Все новости

Антон Атрашкин: ИННОПРОМ вырос в рыночных условиях, мы понятны и интересны для бизнеса

Для международной выставки ИННОПРОМ, которая проходит в Екатеринбурге, 2017 год станет экспериментальным. Впервые в России конгрессно-выставочное мероприятие такого уровня замахнулось на самоокупаемость и отказалось от государственного финансирования. Ранее Свердловская область выделяла на него по 100 млн рублей каждый год. Директор деловой программы ИННОПРОМ Антон Атрашкин в интервью ТАСС рассказал о том, как организовать крупнейшую промышленную выставку без государственных денег.

 В этом году вы в первый раз организовываете ИННОПРОМ без финансовой помощи государства. Чем было вызвано решение пойти на такой рискованный шаг?

— Для нас это серьезный эксперимент. Как известно, год назад было подписано соглашение между Свердловской областью, Минпромторгом РФ и оператором выставки группой компаний "Формика" о том, что бренд "ИННОПРОМ" передается в аренду на 10 лет организаторам, а Свердловская область прекращает финансирование проекта. Мы считаем, что это правильное решение, так как изначально задача региона была поддержать выставку на первом этапе и раскрутить проект. Но сейчас ИННОПРОМ уже не ребенок, он вырос, и его пора отпустить из бюджетной семьи. С самого начала мы делали проект понятным и полезным прежде всего для бизнеса, придумывали новые сервисы и проекты в рамках ИННОПРОМ, которые в итоге оценили и российские, и иностранные участники.

То есть, можно сказать, что проект вышел на окупаемость?

— Говорить об окупаемости мы сможем только после того, как подведем итоги работы по окончании ИННОПРОМ. Но могу сказать, что мы, пожалуй, единственное международное конгрессно-выставочное мероприятие в России, которое финансирует само себя. Наша бизнес-модель построена на эффективности, прозрачности и рыночных принципах. При этом мы не собираемся снижать заданную планку стандартов организации из-за того, что государство больше не финансирует нас. В частности, наша церемония открытия, как всегда, пройдет на очень высоком технологическом уровне.

Ходят слухи, что в этом году принято решение сделать вход на выставку платным для посетителей. Это тоже часть стратегии окупаемости?

— Нет, это никак не связано. Если вы заранее зарегистрируетесь на сайте innoprom.com, даже если вы сделаете это за несколько минут до входа на выставку через мобильный телефон, то вы проходите бесплатно. В любой из четырех дней выставки. Но если гость не пользуется интернетом, если он подошел к стойке регистрации и собирается диктовать свои имя и профессию, то ему придется заплатить скромные 300 рублей. ИННОПРОМ ориентируется на профессиональную аудиторию, мы знаем, что у всех есть смартфоны, приложения, доступ к интернету. Таким образом, мы отсекаем случайных прохожих. Но подчеркну, что мы никого не прогоняем: 300 рублей — это очень скромная плата за недисциплинированность.

В нынешнем году спрос на участие в выставке со стороны промышленных предприятий вырос чуть ли не вдвое. Все ли площади уже раскупили?

— В этом году мы приблизились к 50% загруженности уже в начале года, то есть за полгода до выставки, и сейчас рады сообщить, что у нас осталось всего менее 10% незаполненных площадей. В следующем году с осторожным оптимизмом ожидаем дефицит площадей. Учитывая, что заявки поступают ежедневно, у нас есть уверенность, что в этом году ИННОПРОМ будет полностью заполнен. В этом году мы ожидаем 620–650 компаний, больше половины из них будут иностранными: это японские Fanuk и Mazak, немецкие Siemens и Siempelkamp, шведская Volvo, российские Ростех, "Синара", АвтоВАЗ и многие другие. Также на выставке будут представлены 4 национальные экспозиции — японская, немецкая, итальянская и корейская.

В этом году партнером ИННОПРОМ стала Япония. Насколько высок интерес компаний из этой страны?  

— С японской стороны будет более 100 компаний, делегация — более 500 человек. Это директора крупных компаний, представители малого и среднего бизнеса. Японцы отмечают, что сами не ожидали такого большого интереса. Участие Японии в качестве страны-партнера — это большая победа министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, который пригласил ее представителей на ИННОПРОМ во время бизнес-миссии в марте прошлого года. 

Такое количество участников делегации требует очень серьезной организационной подготовки. В том числе и в плане перевода, с которым раньше были сложности.

— Мы с каждым годом совершенствуем подготовку, в том числе и в части синхронного перевода. В этом году этот вопрос мы решаем совместно с японской стороной и приглашаем только сертифицированных лингвистов. Так что уверен: проблем с языковым барьером не будет.

В информационном поле в последнее время в контексте ИННОПРОМ стала звучать фраза "Большая индустриальная неделя". Вы решили провести "ползучий ребрендинг"?

— Нет, это не ребрендинг. "Большая индустриальная неделя" — это результат того, что внутри ИННОПРОМ вырос целый ряд специализированных проектов, которые между собой тематически никак не связаны и представляют как разделы выставки, так и деловые мероприятия. Поэтому мы создали новый бренд — "Большая индустриальная неделя", внутри которого есть ИННОПРОМ и целый ряд дополнительных независимых треков, таких как "Металлообработка", Международный форум развития промышленного экспорта IndEx Forum (Industrial Export Forum), форумы "Цифровое производство", "Автоматизация и робототехника", Форум производителей компонентов, форум-выставка "Диверсификация оборонно-промышленного комплекса", Global Industrial Design Forum, форум-выставка профессионального образования "ПРОФИ" и другие.

Успех большинства форумов иллюстрируется в прессе внушительными цифрами подписанных соглашений. В 2016 году на ИННОПРОМ заключено контрактов на скромные 4,5 млрд рублей. Какие ожидания в этот год?

— Мы каждый год говорим, что не мерим успех ИННОПРОМ суммой подписанных контрактов, и 4,5 млрд не наша заслуга. Выставка — это площадка для организации контактов между компаниями. Поэтому когда она заканчивается и мы получаем много откликов от наших экспонентов о том, что они встретили здесь важных, интересных партнеров, с которыми они начинают работу и планируют подписать контракты, то считаем свою задачу выполненной. Пусть эти документы будут подписаны где-то в другом месте, но если эти компании познакомились у нас, значит мы работаем не зря. Например, в прошлом году у нас впервые была Национальная экспозиция Италии, а недавно мы узнали, что одна из миланских станкостроительных компаний нашла своего первого заказчика в России, благодаря знакомству в Екатеринбурге.

Тема нынешней выставки: "Умное производство: глобальный подход". Будет ли обсуждаться роботизация промышленности? Может быть, японская сторона представит прототипы своих роботов?

— Мы по-прежнему продолжаем работать в рамках производственных тем, не уходим в сторону финансов или экономики. Конечно, тема роботизации и автоматизации промышленности станет одной из ключевых. Впервые на ИННОПРОМ приезжают президент Международной федерации робототехники Джозеф Джемма, большая делегация компаний — производителей роботов, в том числе из Японии. Создание безлюдных производств, когда всю работу внутри завода делают машины, — главный тренд современной промышленности, который вызывает жаркую дискуссию. Эта тема будет очень ярко отражена не только в деловой программе, но и на стендах компаний, где будут установлены умные станки и машины.

Насколько нам известно, еще одним новшеством ИННОПРОМ-2017 станет участие байеров. Кто это?

— С самого начала для нас были важны не только качественные экспоненты, но и качественные посетители. Чтобы российские производители выставлялись на выставке, они должны быть уверены, что к ним на стенд придут потенциальные покупатели. Это и есть наш качественный посетитель. В этом году мы запускаем программу привлечения профессиональных байеров, то есть представителей зарубежных торговых компаний, которые занимаются продвижением российской техники на иностранных рынках. К нам приедут байеры из Ирана, Ирака, Египта, Алжира, стран Южной Америки, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. Для них на ИННОПРОМ будет создана особая программа, будут организованы специальные туры по выставке, в рамках которых они знакомятся с российской машиностроительной продукцией, мы проведем для них отдельные мероприятия с участием руководителей правительства РФ, Российского экспортного центра. Для участников выставки дан четкий сигнал: если они привезут на ИННОПРОМ свою технику, то организаторы помогут им встретиться с потенциальными покупателями. И качественные контакты неизбежно превратятся в большие контракты.

Беседовала Алина Имамова