поэтому с сентября этого года на базе Владивостокской клинической больницы (ВКБ) №1 запустили проект "Близкие", который объединяет в себе медицинскую, психологическую и социальную помощь участникам и ветеранам СВО.

Ожидаем, что в 2026 году комплексную реабилитацию пройдут более 600 ветеранов и участников спецоперации в корпусе ВКБ №1 и более 1,5 тыс. — в госпитале ветеранов войн. Также в будущем году планируем капитально отремонтировать здание краевой детской клинической больницы №1, где будет организован современный комплекс для детской реабилитации. Дети ветеранов и участников специальной военной операции будут направляться в это учреждение во внеочередном порядке.

Для тех, кому медицинская реабилитация не показана, мы организуем восстановительное лечение в наших учреждениях в селах Щербаковка и Чистоводное. Лечебный комплекс в Чистоводном расположен на радоновых источниках, вблизи пеших экологических маршрутов. Мы обеспечим комфортное пребывание и ветеранам, и членам их семей.