Мировые СМИ внимательно следят за событиями в Сирии. Ежедневно газеты публикуют тревожные репортажи из зоны конфликта. О том, как на самом деле обстоит ситуация в стране, в беседе с ТАСС рассказала британская журналистка Ванесса Били.
В течение длительного времени она собирала свидетельства об условиях жизни мирного населения в Сирии, встречалась с представителями различных политических течений, в том числе оппозиционных, а также побывала в зоне боев в Алеппо, где на месте смогла ознакомиться с ситуацией.
— Недавно вы побывали в Сирии в качестве независимого журналиста. Какие у вас впечатления от этой поездки?
— Во-первых, я должна сказать, что западные СМИ весьма избирательно подходят к освещению ситуации в Сирии. Реальное положение вещей таково: 75% мирного населения Сирии поддерживают власть. Конечно, не все сирийцы являются убежденными сторонниками действующего президента Башара Асада. И это абсолютно нормальное явление для любой страны. Люди просто хотят мира и выступают за светское государство.
Однако на Западе предпочитают об этом не говорить. Все внимание СМИ приковано к тому, что сегодня происходит в отдельно взятой точке — в восточной части Алеппо. То есть судьба большинства населения Сирии просто не интересует правительства западных стран и даже правозащитные организации.
— Но ведь на Западе только и говорят, что о поддержке сирийской оппозиции?
— Когда я была в Сирии, то у меня была возможность встретиться с представителями политической оппозиции — людьми, которые принимали участие в мирных демонстрациях протеста еще в 2011 году. Все они с горечью говорили о том, что западные страны предприняли все усилия, чтобы отвлечь внимание от процесса политических реформ, и всячески способствовали вооруженному мятежу.
Ирония заключается в том, что на словах Запад поддерживает оппозицию в Сирии, но в действительности по-настоящему умеренная оппозиция была полностью дискредитирована. Ее просто вытеснили вооруженные группировки с экстремистской идеологией.
— Вы побывали в зоне боев, в том числе в Алеппо. Что сегодня там происходит?
— Сегодня город разделен на две части. Это произошло в результате захвата восточных кварталов Алеппо боевиками, спонсируемыми извне, в частности государствами Персидского залива.
Мы знаем, что в этой части города действуют по меньшей мере два десятка различных вооруженных группировок. В их числе "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ), которая была переименована некоторое время назад, чтобы не напоминать о ее связях с "Аль-Каидой" (запрещена в РФ), бригада "Харакят Нур ад-Дин аз-Зинки", получившая известность после того, как ее боевики публично обезглавили 12-летнего палестинского мальчика (обвиненного в "сотрудничестве с режимом Асада". — Прим. корр. ТАСС), а также "Ахрар аш-Шам", которая выступает за физическое уничтожение мусульман-шиитов.
Все эти группировки фактически взяли в заложники местное население.
— Какова гуманитарная ситуация в городе?
— Гуманитарная ситуация в Алеппо сложная. Причем она сложная как в восточной части города, так и западной, которая постоянно подвергается обстрелам боевиков. Правда, о положении мирного населения в западном Алеппо мы почему-то редко читаем в европейских или американских газетах.
Я бы хотела особо остановиться на той роли, которую играют гуманитарные организации в сирийском конфликте. Самая известная из них, конечно, "Белые каски".
— В интернете сегодня можно найти много роликов с участием волонтеров "Белых касок".
— Я бы не стала называть их волонтерами и сейчас объясню почему. Во-первых, "Белые каски" позиционируют себя как нейтральная неправительственная организация. Однако при этом она получает финансирование — речь идет о сумме в $150 млн — от властей США, Великобритании, ряда других европейских государств, например, Дании, Нидерландов, Франции. Все эти страны открыто выступают за свержение Башара Асада.
Недавно стало известно, что спонсировать "Белые каски" будет Катар. При этом есть данные о том, что это государство прямо поддерживает экстремистские группировки в Сирии.
Во-вторых, организация "Белые каски" была создана еще в 2013 году бывшим сотрудником британских спецслужб Джеймсом Ле Мезурье. Это довольно известная личность в компаниях, связанных с охранным бизнесом, в том числе американской компании Blackwater, к услугам которой часто прибегало ЦРУ для выполнения так называемой грязной работы — заказных убийств и прочего. Ранее Ле Мезурье привлекался к работе в различных горячих точках, в том числе в Косове, Ираке, Афганистане, Йемене.
— То есть вы утверждаете, что "Белые каски" вовсе не такие уж белые?
— Надо понимать, что данная организация действует исключительно в районах, подконтрольных группировкам "Исламское государство", "Джебхат ан-Нусра" (запрещены в РФ). Из собранных мною на месте свидетельств я смогла сделать вывод, что "Белые каски" не занимаются никакой гуманитарной деятельностью. Это лишь прикрытие.
Так называемые волонтеры из "Белых касок" открыто симпатизируют исламистам. Для этого достаточно посмотреть на личные страницы в "Фейсбуке" некоторых видных представителей этой организации.
Что же касается их профессиональных навыков, то они вызывают серьезные сомнения. Настоящие парамедики и спасатели сходятся во мнении, что у "Белых касок" просто нет должной подготовки, они не знают, какую помощь необходимо оказывать людям, оказавшимся под завалами и многое другое. При внимательном просмотре пропагандистских роликов "Белых касок" можно без труда обнаружить множество несуразностей.
При этом в Сирии есть настоящая организация гражданской обороны, существующая еще с 1953 года и зарегистрированная в международной организации ICDO. Однако, когда боевики вторглись в восточный Алеппо, они захватили оборудование сирийской гражданской обороны, включая большинство машин скорой помощи и пожарные грузовики, а сотрудников просто расстреляли.
Беседовал Сергей Щербаков