Замглавы МИД РФ: Россия и Африка выводят отношения на новый уровень

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин в интервью ТАСС, приуроченном к министерской встрече в Каире 19–20 декабря, рассказал о новом этапе отношений с континентом, попытках Запада подорвать доверие к России и Китаю, а также обозначил те области сотрудничества, где наблюдается наибольший прогресс
Анна Фомина
06:00

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Вершинин

— Предстоящая в Каире министерская конференция Форума партнерства Россия — Африка пройдет впервые на Африканском континенте. Какие ожидания Россия связывает с этим мероприятием?

 Проведение министерской конференции Форума партнерства Россия — Африка впервые на африканской земле имеет особое значение. Это свидетельство твердого настроя государств континента на более активное участие в формировании общей российско-африканской повестки.

Сегодня наши традиционно дружественные отношения с Африкой вышли на качественно новый уровень и развиваются по восходящей траектории. Это стало возможным во многом благодаря совместным усилиям в рамках созданного в 2019 году главами государств и правительств нового диалогового формата — Форума партнерства Россия — Африка, призванного придать российско-африканскому взаимодействию более системный и комплексный характер.

В рамках форума успешно прошли два саммита: в Сочи в 2019 году и Санкт-Петербурге в 2023 году, а также первая министерская конференция в Сочи в ноябре 2024 года. По итогам петербургской встречи в верхах был принят масштабный План действий на 2023–2026 годы, охватывающий широкий спектр областей сотрудничества — от безопасности, энергетики и торговли до образования, науки, культуры и многих других сфер.

Министерские конференции своего рода институциональный механизм по координации выполнения достигнутых на высшем уровне договоренностей, в том числе реализации Плана действий. Предусмотрено их регулярное проведение в период между саммитами.

Каирское мероприятие — магистральное событие в российско-африканских отношениях в уходящем году. Рассчитываем, что оно придаст дополнительный импульс многоплановому сотрудничеству Россия — Африка на равноправной и взаимовыгодной основе. Нам предстоит подвести итоги совместной работы, проделанной за год с сочинской министерской конференции, и наметить перспективные направления дальнейшего взаимодействия.

Центральное место в повестке отведено вопросам торговли, экономики и инвестиций. Ожидаем по итогам дискуссий появление новых инициатив, направленных на раскрытие значительного, но пока еще в полной мере не реализованного потенциала в данных сферах. Предметно обсудим также ход реализации Плана действий, конкретные шаги для его выполнения в полном объеме.

На полях мероприятия запланированы отдельные переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова с африканскими коллегами, подписание документов, а также тематическая сессия с участием представителей российских и африканских организаций.

Как видите, программа министерской конференции в Каире будет весьма насыщенной, а ее итоги, безусловно, создадут необходимые условия для качественной подготовки третьего саммита Россия — Африка, запланированного к проведению в 2026 году.

— Нынешний российско-африканский министерский форум посвящен вопросам торговли, экономики и инвестиций. Как вы полагаете, насколько эффективными могут быть усилия на данных направлениях без устойчивого решения проблем безопасности на Африканском континенте?

— Разумеется, перспективы построения устойчивой архитектуры социально-экономического, инвестиционного, инфраструктурного, технологического развития Африки сложно представить без скорейшего преодоления остро стоящих перед континентом вызовов, связанных с вопросами мира и безопасности.

Проблемы здесь действительно есть, их влияние на ситуацию в Африке нельзя недооценивать. Это, в первую очередь, угрозы терроризма и экстремизма, трансграничной преступности, внутренних политических кризисов, межэтнических конфликтов, межгосударственных противоречий. Особенно непростая ситуация складывается в Сахаро-Сахельской зоне, на Африканском Роге, в районе Великих озер.

Уверены, что эффективного и долгосрочного урегулирования в горячих точках региона можно добиться прежде всего при ведущей роли в этом процессе самих африканцев и только в их интересах. Наши подходы на данном направлении основываются на безусловном уважении суверенитета африканских государств, принципах взаимного уважения и равноправия, ненавязывания готовых решений, оказания помощи в тех сферах и в том объеме, о которых просят наши африканские партнеры. Неизменно выступаем в поддержку краеугольного принципа "африканским проблемам — африканское решение" и поставленной Африканским союзом в "Повестке дня — 2063" ключевой цели "заставить оружие молчать" к 2030 году.

В соответствии с задачами Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 года — в частности, поддерживать суверенитет и независимость государств Африки посредством оказания им помощи в сфере безопасности, а также содействовать урегулированию и преодолению вооруженных конфликтов на Африканском континенте — способствуем укреплению оборонных возможностей африканских стран. Помогаем формированию их потенциала противодействия внутренним и внешним угрозам, в первую очередь террористическим.

При этом не все зависит только от самой Африки. Так же, как в период западного колониализма, откуда берут истоки многие современные проблемы континента, регион все еще подвержен сильнейшему внешнему влиянию. В большинство кризисных ситуаций вплетены интересы внеконтинентальных стран и транснациональных корпораций, в первую очередь бывших метрополий. Они продолжают выкачивать местные ресурсы, манипулировать политическими процессами. Используют финансово-экономическую зависимость государств и организаций Африки для навязывания собственных "правил", втягивания их в геополитические авантюры Запада против России, Китая и так далее.

Серьезнейшую угрозу не только для Африки, но для всего мира представляют преступные действия киевского режима и его покровителей, сотрудничающих с местными террористическими группировками и оказывающих им поддержку. Задействуют их, в частности, для террора мирного населения отдельных государств Сахеля, осуществления диверсий против интересов не только России, но и других государств.

Такой конфронтационной политике Запада, цинично пренебрегающей безопасностью и развитием Африки, следует противопоставить объединение усилий мирового большинства для окончательного избавления континента от западного диктата и любых форм неоколониализма. Африканцы должны обладать всеми возможностями самостоятельно распоряжаться национальными ресурсами во благо решения стоящих перед ними социально-экономических задач, а не продолжать оплачивать за свой счет благосостояние США, Евросоюза, НАТО и их союзников. Мы в этом всегда будем готовы подставить плечо нашим африканским друзьям.

— В Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 года зафиксировано намерение нашей страны "способствовать дальнейшему становлению Африканского континента как самобытного и влиятельного центра формирующегося полицентричного мирового порядка". Что это значит на практике?

— Действительно, в Концепции внешней политики Российской Федерации определен целый комплекс направлений, по которым российская сторона намерена развивать сотрудничество с Африканским континентом на двусторонней и многосторонней основе.

Поддерживаем африканских друзей в реализации масштабных планов, обозначенных в стратегическом документе Африканского союза "Повестка дня — 2063". Выступаем на стороне Африки в вопросах укрепления ее коллективного суверенного голоса на международной арене с опорой на принципы Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязи. Солидарны со стремлением африканских стран к достижению справедливой представленности в Совете Безопасности ООН в соответствии с общей позицией континента, закрепленной в "консенсусе Эзулвини" и Сиртской декларации.

После достижения в 1960-е годы при поддержке СССР странами Африки исторической цели — политической независимости — на сегодняшний день перед Африканским континентом стоит не менее важная и, скорее всего, не менее сложная задача. Речь идет об обеспечении подлинного, всеобъемлющего экономического, энергетического, технологического суверенитета африканских государств. Континент, несомненно, обладает достаточным для этого потенциалом — колоссальными человеческими ресурсами, благоприятной демографической динамикой, обширными рынками, серьезной сырьевой базой и все более заметной ролью в глобальных производственно-сбытовых цепочках.

Видим, что сегодня африканцы проявляют особый интерес к уникальным российским знаниям и опыту в самых различных секторах производства, которые мы накопили в последние годы в вопросах суверенного развития с опорой на внутренние ресурсы.

Мы твердо нацелены на расширение торгово-экономического сотрудничества с Африкой в таких передовых областях, как мирный атом, космос, фармацевтика, цифровизация государственного и муниципального управления, а также банковского сектора. Нашими экономоператорами успешно осуществляется целая серия проектов: разработка месторождения "Марин-12" с плавучим комплексом по производству и хранению СПГ, прокладка нефтепродуктопровода в Республике Конго, строительство Российской промышленной зоны и АЭС "Эль-Дабаа" в Египте и так далее.

Одно из приоритетных направлений — помощь Африке в обеспечении себя продовольствием. Уделяем внимание созданию устойчивых запасов и локализации производства конечной продукции в духе положений Кампальской декларации Африканского союза, принятой в январе текущего года. Осуществляем трансфер технологий и опыта в агрономии, производстве удобрений, ирригации, рыболовстве. В развитие договоренностей первой министерской встречи Россия — Африка 2024 года провели в ноябре этого года международную конференцию по вопросу обеспечения продовольственного суверенитета стран Африки в Аддис-Абебе (Эфиопия), в ходе которой была заложена основа для реализации конкретных проектов.

Широкие перспективы для взаимодействия имеются в сфере недропользования с прицелом на создание добавочной стоимости для африканских государств от переработки ресурсов на континенте. Именно этой задаче был посвящен первый форум Российско-африканского сырьевого диалога в октябре текущего года, организованный на базе Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, обладающего нужными компетенциями в данной области.

— Что вы можете сказать по поводу гуманитарной составляющей нашего взаимодействия с Африканским континентом? Какие российские приоритеты можно выделить на этом направлении?

— Сотрудничество в сфере образования — традиционно одно из ключевых направлений нашей деятельности в Африке. Солидный фундамент здесь был заложен еще во времена Советского Союза, когда десятки тысяч африканцев после обучения у нас деятельно участвовали в становлении государственности и налаживании национального хозяйства молодых африканских стран. В настоящее время наблюдаем возрождение на континенте интереса к получению качественного и конкурентоспособного российского образования и изучению русского языка.

Принятый по итогам второй российско-африканской встречи на высшем уровне План действий Форума партнерства Россия — Африка на 2023–2026 годы уделяет первоочередное внимание вопросам подготовки среди африканцев высококвалифицированных кадров. Убеждены, что, вернувшись в свои страны, они смогут обеспечить их экономический и технологический суверенитет. На сегодняшний день в российских вузах по всем формам обучения получают образование более 32 тыс. студентов из государств Африки. Наибольшей популярностью пользуются медицинские и технические специальности, инженерное дело, образование в сфере сельского хозяйства и животноводства, а также гуманитарные дисциплины, IT-направления и сфера искусственного интеллекта.

Расширяются возможности для изучения русского языка и нашей культуры. В 27 странах Африки успешно функционируют Центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.

Наращиваем взаимодействие в таких важных сферах, как здравоохранение, борьба с эпидемиями и чрезвычайными ситуациями. Африка остро нуждается в помощи России в обучении специалистов-медиков, научно-методической поддержке и проведении совместных исследований по изучению опасных инфекций, в развитии лабораторной инфраструктуры.

17–19 апреля 2024 года в Кампале (Уганда) прошла первая Российско-африканская международная конференция по борьбе с инфекционными заболеваниями, собравшая более 150 представителей из 16 стран. Прорабатываются вопросы о времени и месте проведения второй конференции в 2026 году. В апреле 2025 года в Аддис-Абебе состоялись первые российско-африканские международные учения команд быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера. В Гвинее и Бурунди успешно работают совместные центры по изучению инфекций. По российским методикам обучено более 200 африканских специалистов, проведены совместные исследования по изучению свыше 50 опасных инфекций.

Развиваем в Африке сеть мобильных противоэпидемических лабораторий российского производства. 16 лабораторий уже работают, до конца 2025 года будут поставлены еще четыре. В 2024 году африканским партнерам были переданы российские тест-системы для диагностирования оспы обезьян, в 2025 году — геморрагической лихорадки Эбола. В 2025 году Зимбабве и Республике Конго оказана помощь в борьбе с холерой, Уганде — со вспышкой лихорадки Эбола.

— Солидарный голос африканских стран звучит сегодня как никогда громко, ширятся и крепнут их связи с другими центрами мировой политики. Известно, что ключевая роль в интеграционных процессах на континенте принадлежит Африканскому союзу. Как развиваются наши связи с этим панафриканским объединением?

— В исторической перспективе взаимодействие России и Африканского союза уходит корнями в период деколонизации Африканского континента. СССР сыграл важнейшую роль в демонтаже колониальной системы и оказал содействие независимым странам Африки в формировании основ государственности, становлении национальных экономик, развитии народного хозяйства, подготовке квалифицированных кадров.

Сегодня Африка выходит в авангард глобальной политики, становясь полноценным субъектом складывающегося на наших глазах нового полицентричного миропорядка. Ключевым координирующим центром этих процессов, включающих в себя формирование африканской архитектуры безопасности, развитие политической и социально-экономической кооперации, повышение роли Африки в системе международных связей, является Африканский союз. Выстраивание с ним взаимовыгодного партнерства является внешнеполитическим приоритетом России, обеспечивая комплексность и всесторонность наших отношений с Африкой, дополняя и насыщая двусторонние связи с каждой из стран континента. С решением этих важных задач связаны и структурные изменения, произошедшие в МИД России, — в начале 2025 года создан профильный департамент партнерства с Африкой.

Наши связи с Африканским союзом расширяются с опорой на подписанный в Сочи в 2019 году Меморандум о взаимопонимании между правительством Российской Федерации и Африканским союзом об основах взаимоотношений и сотрудничестве и принятый в Санкт-Петербурге в 2023 году План действий Россия — Африканский союз на 2023–2026 годы. Поддерживаем диалог с афросоюзовцами по различным аспектам двусторонней, международной и региональной повестки дня. Соответствующие контакты с руководством комиссии Афросоюза состоялись на полях торжественных мероприятий по случаю празднования 80-летия Победы в Москве и очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Налаживаются отношения в таких наукоемких сферах, как мирное освоение космического пространства — между ГК "Роскосмос" и недавно созданными Африканским космическим агентством — и использование ядерных технологий в интересах технологического развития народного хозяйства государств Африки.

— На Африканском континенте активно развиваются самые разнообразные многосторонние форматы сотрудничества. Как Россия выстраивает взаимодействие с другими интеграционными объединениями Африки?

— Россия уделяет все большее внимание выстраиванию многопланового сотрудничества с субрегиональными сообществами Африки. В частности, в нынешнем году была проделана большая работа по расширению двусторонней договорно-правовой базы — с Общим рынком Восточной и Южной Африки, Экономическим сообществом государств Западной Африки, Восточноафриканским сообществом. Разрабатываются планы действий с Межправительственной организацией по развитию, Сообществом развития Юга Африки, Экономическим сообществом государств Центральной Африки.

Состоялись контакты с руководством и представителями некоторых вышеуказанных структур, например, Общего рынка Восточной и Южной Африки и Межправительственной организации по развитию. Переговоры показали, что существует солидный потенциал взаимовыгодного сотрудничества на различных треках, который нам предстоит реализовать в самое ближайшее время. Африканцам прекрасно известно, что по отдельным направлениям Россия обладает неоспоримыми преимуществами и наработанными компетенциями, не имеющими аналогов в мире. Как, например, в уже упоминавшихся космической и ядерной сферах.

Большой потенциал видим в новых региональных форматах, нацеленных на суверенное развитие африканских стран. В этом плане придаем особое значение укреплению сотрудничества с Конфедерацией государств Сахеля (АГС), объединяющей дружественные нам Буркина-Фасо, Мали и Нигер.

К сожалению, странами Запада ведется массированная кампания по дестабилизации ситуации в странах АГС, находящихся в авангарде борьбы с терроризмом в Африке. Видим в качестве первоочередной задачи России укрепление контртеррористических возможностей Конфедерации, содействие социально-экономическому развитию ее стран-участниц.

В этих целях в дополнение к усилиям на двустороннем треке в текущем году был запущен новый формат: Россия — АГС. В апреле провели первую встречу министров иностранных дел, ставшую внешнеполитическим дебютом Конфедерации. После этого состоялись переговоры министров юстиции, обороны, образования. Рассчитываем данную позитивную динамику поддерживать и на других направлениях.