В Севастополе, который чуть больше двух лет назад воссоединился с Россию, впервые произошли серьезные кадровые перестановки в верхнем эшелоне власти. Владимир Путин 28 июля назначил временно исполняющим обязанности губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова, который ранее занимал должность замминистра промышленности и торговли РФ. Профессиональный финансист, юрист, поработавший в реальном секторе экономике и на государственных должностях, сменил на посту главы Севастополя кадрового военного, вице-адмирала Сергея Меняйло.
Весной текущего года, приставка и.о. появилась у председателя Законодательного собрания Севастополя. Возглавлявший его на тот момент Алексей Чалый досрочно сложил с себя полномочия, а Екатерина Алтабаева стала исполнять обязанности председателя.
Одной из причин отставки Чалого эксперты называли конфликт с губернатором Меняйло, который вылился в инициативу группы севастопольцев провести референдум о введении прямых выборов губернатора, а на уровне Заксобрания - в попытки принятия закона о прямых выборах губернатора.
На сегодняшний день в Севастополе сложилась уникальная ситуация: два руководителя – губернатор и председатель Заксобрания, работают с приставкой и.о.
В интервью ТАСС врио главы Севастополя Дмитрий Овсянников рассказал о том, будут ли в правительстве отставки, как будет формироваться его команда, появятся ли в ней люди "с материка", как сейчас выстраиваются отношения врио губернатора с Чалым и о том, как будет жить Севастополь в ближайшие годы.
- Дмитрий Владимирович, практически сразу после своего прихода на должность вы начали формировать новый состав правительства Севастополя. Каковы принципы формирования команды, которая будет с вами работать? Планируете ли приглашать профессионалов "с материка", у которых уже есть большой опыт работы в рамках российского законодательства?
- Во-первых, я попросил депутатов Законодательного собрания и значимых для города людей, заинтересованных в развитии Севастополя, сформулировать свои предложения по кандидатурам в правительство. Предложил совместно обсуждать и рассматривать возможных претендентов не только на должности заместителей губернатора, которые согласно Уставу Севастополя подлежат обязательному согласованию с депутатами, но и руководителей департаментов правительства.
При этом, подчеркиваю, что никакого ограничения на чиновников с местной пропиской в городе у меня, конечно, нет. Основное мое требование к возможным кандидатам — это профессионализм. Каждый день я знакомлюсь с людьми и уже сейчас могу сказать, что действующей команде среди руководителей департаментов есть крепкие профессионалы.
Я допускаю, что в числе претендентов на посты в правительстве города могут быть не только представители Севастополя. Такая тенденция – привлечения профессионалов, как говорят, "с материка", в городе наблюдалась и раньше. Сейчас в числе кандидатов, которых мы обсуждаем и рассматриваем, есть иногородние, их предлагаю не только я, но и сами депутаты.
- О своем уходе из правительства буквально через неделю после вашего назначения, заявили два заместителя губернатора – Алексей Еремеев и Александр Решетников. Это было ваше решение расстаться с ними?
- Я сам не делал им предложений об увольнении, это была их инициатива. Я удовлетворил поступившие ходатайства. Возможно, они посчитали целесообразным уйти и не стали дожидаться профессиональной ревизии своей деятельности. Мы же понимаем, что при принятии решения о сохранении того или иного чиновника на занимаемой должности в первую очередь оценивается, что он делал на своем посту, насколько эффективно выполнял свою работу. Данные сотрудники решили не дожидаться такой оценки. Ведь одно дело, когда чиновник уходит сразу по собственному желанию, другое - когда через некоторое время с ним расстаются.
- А как вы будете оценивать профессиональные качества тех кандидатов, кого вам предложат на освободившиеся должности в правительстве?
- Критериев оценки много: достижение поставленных целей, оценка Законодательным собранием, населением, федеральным центром.
Могу сказать наверняка, случайных людей в правительстве не будет. Мы проведем детальное обсуждение кандидатур с депутатами, профессиональным сообществом, с федеральным центром, постараемся выявить способности каждого. В первую очередь, хочется понять как человек, который будет работать в правительстве, видит решение той или иной проблемы Севастополя и как представляет себе развитие вверенного ему направления. Узнаем также и мнение будущих подчиненных. Важны не только профессиональные, но и личностные человеческие качества.
Мы понимаем, что преимущества здесь у тех, кто работал в городе и знает основные проблемы, требующие решения. Но опыт людей со стороны будет тоже востребован. Самое главное - решение по кандидатурам мной будет приниматься совместно с Заксобранием.
- Планируете ли вы ввести должность первого заместителя губернатора?
- Нет, такой должности в правительстве Севастополя не было и не будет.
- Вы уже говорили о том, что важно провести реструктуризацию правительства Севастополе, речь шла не только о смене людей, но и структурных изменениях. Чего именно, по-вашему, сейчас не хватает в структуре правительства и какие новые направления могут появится?
- Главное – севастопольскому правительству сейчас не хватает системности в работе. Его структура не отражает те приоритеты, которые есть у города. Я уже подготовил проект изменений. Подбор людей на должности мы будем проводить исходя из новой структуры и функционала. Она предполагает в том числе создание новых департаментов. Ряд подразделений в структуре администрации могут быть объединены, ряд – выделены в самостоятельные направления.
К примеру, в любом городе есть блок вопросов, связанный с развитием транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры. Но в той же Москве это направление является одним из приоритетных, а здесь не получает должного внимания и не имеет достаточного веса. В органах власти оно представлено на уровне рядового управления в составе департамента городского хозяйства. Соответственно, не осуществляется должное управление процессами, что не позволяет достигать высоких результатов.
Я буду выстраивать структуру и команду правительства не на месяц и не на полгода, а на длительный срок. Поэтому, когда я говорю об изменении структуры правительства, я понимаю необходимость пересмотра действующей стратегии развития Севастополя, определение приоритетов развития. Это два параллельных процесса.
- Дмитрий Владимирович, есть мнение, что общество, управленческие элиты в Севастополе сильно политизированы. Речь идет о некоем противостоянии по вопросам развития города между бывшим губернатором Сергеем Меняйло и бывшим председателем Заксобрания Алексеем Чалым. Будете ли вы менять в администрации людей из команды Сергея Меняйло?
- Что такое "команда Меняйло"? Есть правительство Севастополя, предложения и рекомендации по кандидатурам чиновников, работающих в нем, поступали от значительного круга лиц.
Есть часть руководителей, предложенных федеральным центром на должности директоров департаментов и их заместителей. Например, глава департамента финансов Владимир Штоп. За прошедшее время я увидел, что он всеми воспринимается как достаточно крепкий профессионал. Вы его называете членом "команды Меняйло"? Или он все же член правительства Севастополя? Я негативно отношусь к формулировке "команда Меняйло".
Отставки будут, но нельзя говорить, что будут уходить люди из "команды" Меняйло. Если какой-то человек будет отстранен – значит он не соответствует занимаемой должности.
- Ведете ли с кем-то переговоры по поводу формирования нового состава правительства?
- Я не веду переговоры. Я встречаюсь и знакомлюсь с большим количеством людей, пытаюсь понять, с кем мне предстоит работать, выясняю позицию по различным вопросам. Глава региона, в моем понимании, прежде всего, отвечает за развитие экономики, поэтому я больше сконцентрирован на решении экономических вопросов.
- В Севастополе есть инициативная группа, которая еще недавно настаивала на проведении референдума о введении прямых выборов губернатора. Готовы ли вы поддержать такую инициативу?
- Как исполняющий обязанности я не могу выступать с инициативой внесения соответствующих изменений в Устав города. Но если депутаты внесут такое предложение и примут его, я это решение поддержу, и буду готов участвовать в выборах.
- Как строятся ваши взаимоотношения с Чалым?
- Мы общаемся с Алексеем Михайловичем в рабочем режиме. Сегодня, например, обсуждали вопросы местного самоуправления.
Речь идет о необходимости корректировки местного закона, регулирующего эту сферу. Мы планируем после выборов 18 сентября передать довольно большой объем полномочий на уровень десяти севастопольских муниципальных образований. Мы обсуждали этот вопрос подробно, с цифрами, вариантами развития событий, с учетом рисков, которые могут возникнуть. Мы думаем и о том, что необходимо обучать людей – воспитывать управленцев, которые никогда не работали на уровне муниципалитетов.
- Поступало ли от вас в адрес Алексея Чалого предложение об активном включении в законодательную деятельность, шла ли речь и возвращении его на пост председателя Заксобрания?
- Я предложил депутатам на их усмотрение утвердить председателя Заксобрания. Либо Алексея Чалого, либо Екатерину Алтабаеву, которая сейчас исполняет обязанности. Больше никаких предложений с
моей стороны не высказывалось. Решение в данном случае будет за депутатами. Именно они будут определять как время обсуждения данного вопроса, так и кандидатуры. Насколько знаю, меня услышали, рассчитываю на то, что вопрос с утверждением будет решен в скором времени и Севастополе хотя бы один руководитель будет без приставки и.о.
- Дмитрий Владимирович, какие направления вы считаете приоритетными в развитии Севастополя?
- Безусловно, приоритетными являются все компетенции, связанные с обслуживанием Черноморского флота. Не с развитием, это не в наших полномочиях, а именно с обслуживанием. Флот развивается без нас, он имеет хорошие программы обновления в рамках госпрограммы развития оборонно-промышленного комплекса. Мы на уровне города понимаем, что нужно как можно более полно использовать те сопутствующие направления, которые связаны с обслуживанием флота - судоремонтом, сервисом, бытовым обслуживанием, строительством.
Второй приоритет — это отрасли, которые сейчас поддерживаются в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года". Это здравоохранение, образование, культура, инфраструктура, строительство индустриального парка, энергетическая инфраструктура. Я вижу здесь большой потенциал для индивидуальных малых и средних предпринимателей.
Третье — это туризм. Мы имеем великолепные возможности в этой сфере, но не умеем их использовать. Нам нужно выстроить в индустрии гостеприимства качественную инфраструктуру, научится работать с туристом, предлагать хороший сервис и услуги. Одним из интересных направлений может быть событийный туризм. Меня поразило большое количество патриотических, исторических, культурных мероприятий, которые проводятся в Севастополе. Нужно использовать интерес жителей страны к городу–герою его истории, традициям и культуре – со стороны российских регионов он очень высок. К нам едут дети со всей страны, потому что именно здесь не просто отдых, а есть и патриотическое воспитание, и природно-климатические условия, и спорт. Есть много возможностей, нам нужно их использовать.
Но базовая вещь, которая будет развивать город, делать его комфортным для жизни и приятным для посещений гостей, и это, пожалуй, самое главное — это благоустройство. Мы говорим о чистых улицах, благоустроенных скверах, парках и пляжах. Необходимо, чтобы севастопольцы и гости чувствовали себя в городе комфортно.
- А какой вы видите потенциал развития промышленности и оборонно-промышленного комплекса в Севастополе? Можно ли говорить здесь о каких-то новых точках развития?
- В Севастополе в судоремонтной отрасли занято более 120 предприятий, это по большей части в основном мелкие компании и лишь несколько крупных. Крупными являются Севморзавод и судоремонтный завод № 13. У ряда предприятий будущее связано с интеграцией в Объединенную судостроительную корпорацию. ОСК планирует направить на развитие Севморзавода более 7 млрд рублей.
Крупный холдинг "Вертолеты России" тоже имеет серьезные планы и стратегию по развитию этого Севастопольского авиапредприятия. Именно сейчас правительством Севастополя принято постановление о передаче авиапредприятия холдингу "Вертолеты России". Надеемся, все планы холдинга будут реализованы.
Благодаря поддержке федерального центра, крупных компаний, те отрасли, которые раньше были хорошо развиты в Севастополе, уже сейчас работают и в ближайшее время получат новые возможности для развития.
Я также в ближайшее время делал бы ставку на отрасли, отражающие конкурентные преимущества Севастополя. Это предприятия радиоэлектронного кластера, где есть и хорошие инжиниринговые разработки. Существуют планы реализации национальной технологической инициативы по модернизации энергетической инфраструктуры города – в этом направлении мы должны быть победителем и станем им. За счет этого будут созданы новые компетенции в других отраслях, повысится роль Севастопольского государственного университета.
- Если город хочет развивать туризм, логично, что ему нужен собственный аэропорт. Какова перспектива развития гражданского аэропорта "Бельбек"?
- Конечно, свой гражданский аэропорт для города очень важен, но эту позицию власти и жителей Севастополя нужно еще доказать, обосновать перед федеральным центром. Серьезным аргументом может быть то, что аэропорт Симферополь не будет справляться с нагрузкой, наличие инвестора, или какие-то иные веские причины. Я буду искать аргументы для возвращения к проекту гражданского аэропорта. Если же у меня не будет аргументов, то аэропорт будет развиваться в той концепции, которая была утверждена, речь идет о военных и чартерных рейсах.
- Как вам видится развитие города, и как вы относитесь к идее переноса административного центра за пределы исторической части?
- Перенос административного центра входит в созданную ранее стратегию развития Севастополя. Можно сказать, что мы уже сейчас работаем по реализации отдельных элементов этой стратегии. Мы обсуждаем в рабочем режиме переезд правительства и Заксобрания в помещения Банковской академии. Прорабатываем с Росморпортом вопросы логистики береговой линии и всех причальных сооружений. То есть мы уже проводим ряд действий, связанных с развитием в Севастополе туризма, дорожно-транспортного развития.
- Испытывает ли Севастополь как многие регионы страны некую нехватку бюджетных средств на реализацию всех стоящих перед городом задач?
- У нас нет проблемы нехватки бюджетных средств. У нас есть внимание федерального центра и есть собственная растущая ресурсная база. В этом году прирост по сбору налогов по итогам года составит 50%, в первом полугодии собираемость налога на прибыль и НДФЛ уже выросла почти на 40%. Соответственно, существует не проблема нехватки ресурсов, а проблема их неэффективного использования.
- С этим вы связываете все отставания по реализации Федеральной целевой программы в республике Крым и в Севастополе в частности? И как вы намерены решать эту проблему?
- Первое решение этой проблемы – это кадры, второе — их дальнейшее обучение и повышение профессиональных навыков. Люди не умеют и не знают как работать в рамках федерального законодательства с документами, поэтому и возникают проблемы так называемого освоения бюджетных средств. У нас уже налажена система работы по ФЦП, по оставшимся 16 объектам, где сейчас есть небольшое отставание, мы войдем в график до 1 сентября. Соответственно, острая фаза проблемы, которую вы назвали, по большому счету, прошла, сейчас ситуация несколько иная нежели была два года назад, севастопольцы накопили достаточный опыт.
Уже сейчас задержек с освоением денег становится все меньше. В первом полугодии текущего года их меньше, чем в 2015 году, во втором полугодии их будет еще меньше.
- Но только лишь за счет ФЦП все вопросы развития города не закрыть. До сих пор сохраняются проблемы привлечения инвесторов с материковой части России, и это несмотря на то, что в Севастополе действует свободная экономическая зона. Мы пока не увидели инвесторов, готовых вкладывать миллиарды рублей. Как вы оцениваете эффективность экономической зоны в Севастополе?
В любом российском регионе, вне зависимости от наличия свободных экономических зон, инвесторов, вкладывающих миллиарды рублей, не так много. На крымском полуострове в условиях санкций, конечно, должен быть создан механизм, стимулирующий дальнейшее вложение средств и увеличение объемов производства как для тех, кто уже здесь работает, чтобы компании понимали, что не нужно сворачивать производство или переносить его в другие субъекты России, так и для новых инвесторов.
Режим свободной экономической зоны на Крымском полуострове был объявлен два года назад. Сделано это для того, чтобы стимулировать, в том числе, развитие Севастополя и Республики Крым. Я считаю, что все предпринятые меры по привлечению инвесторов сработали. У нас за полгода на 40% выросла собираемость налогов по сравнению в прошлым годом. Вы считаете, что это не свидетельствует об увеличении экономической активности? Я, конечно, прекрасно понимаю, что такой результат нельзя связывать напрямую только лишь с действием СЭЗ. Но наличие СЭЗ уравнивает шансы севастопольских производителей и производителей из других субъектов РФ, у которых нет санкций, запретов на взаимодействие и заход торговых судов в порты, у которых нет такого длинного логистического плеча по перевозке продукции и комплектующих через Керченский пролив.
Я думаю, что полноценный эффект от работы ОЭЗ мы будем ощущать значительно позже – через несколько лет.
- Не можем не задать несколько вопросов личного характера. На юге говорят: "Принял или не принял город". Вас Севастополь принял?
- Город мне очень понравился. Я рад, что моя работа началась с празднования Дня Военно-морского флота, это меня зарядило и вдохновило. Когда я сошел с катера, на котором вместе с командующим флотом принимали парад, у меня было потрясающее ощущение патриотизма и гордости за страну и Севастополь и живущих в нем людей, которые во время "крымской весны" отстояли право жить в родной стране.
Севастополь — это город, на который сейчас смотрит вся страна. Он очень открытый, любая информация появляется мгновенно, люди высказывают мнения, они активно участвуют в городской жизни, искренне сопереживают всему, что происходит в родном городе. Мне это нравится, но в тоже время ты понимаешь, что здесь нельзя просто обещать, здесь очень высок уровень ответственности за слова и поступки. Севастопольцам не удастся пообещать и не выполнить, нельзя решить что-то, не посоветовавшись с народом, здесь есть своя специфика, связанная с Черноморским флотом и русскими моряками, есть точки роста, по которым необходимо работать, и есть особое внимание федерального центра.
Насчет "принял или не принял" город могу сказать, что по крайней мере все пожелания жителей в мой адрес пока носят только положительный характер.
- То есть вы с людьми, с жителями на улицах уже успели пообщаться?
- Да, пообщался. Для меня важна обратная связь, важно понимать, что думают жители. Я вижу как реагирует общественность на происходящее в том числе в сети Facebook. Для меня принципиально, чтобы все решения, касающиеся развития города, его внешнего вида, принимались с учетом мнения горожан.
- А ваша семья готова переехать в Севастополь из Москвы?
- Моя семья ко всему готова. Она всегда следует за мной. Вы видимо не знали, что у меня дети родились в разных городах: в Ижевске, в Кирове, в Перми. Конечно, семья готова к переезду и будет здесь уже к новому учебному году.
- А не смущает ли вас то, что против вас лично введут санкции из-за того, что вы стали и.о. губернатора Севастополя?
- Так как это решение от меня не зависит, я буду работать в той конфигурации в отношении меня, которая сложится.