Все новости
Обновлено 

Роберт Уразов: навыки лишь 17% студентов колледжей РФ соответствуют стандартам WorldSkills

Результат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia, который прошел в 2017 году в 243 техникумах и колледжах страны, показал, что мировым стандартам соответствует уровень профессионализма только 17% студентов. О том, как WorldSkills меняет систему профессионального образования в стране, приближает ее к реальным потребностям экономики, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор союза "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Роберт Уразов.

— В Казани 11 декабря открылся IT-чемпионат DigitalSkills. Почему вы решили провести отдельные соревнования по цифровым специальностям?

— Наше движение разрослось: только студентов колледжей у нас уже 150 тысяч. Около 10 тысяч прошли через вузовские чемпионаты, почти 15 тысяч ребят сдали демонстрационный экзамен. В JuniorSkills — около 3 тысяч детей. Плюс порядка 2 тысяч молодых рабочих различных предприятий участвуют в корпоративных чемпионатах Hi-Tech.

Естественно, возникают новые направления. DigitalSkills — чемпионат, ориентированный на цифровую экономику. В стратегии, которая подписана президентом РФ, в программе, которая принята правительством, определены восемь технологий, которые критически важны для развития цифровой экономики. Из этих технологий мы выбрали, какие навыки нужны для их реализации. Технология мертва без ее носителя. И наша задача — создать таких носителей. Сначала нужно подготовить людей, потом появляется экономика. Не возникает связи в обратной последовательности: невозможно сначала создать экономику, а потом найти под нее людей. Люди ее создают. И мы решаем очень простую задачу: мы создаем тех людей, которые будут создавать экономику.

Если говорить о компетенциях, на DigitalSkills будет представлено: машинное обучение, более продвинутая версия искусственного интеллекта — пока в России это не очень представлено; технология дополненной и виртуальной реальности; информационная безопасность, квантовые вычисления, инженерный дизайн и другие. Это те компетенции, которые фактически формируют основу экономического движка.

— Какие компании стали партнерами этих соревнований?

— Чемпионат DigitalSkills поддержали 1С, "Сбертех", "Яндекс", Mail, InfoWatch, IBS и многие другие. Думаю, совокупно эти компании точно представляют 90% рынка IT-технологий. Бизнес крайне заинтересован в том, чтобы появлялись не только менеджеры, управленцы цифрового бизнеса, но и люди, которые создают добавленную стоимость.

— Отраслевых веток, инициированных российским движением, уже много: Hi-Тech, DigitalSkills, AgroSkills, LogisticSkills. Какие идеи вы планируете продвигать на международном уровне?

— У нас есть ряд флагманских проектов, которые мы предлагаем как элемент наследия мирового чемпионата в Казани в 2019 году. Чемпионат еще не прошел, а наследие уже сформировано. DigitalSkills — один из таких проектов. Мы обсуждаем, что либо DigitalSkills, либо WorldSkills Hi-Tech в 2019 году пройдет не в России. Вероятнее всего, в Казахстане, потому что у этой страны есть большой интерес к тем технологиям, которые мы развили.

Еще один проект — Skills Passport — это документ специалиста, который подтверждает его квалификацию в мире. Он выдается по итогам демонстрационного экзамена, оценивающегося по стандартам WorldSkills. Мы сделали этот проект в формате приложения к основному документу об образовании, где указаны ваши конкретные навыки в цифровой форме, чтобы работодатель смог оценить, что вы умеете делать и в какой степени. Фактически это создание в стране уникального языка профессионализма, который дополнит, а в некоторых случаях и опередит государственные профстандарты. Часто механизмы избыточного государственного регулирования тормозят развитие быстро меняющихся отраслей. И мы предлагаем альтернативу, мостик между государственной системой и бизнесом. WorldSkills может очень быстро поменять стандарты, в течение одного года. Мы анонсировали Skills Passport на генассамблее WorldSkills International, и уже шесть стран — Индия, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Казахстан, Беларусь — подписали с нами соглашение.

— Сколько человек в России уже получили Skills Passport? Каковы результаты тестирования?

— В 2017 году Skills Passport получили 14 тысяч человек. В прошлом году их было ноль. Это абсолютно новый продукт. Почти 250 колледжей продекларировали, что готовы работать по стандартам WorldSkills. В 2018 году их станет уже 676. Число регионов, в колледжах которых будет внедряться демонстрационный экзамен, выросло почти вдвое — до 51.

И по количеству участников демэкзамена тоже удвоение: около 26 тысяч ребят заявили, что готовы сдать его.

Результаты 2017 года пока такие: только 17% студентов, сдавших демэкзамен, соответствуют мировым стандартам WorldSkills. Если говорить о международном чемпионате, в отдельных компетенциях каждый второй участник был на уровне. А вот по цифровым компетенциям у нас почти нули. Это означает, что людей, которые будут делать цифровую экономику, у нас фактически нет. И во многом чемпионат DigitalSkills — про то, как эти "скиллы прокачать", сделать так, чтобы в нашей стране появились носители навыков лучше, чем в мире.

— Какие преимущества получают колледжи, внедрившие в систему оценки демонстрационный экзамен?

— Мы исходим из того, что колледж, который работает по нашим стандартам, как минимум более коммерчески привлекательный. У WordlSkills Russia сейчас узнаваемость бренда порядка 25%. То есть 25% в стране знает, что это такое. И они знают, какие ценности наше движение несет. Ведь не очень правильно стимулировать колледж исключительно мерами государственной поддержки. Колледж вполне себе хозяйствующий субъект на рынке. Спрос достаточно большой: есть взрослое население, которое готово переучиваться, есть компании. И мы создаем инструмент для заработка, продавая качественный продукт под названием "качественная подготовка". И мне кажется, это наиболее важный бонус, который должен извлечь каждый директор из нашего движения. Если вы способны делать что-то востребованное рынком, это будут покупать.

У нас есть еще один инструмент, который тоже очень важен для колледжей и который мы будем продвигать как элемент международной повестки, — Академия WorldSkills, которая переобучает преподавателей колледжей.

— Сколько преподавателей прошли через академию?

— В этом году через Академию WorldSkills прошли 5 тысяч преподавателей и мастеров производственного обучения. Это означает, что в сотнях колледжей появляются люди, способные транслировать новое содержание. Уверен, через два года мы увидим эффект. Вкладываться нужно не в нормативные акты и инструкции, а в оборудование и в людей. Преподаватель выпускает продукцию под названием "будущее человека", того ребенка, который попал к нему в руки.

Преподаватели колледжей вовлечены в экспертное сообщество WorldSkills, и у них есть возможность общаться, узнавать о последних тенденциях на рынке, есть мотивация. У каждого преподавателя, который прошел через академию, есть свой дипломный проект. Мы не любим теоретические работы, у нас акцент на практику. И каждый преподаватель должен подготовить двух человек, которые по уровню профессионализма будут соответствовать чемпионам. Для них это мотивация. Я понимаю, что получится, наверное, не у всех и не с первого раза. Но это создает в системе понятное направление. Основное мерило — не соответствие нормативному акту, причем иногда не самому современному, а публично продемонстрированный профессионализм. И эти преподаватели, я уверен, позволят нам гораздо быстрее изменить нашу систему профобразования, нежели просто управленческие решения.

— Какая у вас цель на следующий мировой чемпионат в Казани?

— Конечно, мы хотим взять больше медалей, чем китайцы. Пока эта задача выглядит так: да, мы сейчас ездим уже не на "Запорожце", а на "Ладе Весте", но нам нужно конкурировать с Maserati.

— Такой большой разрыв?

— К сожалению, да. Но у нас были предположения, почему китайцам удалось взять больше медалей, и они оправдались. В некоторых компетенциях мы понимаем, как китайцев обойти, какими нашими преимуществами взять: это и перенос лучших олимпийских спортивных практик, и использование нейро- и когнитивных технологий.

Беседовала Татьяна Виноградова