Проничева: русское искусство — не застывшая музейная классика, а развивающаяся сущность

Елена Проничева
— В преддверии Нового года ТАСС подводит итоги: какие, на ваш взгляд, выставочные проекты этого года стали действительно выдающимися?
— Наши выставочные проекты действительно очень яркие и запоминающиеся, но Третьяковская галерея — это не только выставки. В первую очередь это постоянная экспозиция в Лаврушинском переулке, которая объединяет шедевры русского искусства от XI до начала XX века, и постоянная экспозиция на Крымском Валу с беспрецедентной коллекцией авангарда и искусства ХХ и ХХI века, их посещаемость тоже постоянно растет. В целом 2025 год стал рекордным по количеству посетителей для Третьяковской галереи, за 11 месяцев мы приняли 3,3 млн человек, до конца года, я думаю, будет около 3,5 млн человек. Это самая высокая цифра по посещаемости за последние 11 лет, и около 1,5 млн — посетители постоянных экспозиций галереи. Это тоже один из самых высоких показателей по посещаемости постоянных экспозиций не только российских, но и мировых музеев.
Из выставочных проектов стоит отметить два, которые больше всего запомнились нашим гостям, — выставка Карла Брюллова на Крымском Валу, которая уже скоро закрывается, и выставка Бориса Кустодиева, которая прошла в нашем Инженерном корпусе. Сейчас посещаемость Карла Брюллова приближается к отметке 450 тыс. человек, выставка будет работать до 18 января 2026 года и на самом деле имеет все шансы побить рекорд по посещаемости выставки другого русского художника, Ильи Репина, которая в 2019 году собрала 600 тыс. зрителей.
Огромным интересом у зрителей пользовались выставки Ильи Машкова и Александра Дейнеки, который проходили в нашем новом здании на Кадашевской набережной. Список можно продолжать долго — в 2025 году Третьяковская галерея открыла 52 выставочных проекта, и каждый из них нашел свою аудиторию, своего посетителя.
Если говорить обо мне, то критерием успешности выставочного проекта я считаю не рост посещаемости, а увеличение доли молодежи и привлечение в музей новой аудитории, которая, возможно, раньше никогда не была в Третьяковской галерее. И сейчас нам это очень хорошо удается: только по билетам, купленным по Пушкинской карте, нас посетило около 200 тыс. детей и подростков, а молодая аудитория, до 25 лет, составляет почти 30% от общего количества наших посетителей.
— 2026 год станет в России Годом единства народов России, а филиалы Третьяковской галереи, помимо Самары, открыты в самой западной и самой восточной точке России, охватив всю страну. Можете сказать пару слов, что увидят жители регионов?
— Конечно, план выставочной деятельности филиалов Галереи собран на несколько лет вперед, учитывая необходимость планировать не только состав выставок, но и все вопросы логистики, хранения и обеспечения безопасности коллекции.
В Калининграде, где сейчас идет выставка "Пять веков русского искусства", которую посетило уже более 180 тыс. человек, в следующем году откроется долгосрочный выставочный проект "Классика русского искусства из коллекции Третьяковской галереи", который станет продолжением выставки "Пять веков русского искусства". Вторым проектом станет "Точка и линия на плоскости", который покажет жителям области произведения мастеров русского авангарда второй половины XX века: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Владимира Татлина и многих других.
В филиале Третьяковской галереи в Самаре в этом году с огромным успехом прошла выставка "Коллекционер Иван Морозов: от Ван Гога до авангарда", а сейчас работает экспозиция "Детство. Мечты", будут открыты два выставочных проекта: "Состояние потока. Волга в русском искусстве" и "Воображаемый космос".
Во Владивостоке здание филиала еще строится, и в городе мы представлены общественным пространством, в котором с 2022 года проходят лекции, интерактивные выставки. В 2025 году их уже посетило около 10 тыс. человек.
Наша деятельность не ограничивается только выставками в филиалах — Третьяковская галерея участвует в огромном количестве региональных выставочных проектов, регулярно и в большом объеме выдает работы из своей коллекции в другие музеи, в 2025 году это около 1 050 произведений из коллекции, в 2026 году это может быть уже более 1 200 наших произведений. И это не просто упаковать картину и перевезти, это огромный труд реставраторов и хранителей, готовящих произведение к транспортировке и обеспечивающих его сохранность.
— Недавно из жизни ушел Эрик Булатов. Не секрет, что в Третьяковской галерее наибольшее собрание его работ. Какое будущее ждет коллекцию?
— В этом году, незадолго до своей смерти, Эрик Булатов принял решение передать Третьяковской галерее свою знаменитую мастерскую на Чистых прудах. Она была творческой лабораторией, где на протяжении десятилетий формировался уникальный художественный метод, балансирующий между соц-артом и глубоким философским осмыслением живописи. Здесь рождались шедевры книжной графики, которые через иллюстрации к детским книгам формировали визуальный мир нескольких поколений советских и российских читателей. Когда Эрик Булатов обратился в Третьяковскую галерею, мы начали разработку концепции, которая позволит сохранить эту уникальную атмосферу. Музей-мастерская Эрика Булатова и Олега Васильева будет выстроен вокруг двух главных тем творчества. Первая — исследование самой сути "картины": через эскизы, наброски, цветовые поиски. Вторая — мир детской книги как сложного синтетического искусства. Мы хотим, чтобы посетитель почувствовал себя внутри творческого процесса, увидел связь между экспериментальной живописью и книжной иллюстрацией. Сейчас проект находится на стадии формирования. Проведена инвентаризация наследия мастерской, предварительно согласован дар живописи и графики. Сейчас идут переговоры с Московским союзом художников о передаче ее галерее.
Если мы начали говорить о наследии художников, то будет правильным рассказать еще о двух проектах, над которыми мы активно работаем.
Один из них — мастерская Ильи Кабакова. Она сама арт-объект, созданный художником. С уверенностью можно сказать, что это пространство было неформальным центром московского концептуализма. Илья Кабаков, уже будучи известным художником, сделал свою мастерскую интеллектуальным и социальным центром, объединившим вокруг себя круг художников и мыслителей. Наша задача — восстановить атмосферу мастерской, сохранив присутствие художника в пространстве, подлинные детали интерьера, и дополнить это современной инфраструктурой для работы и исследования.
Сейчас полностью готова и согласована архитектурная и дизайнерская концепция. Получены ключевые разрешения от городских властей, необходимые для перепланировки. Выполнены технические работы, включая замену всех коммуникаций. Параллельно идет работа с архивом Кабакова, переданная самим художником, — его описание и оцифровка. Сейчас мы находимся в процессе общения с товариществом собственников жилья для запуска заключительного этапа работ и, собственно, открытия мастерской для посетителей.
Еще один музей, который мы планируем открыть в ближайшее время, — мемориальный дом Павла Корина, целый мир, созданный выдающимся художником-монументалистом. В фонде Третьяковской галереи хранится не только его наследие, но и уникальная коллекция икон и древнерусского искусства, которую он собирал. Пока ведутся проектные работы для капитальной реставрации, сотрудники Третьяковской галереи ведут кропотливое пополнение и научное описание фондов — уже принято более 3 тыс. предметов, включая семейный архив. Забегая вперед, скажу, что в 2027 году мы планируем масштабную выставку работ Павла Корина.
— Могли бы поделиться выставочными планами на следующий год?
— Можно сказать, что нашим главным событием в 2026 году станет празднование 170-летия со дня основания Третьяковской галереи Павлом Михайловичем Третьяковым. Этому будет посвящены несколько выставочных проектов, развернутая просветительская программа и многое другое. Более подробно о программе юбилейных событий мы будем готовы рассказать в начале следующего года, а говоря о самых ожидаемых проектах, можно назвать три выставки: монографический проект художника Виктора Борисова-Мусатова "Ускользающая красота", прекрасный летний проект "На языке цветов", рассказывающий о том, как и о чем говорили художники конца XIX — начала ХХ века при помощи образов цветов и растений. Отдельно стоит упомянуть выставочный проект "Поиск русского стиля", которым мы будем закрывать наш юбилейный год. Очень красивая многослойная выставка о том, что мы вкладываем в слово "русское". Не о кокошниках и сарафанах, а о русской культуре в целом, о тех авторах и их произведениях, которые сформировали и продолжают формировать русский культурный код.
И еще один важный момент — сильный износ всех инженерных систем и общее неудовлетворительное состояние нашего задания на Крымском Валу не позволит проводить здесь выставочные проекты в 2026 году. После завершения всех текущих выставок мы сосредоточим свои силы на обеспечении температурно-влажностного режима и других необходимых условий в залах хранения и нашей постоянной экспозиции искусства XX века, она пока продолжит принимать посетителей.
Мы уже начали разработку проекта капитального ремонта здания, и на основании результатов технического аудита мы, совместно с Минкультуры России, будем принимать решение о его дальнейшей судьбе.
— Кстати, о русском коде — вы один из немногих музеев, который активно выставляется за рубежом, и не просто выставляется с цифровыми копиями, а показывает оригиналы работ и шедевры первого ряда. Чего зарубежным ценителям искусства ждать от Третьяковской галереи?
— И не только за рубежом, мы и в Москву привозим выставочные проекты. Сейчас в залах графики в Лаврушинском переулке проходит очень красивая, тонкая выставка шедевров китайской каллиграфии из собрания Национального музея Китая: свитки, альбомы, веера и другие произведения, принесшие волшебство Востока в наши залы. В следующем году мы привезем в Москву работы современных светских художников из Королевства Оман, тоже очень интересный проект, показывающий развитие живописи в этой стране. Он будет интересен не только ценителям и профессионалам, но и широкой публике.
Теперь о вашем вопросе. Сейчас в Национальном музее Пекина с большим успехом проходит выставка работ Ильи Репина, организованная Третьяковской галереей, ее посетило уже более 300 тыс. человек, в 2026 году в Гонконгском Дворце-музее откроется организованная нами выставка "Взгляд в Небеса: сокровища российских музеев", в которой вместе с Третьяковской галереей представят работы из своих коллекций Музеи Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник, в конце декабря этого года откроется наша выставка русского авангарда в Королевстве Оман, которая будет открыта до конца весны 2026 году.
— В этом году галерея много работала с современными художниками, продолжите ли вы эту деятельность в 2026 году?
— Одна из наших целей, можно сказать наша главная цель, — исследовать, сохранять, представлять и популяризировать искусство России. Русское искусство и искусство в целом — это не застывшая музейная классика, как часто принято считать, а живая, активно развивающаяся сущность. Мы проделали путь от древнерусских икон до авангарда, навсегда изменившего мировую культуру, фотографии, видеоарта, цифрового искусства. Каждая эпоха и каждое направление искусства — уникальный вклад в общую сокровищницу человеческой культуры, особый способ видеть и чувствовать мир. Поэтому мы, конечно, продолжим работать с современными художниками и современным искусством и в конкурсах молодых художников, которые Третьяковская галерея поддерживает, и в наших выставочных проектах. Один из таких примеров — наша выставка "Арктика. Полюс цвета", где представлена прекрасная коллекция художников работ XX и XXI века наравне с работами признанных классиков. Завтра на Крымском Валу откроется для посетителей ретроспектива работ Эрнста Неизвестного "Эпоха Неизвестного", которая, безусловно, будет интересна всем поклонникам современной графики, живописи и скульптуры. В 2026 году мы продолжим сотрудничество с международным конкурсом "Картина мира", и в честь юбилея мы объявим юбилейную номинацию "Вдохновленный русским", которой будут отмечены работы, в которых будет отражен диалог с нашим наследием, звучащий на языке современного искусства. Выставка финалистов в 2026 году состоится в залах нашего Самарского филиала. Так что в 2026 году в Третьяковской галерее для каждого из наших посетителей найдется что-то интересное, ведь любой музей — это в первую очередь про эмоции.



