26 ноября 2016, 12:00
Интервью

Лечи Гарсаев: умыкание невест и стрельба на свадьбах не являются традициями чеченцев

ТАСС
Заведующий отделом этнографии Академии наук Чеченской Республики Лечи Гарсаев высказал в интервью ТАСС свое мнение о том, как должен себя вести кавказец за пределами республики

Чеченская Республика — одна из самых узнаваемых в мире. И не последнюю роль в этом сыграли местные адаты ("обычаи" — араб.), которые за столетия сложились в свой особый свод правил поведения, став неотъемлемой частью повседневной жизни представителей народа. Некоторые традиции за пределами региона вызывают удивление и эпатируют. 

Заведующий отделом этнографии Академии наук Чеченской Республики Лечи Гарсаев в интервью ТАСС рассказал о разработанном в регионе своде правил поведения на свадьбах, о запрете бракосочетания без проверки на ВИЧ, а также о поведении чеченской молодежи.


 Лечи Магомедович, недавно стало известно, что в Чечне разработан свод правил поведения на свадьбах, который запрещает в числе прочего акробатические трюки в танцах, разрезание свадебного торта, танец невесты на свадьбе. Чем были продиктованы такие меры и как они действуют на практике?

— То, что происходило порой на свадьбах, — это было оскорблением наших обычаев и традиций. 

Даже просто если взять традиционный чеченский танец, который был деформирован некоторой частью молодежи и просто исполнялся совершенно неправильно. И когда стало известно, что разработан свод правил, общество восприняло эту новость однозначно с одобрением. Люди благодарны властям за то, что не дали превратить свадебные мероприятия в какую-то клоунаду. И принятие определенных мер назревало давно.

У чеченцев есть традиционный свадебный этикет. Нашими предками эти вопросы предусматривались до мелочей. И нам не нужно изобретать велосипед. Но то, что в недавнем прошлом творилось на некоторых свадьбах, особенно касательно танцев, оскорбительно. Другими словами, я считаю, это было форменным издевательством.

Неизвестно, чем бы это все закончилось по отношению к традициям народа, если бы не Рамзан Кадыров и его команда, которые обратили внимание на эту проблему. В итоге были приняты конкретные шаги для решения этого вопроса. Все это дало свои результаты — ситуация уже сегодня изменилась в лучшую сторону.

В недавнем прошлом в Чечне остро стояла проблема умыкания невест, но и здесь, насколько известно, после вмешательства властей навели порядок?

— У нас какое-то вольное отношение было к девушке. Хватали, бросали в машину и увозили восвояси. Потом подключались так называемые народные дипломаты, представители старейшин. И на этом конфликт завершался в пользу жениха. И все! 

К большому счастью, сейчас это чудовищное явление, которое опять же не имеет никакого отношения к нашим обычаям и традициям, искоренено. Если кто-то рискнет, то, помимо огромного штрафа, его привлекут к ответственности в уголовном порядке. Поэтому есть порядок! Еще раз хочу сказать: нам не нужно вносить коррективы в наши обычаи и традиции, иначе мы проиграем.

В последнее время в СМИ и социальных сетях много разговоров о стрельбе в воздух на свадьбах. И в Чечне, насколько нам известно, была актуальна эта проблема. Откуда берет начало явление стрельбы на свадьбах в ряде республик СКФО? 

— Могу уверенно сказать, что та стрельба, о которой идет речь, имеет мало общего с традициями.

Действительно, до недавнего времени любое свадебное шествие сопровождалось в Чечне стрельбой. Но этой проблеме в республике тоже положен конец. Откуда истоки этого явления? Исторически у нас не было такой традиции, чтобы стрелять на свадьбах ради развлечения. Да, в ранние времена, когда везли невесту и приближались к аулу, могли произвести один–два выстрела как сигнал местным жителям, чтобы встречали невесту. И все. Делалось это не ради забавы. А теперь нам внушают, что, дескать, была такая традиция. Это ложь! Не было такой традиции среди чеченцев.

— Несколько лет назад в Чечне запретили вступать в брак без проверки на ВИЧ. И, насколько мы понимаем, тема довольно щепетильная, учитывая строгие обычаи и традиции чеченцев. Как отреагировали на подобную инициативу в чеченском обществе и как она прижилась?

— Это была исключительно правильная мера. Она сохраняет семью, потомство и в конечном итоге здоровье нации. В широком смысле имеет огромное значение бракосочетание с предоставлением справки на ВИЧ/СПИД. Никто не застрахован от того, что эта беда коснется наших детей, внуков, племянников. Поэтому, я считаю, обязательно нужно требовать справку и непременно ее предъявлять. Ничего плохого в этом нет. Мы же видим, как эта эпидемия постепенно обхватывает различные регионы. И поэтому я считаю, что принятые в Чечне меры правильные и своевременные.

Глава Чечни Рамзан Кадыров уделяет много внимания вопросам чеченских студентов, обучающихся в других регионах, в том числе и в Москве. Более того, он неоднократно говорил, что те студенты, которые не умеют себя достойно вести, будут возвращены обратно в республику. Скажите, с точки зрения местного менталитета какую оценку можно дать представителю чеченского народа, если он ведет себя неподобающе в обществе?

— Никогда в Чечне не пользовался уважением молодой человек, который ведет себя недостойно в чужих краях. Традиционно так сложилось, что позорящий свою нацию человек заслуживал презрения в чеченском обществе. Это правило остается и по сегодняшний день. В прошлом даже были формы общественного порицания в отношении таких людей — их объявляли проклятыми, изгоняли из аула. Соответствующее наказание применялось к людям, которые в том числе плохо относились к представителям другой национальности. 

Чеченская молодежь в регионах страны в последнее время считается беcпроблемной. Вот к таким положительным моментам и нужно всегда стремиться.

Наши адаты категорически запрещают мешать в чем-то людям, это можно отнести и к танцам в неположенных местах. Более того, у наших предков считалось позорным танцевать где попало и как попало. Есть специально отведенные места или какие-то мероприятия, где танец может быть востребован и даже поощряем. Если есть повод — это другое дело. Я это в целом говорю, и не только в отношении чеченцев. Кстати, чеченская молодежь в регионах страны в последнее время считается беcпроблемной. Вот к таким положительным моментам и нужно всегда стремиться.

 Чеченский язык несколько лет назад был включен ЮНЕСКО во "Всемирный атлас исчезающих языков". На ваш взгляд, имеет ли под собой основания подобное утверждение? 

— Не знаю, насколько обоснованно утверждение ЮНЕСКО, но абсолютно уверен, чеченский язык не исчезнет. Хотя порой бывают тревожные симптомы, которые заставляют задуматься об этом. В европейских странах проживает около 60 тыс. чеченцев, на Ближнем Востоке порядка 80 тыс., в Средней Азии более 100 тыс. человек. Конечно, когда мы оторваны от своих родных корней, язык деформируется, теряется. Этнические группы ассимилируются в том обществе, в котором они пребывают. Но думаю, что любой здравомыслящий чеченец не допустит этого. На чеченском языке говорят около 3 млн представителей нашего народа по всему миру. 

Есть еще один очень важный момент: язык бережно хранить и передавать из поколения в поколение. Условия для этого у нас созданы. Даже свои совещания и встречи в республике Рамзан Кадыров проводит на родном языке. При таком подходе вряд ли есть угроза вымирания языка.